Слайд 1Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста.
Рука является вышедшим наружу
головным
мозгом.
И.Кант
Слайд 2Кинезиология
– наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через
определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети
и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Слайд 3Полушария
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных
между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Слайд 4Мозолистое тело
-необходимо для координации работы мозга и передачи информации из
одного полушария в другое.
Уровень развития речи детей находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Нарушение проводимости через мозолистое тело
Одно из полушарий забирает большую нагрузку, другое блокируется.
Полушария работают без связи
Нарушение:
Пространственной ориентации
Адекватного эмоционального реагирования
Координации работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может воспринимать информацию на слух.
Слайд 5Цель кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия;
Развитие мелкой
и крупной моторики;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи;
Восстановление работоспособности и продуктивности;
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
Формирование абстрактного мышления и др.
Слайд 6Результативность!
Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:
проводятся утром;
проводятся ежедневно, без пропусков;
Время проведения 3-5 минут, в общей
сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
проводятся в доброжелательной обстановке
проводятся стоя или сидя за партой.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Слайд 7Комплекс упражнений включает:
1) Пересекающие среднюю линию тела;(Ведущий механизм-
механизм единства мысли и движения между полушариями мозга, полноценному восприятию
материала, на аналитическом уровне и на уровне обобщения.)
2 ) Растягивающие мышцы тела;(снятие мышечного напряжения/вялости)
3) Повышающие энергию тела и углубляющие мотивацию. (Обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.)
4) Дыхательные (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность)
5)Глазодвигательные (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.)
Слайд 8I. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
1) Сжимание пальцев в кулак
и разжимание обеих рук одновременно:
ладонями вверх;
ладонями вниз.
2) Вращение
кистями рук:
вовнутрь;
наружу.
3) Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»:
пальцы правой руки – с большим пальцем;
пальцы левой руки – с большим пальцем.
4) Сгибание и разгибание пальцев:
правой рукой, начиная с большого пальца;
левой рукой, начиная с большого пальца;
начиная с мизинца;
одновременно обеими руками.
Слайд 9“Зеркальное рисование”
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе
руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками
зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Слайд 13II. Упражнения, растягивающие мышцы тела
“Дерево” Исходное положение – сидя на
корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что
вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Слайд 14“Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело
твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик
начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу
Слайд 15«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и
вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как
будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Слайд 16III. Повышающие энергию тела и углубляющие мотивацию
Упражнение "Кнопки мозга"
Сядьте удобно.
Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы
по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. Выполнять это упражнение при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы. Упражнение способствует развитию речевого и языкового центров мозга.
Слайд 17Упражнение "Энергетическая зевота"
Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев
на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте
глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. Для того, чтобы усилить работу языка, «расширьте» и прижмите его к верхнему нёбу во время выполнения «Энергетической зевоты».
Это упражнение активизирует мозг для улучшения сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц, отвечающих за вокализацию и жевание.
Слайд 18Упражнение "Думающий колпак»
1) Возьмитесь руками за уши таким образом,
чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные
пальцы – спереди.
2) Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
3) Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.
По мнению психологов, "думающий колпак" будет полезен детям при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.
Слайд 19IV. Дыхательные
“Свеча”
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что
перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь
одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. “
Слайд 20“Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при
этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду.
Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. 3
Слайд 21V. Глазодвигательные
“Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову
за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и
вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. “
Слайд 22“Глаз – путешественник”.
Развесить в разных углах и по стенам класса
различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя.
Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Слайд 23Признаки, по которым видны достижения детей:
У ребенка пропал страх отвечать
перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Слайд 24ПОМЕТОЧКА
Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении
кинезиологических упражнений:
- Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
-
Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то упражнения лучше проводить перед работой или между заданиями;
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
Слайд 25Дополнительная полезная информация.
«Питьё воды»
Приём, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность
и энергичность, помочь более гибко принимать решения.
Пейте воду! Особенно важно
делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов.
Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы,
Слайд 26Работу выполняли III к. СО :
Валерия Васильева
Анастасия Рябинина
Егор Трегубов