Слайд 1Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф, Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Лекция №15
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Гегель. Фейербах.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3П л а н
1. Философия Гегеля
2. Философия Фейербаха
3. Значение
немецкой классической философии
Слайд 4Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классического идеализма
исключительная заслуга Гегеля перед философией – РАЗРАБОТКА ДИАЛЕКТИКИ – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Слайд 5Важнейшие философские труды Гегеля
«Феноменология духа»
«Наука логики»
«Философия права»
Слайд 6Философская система Гегеля: логика, философия природы, философия духа
Логика: учение о
бытии, учение о сущности, учение о понятии
Бытие: Чистое бытие –
ничто – становление
Качество: бытие, наличное бытие,
для – себя – бытие
Учение о бытии:
качество, количество, мера
Слайд 7Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления
(сознания) и бытия
В
основе всего сущего – законы мышления, т.е. законы логики
Мышление и бытие подчинено одним законам
Слайд 8Объективное абсолютное мышление – ПЕРВОНАЧАЛО И ДВИЖУЩАЯ СИЛА развития всего
мира.
Проявляясь во всем многообразии
явлений оно выступает как
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
Слайд 9АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – это:
единственно существующая подлинная реальность
первопричина всего окружающего
мира, его предметов и явлений
Мировой дух, обладающий самосознанием
и способностью творить
Слайд 10Отчуждение
Абсолютный дух, отчуждает себя в виде:
окружающего
мира;
природы;
человека;
Слайд 11Диалектика
все – Мировой дух, «конечный дух» — человек, предметы и
явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала
(день и ночь, молодость и старость, война и мир и т. д.);
данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире.
Противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Слайд 12 Природа – инобытие идеи.
Дух, имеет три разновидности:
объективный дух;
субъективный дух;
абсолютный
дух.
Субъективный дух – сознание отдельного человека .
Объективный дух – «дух общества в целом»: право, нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа:
искусство;
религия;
философия.
Слайд 13 ИСКУССТВО — непосредственное отображение человеком Абсолютной идеи. «Увидеть»
и отобразить Абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди,
в силу этого они являются творцами искусства.
РЕЛИГИЯ — антитезис искусства. Если искусство — Абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — Абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
ФИЛОСОФИЯ — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания Абсолютной идеи. Философия — полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью»), высшее знание.
Слайд 14 ИСТОРИЯ, - процесс самореализации Абсолютного духа. Абсолютный
дух включает в себя идею свободы – вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.
Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
восточную;
антично-средневековую;
германскую.
Слайд 15 Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.
д.) — в обществе пользуется свободой и всеми благами жизни
лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Слайд 16Социально-политические взгляды Гегеля
государство – форма существования Бога в мире;
право
– наличное бытие (воплощение) свободы;
общие интересы выше частных;
богатство
и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;
противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
Слайд 17Людвиг ФЕЙЕРБАХ (1804-1872)
Его философия – завершающий этап немецкой классической философии
Главное
направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование
материализма
Слайд 18Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными
чертами которого были:
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение
от многовекового религиозного влияния
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека
большой интерес к социально-политическим вопросам
убеждение в познаваемости окружающего мира
Слайд 19Критика идеалистической философии Гегеля
Фейербах:
отвергает идею тождества бытия
и мышления
не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и
превопричины материального мира
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля
не признает единства философии и религии
Слайд 20Антропологический материализм:
единственно существующими реальностями являются природа и человек
человек является
частью природы
человек есть единство материального и духовного
человек должен
стать главным предметом философии
Слайд 21Значение немецкой классической философии
диалектика – универсальный метод и целостная система
логических категорий
вера в исторический прогресс, в плодотворность научного познания
гуманизм, уважение
к человеку
стала источником философии Маркса, Энгельса, Герцена
Слайд 22ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник
/ А.Г. Спиркин. –
М., 2007.
2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный
/ В.С. Ермаков. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
3. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
4. Радугин, А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004.
5. Философия: Учебное пособие /Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону, 2001.
6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- М., 2005.
7. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П.Сальникова, Г.Н.Хона. – М., 2002.