Слайд 1Основные школы медиа-исследований
Модуль № 2
Составитель: доцент Пустовойт Ю.А.
Слайд 2Основные школы медиа-исследований
Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн;
Анненбергская школа
Бирмингемская
школа
Glasgow Media Group
Слайд 3Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Коммуникация для Инниса — средство
хранения знания. А знание — власть. Соответственно способы коммуникации характеризуют также и власть —
и всегда находятся в её руках. По характеру средств передачи знания мы можем безошибочно судить о культуре. Изучая медиа-технологии соответствующего времени, мы можем понять суть культуры
Слайд 4Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Способность империи сохранять и поддерживать
свою мощь базируется на особой технике обращения со временем и пространством. Одни империи
концентрируются на времени, другие — на пространстве. Группа элиты, которая имеет доступ к этим медиа, наделена высшей властью.
Слайд 5Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
египетская империя и её письмена на камнях.
Информацию, записанную на камне, крайне трудно передать, невозможно изменить, — зато она хранится
очень длительное время. Такой тип хранения информации (а значит, и тип коммуникации) соответствует определённым характеристикам общества, среди которых: строгая социальная иерархия, ориентированность на традиции, строгая мораль. Группа элиты, которая имеет доступ к этим медиа, наделена высшей властью
Слайд 6Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Цивилизации же, которые ориентированы на пространство,
имеют гибкие и подвижные средства коммуникации (папирус, например). Папирус легко транспортировать,
переписывать, хранить, — а также терять, им легко обмениваться; с его помощью можно управлять обширной империей — рассылать безусловные к выполнению приказы. Такие империи широко разрастаются, характеризуются разветвлённой сетью государственного управления, работающей на длинные дистанции. Им также свойственно развитие абстрактных наук, теоретического знания. Монополия на знание при этом другая — здесь властью наделён социум, а не группа элиты.
Слайд 7Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
- смена материальных носителей
коммуникации ведет к существенным изменениям, например, папирус или бумага облегчают
транспортировку и работают на связь в пространстве,
- коммуникация обеспечивает как связь в пространстве, так и связь во времени,
- бюрократия ориентирована на связь в пространстве, религия – на связь во времени,
- цивилизации различаются и вариантами монополии на знания, для средневековой Европы в роли монополистов знаний выступали монастыри.
Слайд 8Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Маклюэн родился 21 июля 1911 года
в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада). С 1946 года до самой смерти —
а умер он 31 декабря 1980 года в Торонто — Маклюэн был преподавателем Университета Торонто, с которым связаны его основные научные и творческие достижения, и, по-видимому, умел обращаться с медиа, о которых писал. Его считали эксцентриком, — он вёл себя довольно непоследовательно и много дурачился. Маклюэн выступал с выездными курсами лекций, интервью с ним публиковали в журнале «Плейбой» (в 1968 году в интервью «Плэйбою» он пытался убедить его читателей, что мини-юбка — антисексуальна), он регулярно появлялся в телевизионных ток-шоу. Он также близко общался со многими звездами своего времени (Энди Уорхолом, Джоном Кейджем, Эзрой Паундом, королём Швеции Карлом Густавом, Вуди Алленом, список бесконечен). В общем, Маклюэн довольно много активничал, пока, наконец, не достиг своей цели: осенью 1965 года в газете «New-York Herald Tribune» писатель и публицист Том Волф написал о нём: «Видный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвиным, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым». Над этой фразой до сих пор многие подтрунивают, называя Маклюэна дилером теории коммуникаций. Кроме такой показухи, он довольно быстро оказался вовлечён в политические игры — его имя «как советника» упоминали с именами Джона Кеннеди и Ричарда Никсона. Многие его тексты были довольно сильно политизированы и буквально насыщены «Холодной войной».
Слайд 9Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Основной тезис Маклюэна, таким образом,
состоит в том, что письменность и печать (они упоминаются вместе и взаимозаменяются, потому что
дело, начатое первой, завершила вторая технология) ответственны за появление и развитие западного типа культуры со всеми вытекающими из неё следствиями. По его мнению, этот рубикон — причина всех бед, постигших западную цивилизацию; но избежать такого пути развития было невозможно.
Слайд 10Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
«Ухо — это паника, глаз —
это свобода».
«Как цивилизация повлияла на африканцев», которую пересказывает Маклюэн: изначально приехавших изумляли
высокие рабочие качества африканских рабочих, не тронутых цивилизацией, и, в частности, образованием. Их описывают, как радостных, хороших работников, не жалующихся и не знакомых с чувством усталости от монотонной работы или дискомфорта на рабочем месте; они также честны и невероятно искренны. Не подвергавшиеся обучению дети, например, могут сидеть недвижно сколь угодно долго. Но такие люди не способны выполнять сложную работу. Совершенно другими качествами обладают африканские жители, рождённые в христианских миссиях или прошедшие простейшее обучение. Обученный африканец начинает скучать на монотонной работе, он по-другому воспринимает время и пространство, что-то его интересует, а что-то нет. Он становится недисциплинированным работником. «Даже маленькая доля литературности производит такие эффекты».
Слайд 11Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Холодный однообразный визуальный мир —
вместо эмоционального устного разнообразного мира:
потеря мистического элемента;
одна черта — рациональность мышления — вместо
всего богатства чувств.
Создание цивилизованного человека, что включает:
создание типа человека-мыслителя, индивидуума;
создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение, пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму);
создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени;
жёсткая причинно-следственная связь элементов системы;
невовлечённость — пассивность.
Общество:
национализм;
индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения индивидов, например, перед законом слова, и так далее;
массовый рынок;
доступное образование (книга — первая машина-учитель), универсальная литературность, специализация и фрагментация знания.
Культура:
правильное написание и синтаксис, произношение (что отделило поэзию от песни, прозу от ораторства; теперь поэзия могла быть написана, но не услышана; музыка отделилась от слова);
появление Автора.
Слайд 12Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
«Фонетический алфавит сократил все
чувства до одного, визуального кода. И только в XIX веке разнообразие чувств и способов описания
действительности возвращается с коммуникационными электрическими медиа. Мы, однако, перед электрической технологией так же немы, как дикари — перед письменностью и механикой».
«Одновременность времени и пространства, а также спад национализма, рождённого печатью и уничтожаемого электрическими медиа, рождает мировую деревню» (один из самых громких терминов, придуманных Маклюэном). Вневременной характер такого сообщества влечёт за собой интимность, взаимосвязанность, общность социального опыта, — это возврат коллективного мышления, вовлечённости. Визуальная культура создаёт центрированные нации, электрическая — племена.
Слайд 13Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
«The Medium is the Message» (в отличие от отдельной
книги, которая называется «Medium is the Massage»). Эта фраза стала известна даже
тем, кто никогда не слышал про Маклюэна. Интерпретации этого названия посвящены целые монографии, — по-моему мнению, наиболее адекватная трактовка отсылает нас к Гарольду Иннису: «Форма медиа-технологии, средство передачи информации часто если не определяет, то серьёзно влияет на содержание».
Пример. «Та форма медиа, которой является пресса, по своей природе делает концепт правды безотносительным, несуществующим. Способ передачи информации, газета, журналистика, новостные агентства и так далее, — уничтожают само понятие правды».
Горячее медиа — это медиа, которое расширяет одно чувство до предела, до очень высокого разрешения. Высокое разрешение означает, что содержание полностью заполнено информацией. Такие медиа исключают или минимализируют вклад аудитории, перципиента. Примеры горячих медиа — радио, кино, телевидение.
Холодное медиа — это медиа, которое предоставляет участнику только форму, и для своего функционирования требуют большого личного вклада. Например, книги, которые требуют от читателя максимального внимания и дополнительного включения воображения.
Слайд 14Торонская школа: Г. Иннес и М. Мак-Люэн
Теория медиа как ампутация:
Медиа рассматриваются
Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств
и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Это отделение метафорически описывается Маклюэном как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Развитие электронных средств интерпретируется в этом плане как финальная «ампутация» человеческого сознания.
Слайд 15Анненбергская школа
Целью созданной в 1959 г. при Пенсильванском университете (США)
Анненбергской школы было изучение функционирования средств массовой коммуникации и их
воздействия на общество в широком социально-культурном контексте. В качестве основных направлений исследований сформировались следующие:
анализ кодов и форм структурирования образов и сообщений;
исследование поведения разных групп в коммуникационном процессе;
изучение коммуникационных систем, институтов, политики.
Центральное место отводилось исследованиям телевидения как главного культурного индикатора американского общества, определяющего состояние общественного сознания и психологии, мнения, вкусы, пристрастия и потребности людей, которые порождаются социальными системами и оказывают на них обратное воздействие.
Слайд 16Анненбергская школа
Получили известность исследования содержания телевизионных передач, проведенные авторами этой
школы в 1967 году. Телевидение рассматривалось как одно из средств
сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур.
Исследователи утверждали, что телевизионная система является стабильной и закрытой структурой, способной вводить массового зрителя в круг особой условной культуры со своими устоявшимися представлениями о жизненных ценностях и порядках...
Методология Анненбергской школы предполагает два уровня изучения системы телевизионных сюжетов и образов:
1. системный, выявляющий структуру главных ареалов телевизионного пространства,
2. культивационный, устанавливающий, что конкретно усваивается в сознании телезрителей в качестве общественных норм и ценностей...
С помощью этого индикатора определяется состояние общественного сознания и психологии, мнения, вкусы, пристрастия и потребности, которые порождаются социальными системами и оказывают на них свое ответное влияние.
Слайд 17Анненбергская школа
Широкую известность получили начатые в 1967 г. под руководством
профессора Гербнера исследования содержания телепередач и их воздействия на массовую
аудиторию в рамках проекта «Профиль насилия», целью которого было раскрытие системной сущности телевидения как одного из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур
Отталкиваясь от устоявшегося мнения, что насилие разлагает общественные нравы и порождает тягу к преступлениям, угрожая общественным нормам морали и «нормальному», не девиантному поведению, исследователи в результате выявили несколько неожиданные вещи: оказалось, что длительное общение с телевизионным «миром», насыщенным мотивами насилия, порождает у зрительской массы не столько тягу к девиантному поведению и стремление подражать жестокости на экране, сколько страх и пассивность перед силой как основу массового конформизма. Один из исследователей писал: «Страх как исторический инструмент социального контроля может быть еще более опасным результатом показа насилия, нежели агрессия». По мнению исследователей, культивируя потребительско-развлекательные функции, телевидение обеспечивает конформизм (пассивность) публики не в последнюю очередь за счет постоянного включения в систему телевизионной образности мотивов насилия.
Слайд 18Бирмингемская школа
Один из наиболее известных европейских центров по изучению массовой
коммуникации — Центр современных культурных исследований, созданный в 1964 г.
при Университете Бирмингема для подготовки аспирантов по этой проблематике по инициативе профессора Ричарда Хоггарда — первого его директора, ставшего в 1968 г. Исполнительным директором ЮНЕСКО — Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры. Следующим директором Бирмингемского центра стал Стюарт Холл, под руководством которого Центр значительно расширился, превратившись из преимущественно учебного в крупное исследовательское образование и приобрел известность как широко ориентированная организация, мгновенно откликающаяся на новейшие социально-политические веяния (что проявилось во время студенческих выступлений 1968 г.). С 1972 г. Центр издает серию сборников Working Paper in Cultural Studies (WPCS).
А в то время всё было возможно. Дети-цветы, зарождающийся феминизм, студенческие восстания. Ясное дело, что и история как наука не оставалась на уровне довоенной.
В то время зачитывались Марксом – вот и появились исследования культуры рабочего класса, в противовес культуре элитарной.
Наконец-то заметили, что мир разнородный, и появилась идея «мультикультурализма». Внимание стали привлекать маргинальные культуры – и тут же в научные труды увидели Супермена, Барби и телевизионные шоу. Культура, которую мы сегодня называем массовой, - вот что стало интересовать бирмингенскую школу.
Слайд 19Бирмингемская школа
С. Холл предложил типологию идеологичких по сути процессов «отбрасывания» информации в
масс-медиа, для чего используются (1) «маскировка и вытеснение», (2) «фрагментация»
и (3) «обман воображаемого единства и связи», якобы существующих в современном обществе
Первая осуществляется путем недостаточного освещения фактов классовой эксплуатации и возникающих на этой основе конфликтов. Второе относится к тенденции отрицать или игнорировать общие для рабочего класса интересы и подчеркивать плюрализм, разнородность и индивидуальность социальной жизни. Третье осуществляется на основе отсылки к национальному согласию, общему для всех классов и здравомыслящих людей доброй воли.
В 1980 г. С. Холл предложил модель «кодирования — декодирования дискурса медиа»2(проблемы кода и дискурса будут специально рассмотрены далее). По Холлу, медиатекст локализован между его производителями, определенным образом кодирующими сообщение с идеологическими и институциональными целями с помощью манипуля-тивного языка, и аудиторией, «восстанавливающей» (декодирующей) его смысл в ходе «оппозиционного чтения» (oppositionalreadings) в соответствии с собственным опытом, не обязательно согласующимся с тем, что был вложен в него отправителем. Умение публики читать «между строк» Холл обозначает термином «предпочтительное чтение» (preferredreading), или «переворачивание» (spin), оказывая тем самым сопротивление идеологическому воздействию.
Слайд 20Бирмингемская школа
Сторонники Бирмингемской школы исходят из того, что наличие у
журналиста профессиональных кодов только закрепляет гегемонистский культурный порядок — «профессиональные
коды способствуют воспроизводству гегемонистских определений.
Получается, что, каких бы убеждений на сознательном уровне ни придерживался журналист, сам факт использования им профессиональных дискурсивных практик уже превращает его в буржуазного журналиста. Известный парадокс модели доминирования, согласно которому, чем профессиональнее работают средства массовой информации, тем хуже для аудитории, верен и на этом уровне: профессионализм работников средств массовой информации оказывается только еще одним (и самым коварным) способом борьбы за идеологическую гегемонию. Например, Дж. Фиск убежден, что таблоиды оказывают на массы гораздо более позитивное воздействие, чем престижные качественные издания, потому что размещаемые в таблоидах сенсационные сообщения легче поддаются истолкованию с переговорно-корпоративной позиции, чем аналитические статьи и объективные репортажи, которые публикуют элитарные издания.
Это происходит потому, что сенсация предполагает оппозицию нормальному порядку вещей и, следовательно, подрыв официального порядка. Такого рода сообщения не претендуют на полную достоверность и, следовательно, интерпеллируют к скептическому субъекту, который колеблется между верой и неверием, потому что «видит всех насквозь» и не желает, чтобы его провели.
В то же время претензия элитарных изданий на правдивость и объективность своих сообщений представляет собой политический акт, направленный на то, чтобы дисциплинировать своих читателей, превратить их в «верующих субъектов» и тем самым заставить их занять подчиненную позицию по отношению к власть предержащим.
Иными словами, «желтая пресса» лучше элитарных изданий, потому что она имеет менее жесткие профессиональные критерии: журналисты таких изданий «не предпринимают никаких усилий, для того чтобы представить свою информацию как объективный набор фактов в неизменной вселенной;
Слайд 21Glasgow Media Group
Сообщения масс-медиа, являющихся в современном мире «новостным» монополистом,
воспринимаются публикой как отражение реальности, однако эта реальность весьма существенно
отличается от «реального мира», где происходит гораздо больше событий, которые находят свое отражение в программах новостей или ежедневной газете. Так, типичная ежедневная газета публикует только 25% новостной информации, поступающей от информационных агентств. Такая же ситуация, но, пожалуй, еще сложнее, на телевидении. Поэтому то, что мы получаем в качестве новости — результат тщательного отбора и решения, принимаемого в процессе гейткипинга: какое количество внимания
«...и редактор, определяющий главную тему дня, и администратор, который инструктирует съемочные группы и распределяет им задания, и киноредактор, отбирающий киноматериал для включения в выпуск, и тот, кто пишет текст, и дежурный редактор, контролирующий составление выпуска, устанавливающий последовательность сообщений и придающий им окончательную форму»1.
Один из первых и наиболее известных проектов, посвященный анализу содержания и особенностям производства телевизионных новостей, был осуществлен группой исследователей Университета Глазго в 1970—1980-е годы. Изучая новостные сообщения британского телевидения, ученые попытались ответить на основной вопрос: являются ли новости, транслируемые телевидением, объективными и непредвзятыми.
Слайд 22Glasgow Media Group
При изучении одного из самых заметных конфликтов в
промышленности — общенациональной забастовки шахтеров 1975 г. — была осуществлена
выборка из видеозаписей всех передач британского телевидения за полугодие, в течение которого освещалась эта тема.
Как правило, в печатных изданиях — газетах и сводках новостей -— представленная информация объединяется в блоки по типу содержания: зарубежная, политическая, экономическая, спортивная в целях удовлетворения разнообразных человеческих интересов.
В ходе исследований GMG эта типология была подтверждена и для телевизионных новостей, а также выявлена устойчивая зависимость между содержанием (типом контента) и средней продолжительностью информации. День заднем новости подаются в одних и тех же временных, пространственных и тематических границах, которые нарушаются только в кризисных ситуациях или при возникновении экстраординарных событий, когда возможны некоторые отклонения (увеличение длительности информации или смена «места» в блоке новостей).
Слайд 23Glasgow Media Group
Мир, представленный на экране, таким образом «натурализуется» и
воспринимается как естественный. Эту идею развивала одна из первых исследователей
процесса создания новостей американка Тачман: «Новости, — писала она, — это рамка, которая придает миру определенные очертания»
Слайд 24Glasgow Media Group
Исследователи из Глазго продемонстрировали некоторые важные образцы того,
что пропускается в новостях. Так, анализируя показ в телевизионных новостях внутринациональных (в
промышленности) и внешнеполитических конфликтов (спор из-за Фолклендских островов, переросший в вооруженное противостояние), они обосновали вывод, что основное внимание телевидение уделяет формам, последствиям конфликтов, т.е. внешним проявлениям, тогда как их причины остаются за кадром. Тем самым они показали образец селективного отбора новостей, столь устойчивый и предсказуемый, что он может быть с легкостью трансформирован в работающую модель отбрасывания нежелательной информации в целях легитимации существующего строя