Слайд 2Анатолий Николаевич Лутошкин
Слайд 3Азбука организации
организовать дело — значит выделить части этого дела, увидеть
основное, ведущее, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической
последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаимопомощь всех участников работы.
Слайд 4Организации без дела не существует
Слово «организация» имеет несколько значений:
организация
как деятельность, организаторская работа (организация соревнований), (мы рассмотрим организацию именно
так)
организация как общественное объединение,
организация как внутренняя дисциплина, организованность («У него четкость и организация в работе»).
Слайд 5Хороший организатор = знания+умения
Организаторские знания — это сумма сведений, познаний
в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей
личности и коллектива, правил организаторской работы. Знания можно получить, прочитав необходимые книги, послушав советы бывалых людей, понаблюдав за действиями других организаторов.
Слайд 6Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять
имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта
и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретившись с необходимостью организовать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание действий и приемов, которые он применял ранее в других обстоятельствах.
Слайд 7Хорошая организаторская работа зависит от
знания людей, с которыми работаешь,
знания
законов развития коллектива,
качеств личности самого организатора,
знания особенностей организаторской
работы,
знания дела, которое организуешь,
умения практически организовать.
Слайд 9
КЛЮЧИ К ЧЕЛОВЕКУ
Люди познаются в процессе работы. Однако, прежде чем
приступить к делу, надо, чтобы организатор располагал самыми необходимыми сведениями
о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой подход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, надо знать, на какой «замок» закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься.
Слайд 10Люди отличаются друг от друга и своими способностями
Представьте себе огромный
многоярусный орган, где каждая клавиша — особое свойство личности. Если
прикоснуться сразу к нескольким выбранным клавишам, то прозвучит аккорд — благоприятное сочетание звуков-свойств, которые придают данной личности свое неповторимое звучание. Но не просто звучание. Такое сочетание свойств обеспечивает человеку возможность достигать высоких результатов в какой-либо деятельности.
Слайд 11Ансамбль индивидуальных свойств и составляет способности человека.
Слайд 13Типы темперамента
Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп
деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом
создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово.
Слайд 14Сангвиник, по выражению И.П.Павлова, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь
тогда, когда у него много и интересного дела, т. е.
есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...».
Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности.
Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвиников можно еще узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные неприятности.
Слайд 15Флегматик — внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек.
У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой,
самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях.
Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик недостаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке.
В работе трудолюбив, но требуется «раскачка».
Слайд 16Меланхолик отличается повышенной чувствительностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как
правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны.
В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны.
Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы.
Слайд 17Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:
Слайд 18Советы организатору
Изучить интересы, увлечения, способности руководимых вами ребят. Подумайте, как
их можно использовать в организации общественной работы.
При распределении поручений, организаторских
заданий опираться не только на существующие способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться.
Чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» вашего класса в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способности замечены и не лежат мертвым грузом.
Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально. С учетом этого стройте свои требования к нему.
Слайд 19КТО ЕСТЬ КТО?
Своеобразие коллектива создают не столько люди, сколько отношения
между ними.
Слайд 21Людей может объединять общность характеров, интересов, способностей — эти люди
находят быстрее общий язык, взаимопонимание. Но люди могут объединяться и
по принципу дополнительности (взаимодополняемости) — каждый ищет в другом человеке то, чего ему самому не хватает. В этом случае отсутствие каких-либо качеств у одного человека компенсируется их наличием у другого. Например, импульсивность, порывистость и горячность холерика могут уравновешиваться в работающей группе самообладанием, рассудительностью флегматика.
Слайд 22При подборе групп для выполнения организаторских задач полезно иметь в
виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе.
Слайд 23Типы людей
Первый тип — люди, ориентированные на дело: они добираются
до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и
эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны; самостоятельны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы.
Слайд 24Второй тип — люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми,
на общение с ними. С такими легко работать: они проявляют
заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересует постольку, поскольку ее можно выполнять сообща. Забота о результате работы отходит для них как бы на второй план.
Слайд 25Третий тип — люди, ориентированные на себя. У них проявляется
стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на
успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Но, желая выделиться, обратить на себя внимание, могут создавать большое напряжение и достигать неплохих результатов
Слайд 26Советы организатору:
Постарайтесь «отгадать» дружеские или приятельские группировки в своем классе.
Выясните, что объединяет ребят, кто их возглавляет, как относятся друг
к другу лидеры этих группировок. Учтите, что такие сведения легче получить, если будете внимательнее к ребятам во время проведения общих дел, на переменах, на комсомольских собраниях.
Слайд 27Попытайтесь для себя определить учащихся, пользующихся влиянием в классе: лидеров-умельцев
(в разных видах деятельности), лидеров-организаторов, лидеров-инициаторов, классных «юмористов» (с кем
«не соскучишься»), лидеров — «совесть класса», лидеров симпатий. Смело привлекайте их к организаторской работе, опирайтесь на них при подготовке и проведении коллективных дел.
Слайд 28Не торопитесь упрекать ребят, которые, по вашему мнению, не интересуются
делами класса, не принимают участия в обсуждении вопросов жизни коллектива
на комсомольских собраниях, диспутах. Выясните причины этого поведения.
Твердо держитесь выбранного вами курса — сплочение коллектива. Но учтите, не любая сплоченность ценное приобретение. Бойтесь единства поддакивающих вам людей, опасайтесь единения ради сомнительного дела.
Слайд 29ЗА КЕМ В ОГОНЬ И В ВОДУ
Организаторские способности — это
такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно,
уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.
Слайд 30Общие качества личности организатора
компетентность — знание того дела, которое требуется
организовать;
активность — умение действовать энергично, напористо при
решении практически задач;
инициативность — особое
творческое проявление активности, выдвижении идей, предложений
Слайд 31общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты
с людьми;
сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их
причин и следствия, определять главное,
настойчивость — проявление силы воли', упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание — способность контролировать свои чувства, свое поведении в сложны ситуациях;
Слайд 32работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не
уставать;
наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти
детали;
самостоятельность — независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;
организованность — способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Слайд 33Существуют организаторы-«художники», организаторы-«мыслители», организаторы-«практики»
Организаторы- «художники» воздействуют на других эмоциональностью речи
и мимикой, «жаром души», образными картинами будущих достижений. В них
много фантазии,
воображения,
эмоциональной
приподнятости.
Слайд 34Организаторы-«мыслители» предпочитают действовать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении,
стремятся найти закономерности в работе. Внешняя сторона явления отодвигается ими
на второй план.
Главное — найти смысл,
целесообразность,
увидеть разумное
значение дела.
Слайд 35Организаторы - «практики» стараются увлечь собственным примером, больше показывать, как
надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость»,
основательность.
Слайд 36Советы организатору
Надо точно знать, что вы собираетесь делать.
В цепочке дел
найдите главное звено.
Научитесь говорить себе «нет».
Приступайте к делу сразу же.
Учитесь
приказывать самому себе.
Используйте свое время полностью.
Следите за тем, на что вы тратите свободное время.
Слайд 37КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ
Организаторская работа имеет свою «дистанцию».
Старт — получение задания.
1-й
этап — определение цели и усвоение задач.
2-й этап — обеспечение
работы (условия, средства, исполнители).
3-й этап — планирование работы и распределение обязанностей.
4-й этап — оперативное руководство
(согласование, учет, контроль).
5-й этап — анализ эффективности
и подведение итогов работы.
Финиш — отчет о выполнении задания.
Слайд 38Советы организатору
Не оценивайте работу человека с позиций личных симпатий или
антипатий. Предубежденность порой сильно мешает нам правильно понять действия другого
человека. Будьте объективны в своих оценках действий как ваших друзей, так и тех, к кому вы не питаете почему-либо личной симпатии.
Слайд 39Никогда не упускайте момента сказать о человеке доброе слово, если
он того заслуживает. Доказано, что похвала, одобрение действуют во много
крат сильнее, чем порицание.
Подвергая критике различные стороны поведения и действий сверстников, твердо убедитесь в достоверности тех фактов, сведений, которыми вы располагаете.
Слайд 40Адрес критики должен быть персонален. Огульность критики нетерпима. Ведь даже
в неудавшееся дело одни люди могут вкладывать всю душу, другие
нет; вот они-то чаще всего и бывают истинными виновниками срыва задания.
За свои ошибки отвечайте сами, не ищите «козлов отпущения». Наберитесь мужества и без оговорок («конечно, тут есть и моя вина, но...») признавайте собственные ошибки.
Слайд 41ПОЧЕРК ОРГАНИЗАТОРА
Для того чтобы хорошо организовать какое-либо дело, организаторы пользуются
самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать
собственным примером («делай, как я»), четвертые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются. Есть и такие, которые могут с успехом использовать разные способы воздействия на людей.
Слайд 42«Разящие стрелы»
Есть организаторы, которые действуют таким образом: единолично принимают решение,
настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания,
требования в сторону участников дела.
Слайд 43«Возвращающийся бумеранг»
Организатор, прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение,
свой вариант плана дела по кругу, советуясь с помощниками, с
участниками организуемого дела.
Выслушав мнения участников работы, а они могут быть противоречивыми, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с людьми и в процессе самой
работы, коллективно обсуждать
итоги, оценивая вклад каждого
в общее дело.
Слайд 44«Снующий челнок»
Организатору бывает порой нелегко работать там, где сами ребята
не могут договориться между собой, отказываются действовать дружно. Возникают конфликты,
ссоры. Как тут быть, что предпринять?
Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт.
Слайд 45«Плывущий плот»
Мы знаем ребят, волею судеб оказавшихся руководителями общественных организаций,
которые в своих действиях похожи на этот плот. Они предпочитают
плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.
Слайд 46ИГРЫ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА
Неожиданное соединение слов: «дело» и «игра». Дело
— это непосредственная наша с вами работа, в которой мы
решаем поставленные перед нами задачи («Ты опять не делом занят», — любят напоминать родители и учителя). Игра — способ развлечения, забава. Это такой вид деятельности, в которой реальные ситуации и отношения людей замещаются условными, заранее установленными, придуманными, со своими сюжетами, ролями.
Слайд 47ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ»
Слайд 48«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе,
и в то же время каждая из них сама по
себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
Слайд 49«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко
поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В
руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но - он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
Слайд 50«Мерцающий маяк»
Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных,
пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.
Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
Слайд 51«Алый парус»
Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности,
преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за
всех, все — за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.
Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
Слайд 52«Горящий факел»
Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого
являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность
каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Слайд 53ТРЕБУЕТСЯ НАСТРОЙЩИК
Настроения людей в коллективе, их душевные переживания и волнения,
за которыми угадываются взаимоотношения, отношение к работе, к окружающей жизни,
сливаясь вместе, образуют психологический климат коллектива.
Слайд 54Цветовой «ключ»
красный цвет — активизирующий, возбуждающий, создающий впечатление жизнерадостности, тревожности.
Нечто беззаботное и веселое не должно быть выражено одним красным
цветом;
желтый и оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют общительности, откровенности;
светло-коричневый — успокаивающий, смягчающий, теплый;
синий и зеленый цвета — холодные; синий создает дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремление к естественности;
фиолетовый действует несколько беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести;
розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.
Слайд 55Вместо заключения
Есть такая притча. Люди переносили тяжелый груз. Он был
упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски.
Каждый работник подходил и брал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, тот ответил: «Кому-то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я». Организаторская работа — ноша нелегкая и не всегда удобная.
Слайд 56Хотите подробностей?
Читайте книгу А.Н. Лутошкина «Как вести за собой»