Разделы презентаций


КИМы как источники информационного материала в работе над заданием С2. 2013

Содержание

Лексические явления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КИМы
как источники информационного материала
в работе над заданием С2.
2013

КИМыкак источники информационного материалав работе над заданием С2.2013

Слайд 2Лексические явления

Лексические явления

Слайд 3Лексические группы

Лексические группы

Слайд 4 Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика —

как они думают.
Мысль

Слово (язык)


Мысль невозможна без слова, потому что именно

слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу
понятие.




Познание, человеческая деятельность

Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы захотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т.е грамматики.



Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают. МысльСлово (язык)Мысль невозможна

Слайд 5Грамматический строй языка
Грамматика охватывает собою:
законы и правила образования слов;
законы и

правила изменения слов;
законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на

основе этих соединений;
законы и правила построения предложений;
законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.
Соответственно в  грамматике  выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.
Грамматический строй языкаГрамматика охватывает собою:законы и правила образования слов;законы и правила изменения слов;законы и правила соединения слов,

Слайд 6Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить

предложения из любых слов, с любым значением.

Грамматические явления –  это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым

Слайд 7Взаимодействие  грамматики  с лексикой
Что может  выражать 

 мысль,  переданная  таким рядом слов:
ненавидеть, диктатор,

ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не?

Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»:
«Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили».

Следовательно, для того чтобы  выразить   мысль,  нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения  мысли.  
Взаимодействие  грамматики  с лексикой    Что может  выражать   мысль,  переданная  таким рядом слов:

Слайд 8Научный стиль в школе
Основная задача стиля –

предельно точно и ясно донести до читателя информацию.
Сфера применения: энциклопедии,

словари, справочники, учебная литература, рефераты, аннотации, лекции, доклады.

Лексика:
термины;
отсутствие образных средств;
частая повторяемость ключевых слов;

Синтаксис:
прямой порядок слов;
частое употребление причастных и деепричастных оборотов;
сложные предложения;
вводные слова;
повествовательные предложения.





Морфология:
преобладание существительных;
отсутствие личных местоимений и глаголов 1-2 лица;
отсутствие восклицательных частиц и местоимений.

Научный стиль в школе   Основная задача стиля – предельно точно и ясно донести до читателя

Слайд 9Пишем сочинение в научном стиле


Лингвистическое

сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является

доказательство истины, заявленной в тезисе.

Для научного стиля характерны
точность (недопустимы искажения фактов),
логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному);
отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида;

Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на
- последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…)
- причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…)
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…)
-итоги, выводы ( итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…).


Пишем сочинение в научном стиле     Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение,

Слайд 10Пишем сочинение в публицистическом стиле
Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле –

это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о

лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.

Для публицистического стиля характерны
четко выраженное авторское отношение к проблеме;
образность;
эмоциональность;
оценочность.

Языковые черты стиля:
1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.
2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Пишем сочинение в публицистическом стиле Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не

Слайд 11 (1)Алька любит сидеть верхом на

изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему

кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)– Березу объезжаешь, значит?
(8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)– Ну, скоро твоей игре конец!
(12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.
(16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. 
(17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. 
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это

Слайд 12(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и

скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и

иногда оглядывался:
(33)– Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.
(53)– Берёзу?
(54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.
(60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
(64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
(По Крапивину В.)

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень

Слайд 13 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают

люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,

Слайд 14Схемы сочинений С2.
Схема 1
Тезис

Рассуждение о смысле высказывания


Пример лексического явления, его

роль


Пример грамматического явления, его роль


Вывод
Схема 2
Тезис

Рассуждение о

первой части тезиса (о лексике)


Пример лексического явления, его роль

Рассуждение о второй части тезиса (о грамматике)

Пример грамматического явления, его роль


Вывод



Схемы сочинений С2.Схема 1ТезисРассуждение о смысле высказыванияПример лексического явления, его рольПример грамматического явления, его роль  ВыводСхема

Слайд 15Обратите внимание!

Учащийся может объединить в один абзац анализ лексических и

грамматических явлений представленных в тексте, и снижать балл за нарушение

абзацного членения не следует.

Схемы сочинений С2.

Схема 3

Небольшое вступление

Пример лексического явления, его роль


Пример грамматического явления, его роль


Тезис (вывод)

Обратите внимание!Учащийся может объединить в один абзац анализ лексических и грамматических явлений представленных в тексте, и снижать

Слайд 16Характеристика лексических явлений в тексте

Характеристика лексических явлений в тексте

Слайд 17Характеристика лексических явлений в тексте

Характеристика лексических явлений в тексте

Слайд 18Характеристика грамматических явлений в тексте

Характеристика грамматических явлений в тексте

Слайд 19Характеристика грамматических явлений

Характеристика грамматических явлений

Слайд 20

По моему мнению, это правильно, ведь лексика объясняет значение слов,

их смысл, а грамматика превращает их в законченную мысль.
Например, такое лексическое явление, как морфема, помогает увидеть, что слова «малёк» и «малец» образованы от одного и того же корня. Так обычно говорят о малолетних детях.
Но с точки зрения грамматики эти слова являются обращениями, называют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуации могут приобретать разный смысловой оттенок: в устах Касюкова «малёк» (пр.27) отражает пренебрежение к Альке, а Матвей Сергеевич словом «малец» (пр.28) подчёркивает своё доброе отношение к мальчику.
Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять смысл сказанного.
По моему мнению, это правильно, ведь лексика объясняет

Слайд 21 Безусловно, в лексике отражается вся картина

мира, но, чтобы получилось связное высказывание, нужна грамматика, которая помогает

правильно выразить мысль.
Эти явления можно рассмотреть на примере из текста: лексическое значение слово «малёк» (предложение 27) - «маленькая рыбка». Автор использует это существительное не в прямом, а в переносном значении, которое в реплике Касюкова приобретает грубовато-пренебрежительный оттенок.
Впрочем, речь данного героя характеризует его как человека грубого, бессовестного: глаголы «хватай и двигай» в повелительном наклонении в односоставном побудительном предложении 30 помогают убедиться в этом.
Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают лучше понять авторский замысел.
Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, но, чтобы получилось связное высказывание, нужна

Слайд 22 В самом деле, по тому, какие

слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое

сказать о нём самом.
Например, такое лексическое явление, как многозначное слово «объезжаешь» в 7 предложении помогает увидеть ехидное отношение «высоченного» парня к игре мальчика.
А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством «ухмыляясь», передающим признак действия предмета (в данном случае глагола «велел») даёт возможность читателю почувствовать подлость намерений незваного гостя.
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта Касюкова.
В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает

Слайд 23 Слова этого лингвиста о языке показывают,

как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире,

и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» - «лошадь» – «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесен топор, и мальчик готов любой ценой спасти её.
Неопределённо-личное же предложение в составе сложного («берёзу срубят», предл. 51), свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить это.
Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и

Слайд 24 Слова отражают образ наших мыслей, но,

чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать

между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.
Такое лексическое явление, как фразеологизм «отошлю к чертовой бабушке» в предложении 49, отражает справедливое желание Матвея Сергеевича наказать Касюкова за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов служат средством их связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Г. Степанова: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понятной и связной.
Слова отражают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо

Слайд 25 Действительно, словарный запас человека помогает увидеть

его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее

важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
Так, разговорные слова «ползёшь», «пацан» (пр.27,30,33), употреблённые Каcюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек.
Этот же вывод помогает сделать такое грамматическое явление, как глаголы в повелительном наклонении в побудительных предложениях 27,30 («хватай», «тащи», «двигай») которые использует этот парень в речи.
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим,

Слайд 26 Да, лексика и грамматика –

две стороны одной медали – нашей речи. Важно не только

употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В.Крапивина?
Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не простое «рубить», а возвышенное «губить» (65 пр.) Это говорит о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу.
Но воздействовать на читателя могут не только слова, но и построение предложения. «А берёзу твою – под корешок», - цинично заявляет «дяденька». В неполном предложении как грамматическом явлении пропущено сказуемое, но оно понятно всем. Касюкова совершенно не волнуют ни красота дерева, ни переживания Альки.
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.
Да, лексика и грамматика – две стороны одной медали – нашей речи.

Слайд 27 Действительно, человек использует лексические и грамматические

средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образованностью. По его

словам, построению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом.
Например, такое лексическое явление, как просторечные слова «малёк» (пр.27), «пацан» (пр.24), употреблённые Касюковым, показывают его пренебрежительное отношение к мальчику, а неполные предложения (11,15, 17-19) как грамматическое явление отражают способ мышления этого практиканта. Так говорят люди, которым безразлично, поймут ли их окружающие.
Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир человека.
Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием,

Слайд 28 В самом деле, легко убедиться в

том, что если лексика – это способ выражения нашего восприятия

предметов, явлений, действий окружающего мира, то грамматика – это средство организации наших мыслей.
Например, просторечное слово «задаст» (предложение 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
Только единство лексики и грамматики помогает людям излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим.
В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика – это способ

Слайд 29 Грамматические и лексические особенности любого

текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить

его отношение к тому, о чём он пишет.
Обратимся к фрагменту рассказа В.Крапивина. То, что мысль обмануть Альку, заставить его поработать вместо себя возникла внезапно и она развлекла Касюкова, передано автором в просторечном слове «ухмыльнулся» (предложение 26). Читатель сразу представил, как злорадно порадовался практикант, поняв, что легко может провести доверчивого мальчика.
Автору необходимо было детально описать, как совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова, и поэтому он использовал глагольные словосочетания со связью примыкание, в котором зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр.10), «вдруг ухмыльнулся» (пр.26), «ухмыляясь, велел» (пр.30), «ухмыляясь, подходил » (пр.43).
Всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного лингвиста Г.Степанова о том, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский

Слайд 30 В самом деле, всё,

что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них

имеет своё значение. Например, фразеологизм «устрою баню» в предложении 50 помогает представить действия Матвея Сергеевича, у которого бессовестный поступок Касюкова вызвал негодование и желание наказать практиканта.
А вот к Альке, искренне стремящемуся спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и грамматика помогает превратить отдельные слова в законченную мысль. Например, в простом предложении 66 сказуемые «обнял и прижал», грамматически зависят от подлежащего он, так как соотносятся с ним в роде и числе. Они обозначают действия растроганного Матвея Сергеевича, по-отечески защитившего Альку.
Следовательно, для того чтобы  выразить   мысль,  нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.
В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и

Слайд 31 Лексика позволяет человеку выразить себя

в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои

мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.
Так, отношение Матвея Сергеевича к поступку Касюкова помогает понять такое лексическое средство, как фразеологизм «устрою баню» (предложение 50). Действительно, что, кроме наказания за своё издевательство над доверчивым мальчуганом, заслуживает этот великовозрастный «балбес»?
А вот желание успокоить Альку, утешить его можно увидеть в вопросительно-риторическом предложении 64: «Чего же дерево губить?» В нём утверждение выражено в вопросительной форме, и мальчик понимает, что никто не тронет его берёзу.
Таким образом, анализ лексических и грамматических явлений в данном тексте доказывает правоту лингвиста Г.Степанова, считавшего, что ««словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность

Слайд 32 Я считаю, что он прав. Действительно,

слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать

и оформить в законченное высказывание.
Такое лексическое явление, как морфема, помогает уточнить значение слова. Например, Алька называет «дяденькой» и Касюкова, заставившего его тащить тяжеленную рейку, и доброго Матвея Сергеевича. Мальчик одинаково по-хорошему относится к людям, независимо от того, какой перед ним человек. Вложив в уста Альки слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом –еньк-, автор сумел показать наивность, доброту мальчика, его открытость миру.
А такое грамматическое явление, как простое односоставное неопределённо-личное предложение 57 («Правда срубят?»), помогает понять страх мальчика за судьбу своего зелёного друга, которому кто-то неведомый угрожает смертью.
Таким образом, лексические и грамматические явления, слитые воедино, позволяют глубже понять смысл сказанного.
Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика

Слайд 33 Лексика может многое сказать о

мышлении человека, о том, что хотел бы он отразить в

своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
Так, чтобы передать полную уверенность Касюкова в собственной безнаказанности, В.Крапивин использует фразеологизм «без зазрения совести» (предложение 45). В самом деле, практикант не испытывает ни стыда, ни раскаяния, объясняя Матвею Сергеевичу своё поведение.
В этом же наглядно помогает убедиться ещё и обособленное обстоятельство в указанном предложении: Касюков начал говорить, «всё ещё улыбаясь». Лексические и грамматические возможности нашего языка помогли автору дать герою ёмкую негативную характеристику.
Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием известного лингвиста Г.Степанова, утверждавшего, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Лексика может многое сказать о мышлении человека, о том, что хотел бы

Слайд 34 В самом деле, по тому,

какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о

его мышлении, о нём самом. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
Так, желание Касюкова хотя бы перед Алькой показать себя начальником, очень важным лицом, нашло своё выражение в многозначном слове: парень утверждал, что его ждёт «помощник», т.е. тот, кто помогает, хотя на самом деле Матвей Сергеевич был его руководителем. Этот «балбес» явно жаждет власти, повиновения, а потому использует в речи вводное словосочетание, отражающее его высокомерную оценку собственным действиям: «…А я за это, может быть, завтра найду для моста другое место».
Эти примеры – наглядное подтверждение справедливости высказывания Г.Степанова.
В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно

Слайд 35 Слова лингвиста Степанова о языке показывают,

как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире,

и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
Такое лексическое явление, как контекстные синонимы, употреблённые в репликах диалога в качестве обращений (предложения 24, 27, 38, 67), характеризуют отношение говорящего к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых, пренебрежительных «пацан» и «малёк», а внимательное отношение Матвея Сергеевича - в добрых, ласковых «малец» и «сынок».
Конструкции же с обращениями среди реплик диалога как грамматическое явление помогают понять читателю, кому адресована речь (предложения 16, 24, 27, 44, 45).
Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать услышанное или прочитанное.
Слова лингвиста Степанова о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и

Слайд 36 В самом деле, любые

наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но, только грамматически

правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание.
Обратимся к тесту В.Крапивина. В центре внимания автора - серьёзное испытание в жизни фантазёра Альки, раскрывающее его доброту и самоотверженность. Вероятно, поэтому «этапы» этого испытания описываются автором при помощи сложных конструкций с противительными союзами: «Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда» (пр.3), «Новое место искать надо, а я , пацан, устал…» (пр.24). Союзы «но» и «а» подчёркивают разлад, внесённый Касюковым в мир, принадлежащий Альке.
Эти предложения острее дают почувствовать разрушение гармонии, на которое, «ухмыляясь», идёт взрослый ещё и потому, что В. Крапивин использует в них контекстные антонимы: «было всё хорошо – нависла… беда» (пр.3), «искать надо – некогда мне» (пр.24).
Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка действительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до читателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, - понять то, что хотел сказать писатель.
В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение.

Слайд 37 Безусловно, в лексике отражается вся

картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в

слове. Однако без грамматических законов построения предложения вряд ли люди смогла бы понимать друг друга.
Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (предложение 2), помогают представить лошадь, которая несёт Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
Такое грамматическое явление, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелёную Гриву.
Следовательно, грамотное использование правил грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.
Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит

Слайд 38 В самом деле, всему,

о чём бы мы ни подумали, соответствует понятие, которое отражается

в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грамматика с её законами построения синтаксических конструкций. 
Например, для Альки многозначное слово «срубят» (предложение 52) означает лишь одно: берёзу хотят свалить, уничтожить, но она для мальчика стала живой частью его волшебной жизни. Поэтому он бросается на её защиту, и придаточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчинённого предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой….
Эти примеры из текста В.Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.
В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует

Слайд 39 Сложно не согласиться с

автором высказывания. Лексика в самом деле объясняет значения слов, а

грамматика превращает их в законченную мысль.
Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако и грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздает суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он – в великана.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы:  грамматика  организует словарь, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.
Сложно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле объясняет

Слайд 40 С этим высказыванием нельзя не согласиться.

Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы

выразить мысль, нужна грамматика.
Так, например, в предложении 32 автор, используя фразеологизм «выбился из сил», позволяет читателю почувствовать, что мальчик смертельно устал, и только желание отвести беду от Зелёной Гривы заставляет его тащить рейку.
Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения между его частями дает возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы.
Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю понять авторский замысел.
С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика