Слайд 2Понятие о виде глагола
Вид (аспект) – постоянная и обязательная грамматическая
категория глагола.
Вид является обязательной глагольной категорией во всех языках
мира.
В системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы значения вида.
↓
Слайд 4Вид как «точка зрения» на ситуацию
Вид – это «точка зрения»
на ситуацию, способ увидеть её, охарактеризовать способ протекания действия.
Слайд 5Значения видов
Несовершенный вид (НСВ) – это действие, не достигшее своего
предела или результата, длящееся, повторяющееся, актуальное; это «середина действия»: читать,
петь, думать, прыгать.
Совершенный вид (СВ) – это действие, достигшее предела или результата, осуществившееся; это «конец действия» или «ситуация-точка»: прочитать, спеть, придумать, прыгнуть.
Слайд 6
Связь категории вида
с категорией времени
Слайд 7Почему у глаголов СВ нет настоящего времени?
И.Б. Шатуновский:
Совершенный вид… обозначает,
как минимум, 2 последовательные ситуации (например: Дождь кончился = дождь
есть / дождя нет), а две разновременные ситуации не могут быть одновременно одновременны с моментом речи! А предшествовать моменту речи (прошедшее время) или следовать за моментом речи (будущее время) – могут.
Слайд 8Семантика СВ: Вася похудел
(2 ситуации)
Ситуация 1: Вася толстый
Ситуация 2: Вася
худой
Слайд 9Семантика СВ: Вася выкопал яму
(3 ситуации)
1. Ямы нет
2. Вася копает
3.
Яма есть
Слайд 10Семантика СВ: Вася объелся
(4 ситуации)
1. Вася голодный
2. Вася ест
3. Вася
сыт (но продолжает есть…)
4. Вася слишком сыт
Слайд 11Способы образования видов
Перфективация – это образование глагола СВ от глагола
НСВ при помощи приставок или суффикса -ну- со значением однократности:
косить → на-косить,
играть → до-играть,
топать → топ-ну-ть
Имперфективация – это образование глагола НСВ от глагола СВ при помощи различных суффиксов:
сбросить → сбрас-ыва-ть, принести → принос-и-ть, отдать → отда-ва-ть
Слайд 12Понятие о видовой паре
Видовая пара – это два глагола, различающиеся
видом и совпадающие по лексическому значению: решать – решить, переписывать
– переписать, удалять – удалить и др.
Слайд 13Когда видовая пара образуется, а когда нет?
Видовая пара образуется в
большинстве случаев в результате имперфективации.
Вопрос об образовании видовой пары
в результате перфективации является спорным, так как в русском языке почти нет чисто видовых приставок. Всякая приставка обычно меняет значение глагола, ср.:
резать – обрезать, порезать, дорезать, прорезать, прирезать, зарезать, срезать, врезать, вырезать, нарезать, надрезать, перерезать, подрезать, изрезать…
Слайд 143 группы глаголов по способности образовывать видовую пару
1. Соотносительные по
виду глаголы
(= видовая пара)
2. Несоотносительные по виду глаголы
(одновидовые)
3.
Двувидовые глаголы
Слайд 151. Соотносительные по виду глаголы (видовая пара)
У таких глаголов единственное
различие – чисто видовое. Форма НСВ называет ‘действие в процессе
осуществления’, форма СВ – ‘результат, предел действия’ или ‘точечное, мгновенное действие’.
Решать – решить, сочинять – сочинить, раздавать – раздать, утешать – утешить; прыгать – прыгнуть; делать – сделать.
Слайд 162. Несоотносительные по виду глаголы (одновидовые)
Такие глаголы существуют в языке
либо только в НСВ, либо только в СВ. Основная причина
отсутствия у них пары – семантическая: какие-то действия мыслятся только как процесс (они в принципе не направлены на достижение результата), а какие-то – только как результат (мгновенные, неожиданные действия).
Благоговеть, недоумевать, знать, уметь, мочь, лежать; рехнуться, очутиться, сбрендить, рухнуть и др.
Слайд 173. Двувидовые глаголы
Это глаголы, у которых в одной лексеме потенциально
заключается значение обоих видов, и реализация видового значения зависит от
контекста: женить, казнить, крестить, атаковать, исследовать, использовать, обещать, ранить, велеть и др.
Я уже исследую (НСВ) эту проблему –
В курсовой работе я исследую (СВ) эту проблему и решу её.
Слайд 18Сложности установления видовой пары
! Не любые два глагола, образованные путём
имперфективации или перфективации, представляют собой видовую пару.
заблудиться – заблуждаться –
?
петь – запеть – ?
брести – бродить – ?
! Роль контекста:
Собака грызла (НСВ) кость → сгрызла (СВ).
Собака грызла (НСВ) верёвку → перегрызла (СВ).
Волк загрыз (СВ) овцу → ?..
Слайд 19Явление вторичной имперфективации
Слайд 20Способы глагольного действия
Производные глаголы (чаще всего одновидовые) образуют замкнутые группы,
которые объединяются по общности значения и словообразовательных признаков.
Такие глаголы
обозначают тот или иной способ протекания глагольного действия (СГД).
Слайд 21Классификация СГД
Анна Андреевна
Зализняк
Алексей
Дмитриевич
Шмелёв
Слайд 221. СГД временного типа
Начинательный: за-, по-, вз-(вс-)
Заахать, запеть, полететь, поехать,
взыграть
Длительно-ограничительный: про-
Просидеть (всю ночь), проплакать (по утра), проспать (до обеда)
Финитивный
(окончательный): от-
Отплясать, отговорить, отболеть, отмаяться
Однократный : -ну-, -ану-; с- (со-)
Брызнуть, дергануть, струсить, соврать
Многократный : -ива-, -ва-, -а-
Хаживать, сиживать, пивать, бывать, едать
Слайд 232. СГД количественного типа
Смягчительный : по-, под-, при-
Пообсохнуть, подрисовать, притормозить,
Сопроводительный : При-/под- – -ыва/ива-/-ва-
Прихрамывать, присвистывать, припевать, подвывать
Накопительный : на-
Нарубить,
насобирать, наварить, напылить
Тотальный : из- (ис-), по-, пере-
Изрубить, исколоть, изрезать, пораскидать, переколотить
Сатуративный (от латинского ‘насытиться’): на- – -ся
Наесться, напиться, наплясаться, насмотреться
Сатуративно-негативный: до- – -ся
Допрыгаться, доиграться, доиграться
Интенсивно-результативный: до- – -ся, за- – -ся, раз-(рас-) – -ся Дозвониться, заиграться, разговориться
Слайд 243. СГД количественно-временного типа
Усилительный: раз-(рас-) – -ся
Расшуметься, разораться, расшалиться
Ограничительный: по-
Полежать,
посидеть, полетать, поболтать
Прерывисто-смягчительный:
по- – -ыва-/-ива-/-ва-
Покашливать, посматривать, позвякивать