Слайд 1Комментированное чтение комедии А.П.Чехова
«Вишневый сад»
История создания.
Особенности сюжета и конфликта
пьесы.
Образы героев пьесы.
Символический смысл образа вишнёвого сада.
Слайд 2
ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. В чем своеобразие жанра и конфликта пьесы?
2.
Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?
3. Можно ли
Лопахина считать героем новой эпохи? Кто же Лопахин - хищник или нежная душа?
4. Приведите примеры «подводного течения» в тексте комедии.
5. За кем же будущее России, по мнению Чехова? Обоснуйте свое мнение.
Слайд 3История создания пьесы
«Погода чудесная. Всё поёт,
цветёт, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно
похожи на невест во время венчания».
(Из письма Чехова. 1889 г.)
Слайд 4История создания пьесы
Из писем Чехова:
март 1901 г. - «Следующая пьеса, которую я
напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу».
февраль 1903 г. - «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно, от какой причины».
14 октября 1903 г. готовую пьесу отправили в Москву.
Слайд 5История создания пьесы
17 января 1904 г. – премьера на сцене
Московского Художественного театра
Слайд 6 Московский Художественный театр основан в 1898 году К.С.Станиславским
и Вл. И. Немировичем-Данченко.
Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.
С 1901 года — Московский Художественный театр.
С 1920 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ).
С 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького.
В 1987 году разделился на два одноимённых театра.
В настоящее время их
официальные наименования:
Московский Художественный
академический театр имени
М. Горького (МХАТ имени М. Горького).
Московский Художественный
академический театр имени
А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).
Слайд 7История создания пьесы
это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его
самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины;
Чехов настаивал, что
это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические;
сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом.
Авторская позиция заключена в ремарках 1 действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
Слайд 8Жанровое своеобразие пьесы
М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении
она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова.
Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».
К.Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».
М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».
Слайд 9 Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII—XXI
вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно
бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризу-ющийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятель-ства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характе-ров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исхо-ду. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наибо-лее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обре-тающей значение художественного символа.
Слайд 10Композиция пьесы
Кольцевая
Опоздание к приходу поезда («забыли» Лопахина)
Опоздание к отходу
поезда («забыли» Фирса)
Приезд Раневской в Россию
Отъезд Раневской за границу
Слайд 11Определим основной конфликт
Внешний конфликт, СОЦИАЛЬНЫЙ – продажа вишневого сада
Внутренний конфликт,
ПОДТЕКСТОВЫЙ – человек в историческом потоке
1 конфликт
2 конфликт
Слайд 12Элементы сюжета пьесы
Экспозиция (действие 1)
Завязка
Развитие действия (действие 2)
Кульминация
(действие
3)
Развязка
(действие 4)
Веселье как способ заглушить беспокойство; торги, решающие дальнейшую
судьбу вишневого сада
Решение основного и множества частных конфликтов; расставание с прошлым; возвращение героев к «будням»
Нервозное ожидание дня, когда состоятся торги
Причины разорения Раневской отнесены в прошлое
Зритель знакомится с персонажами, которые не самораскрываются в диалогах; дается ряд нравоописательных сцен; герои его надеются на спасение
Слайд 13Авторская позиция в пьесе
система образов:
что и как говорят герои?
(подтекст)
«опознавательные знаки» героев («маркированные словечки»)
жанр произведения
ремарки (пауза)
музыкальность
название произведения
(символ).
Слайд 14Афиша пьесы
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат
Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Слайд 15Система образов пьесы
Герои пьесы – это «люди, заблудившиеся во времени»
Герои
прошлого:
Раневская,
Гаев
Герои будущего:
Петя Трофимов,
Аня
Герои настоящего:
Лопахин
Слайд 16Любовь Андреевна Раневская
Любит Родину, но живет в Париже (постоянная
тема Парижа)
Привязана к вишневому саду, но заинтересована в его продаже
Любит
Варю, но не заботится о ней
Заботится о Фирсе, но забывает его в закрытом доме
Противоречивая натура. Приостановить ход времени нельзя, но Раневская живет прошлым
Слайд 17Ермолай Алексеевич Лопахин
Бывший крепостной Гаевых. Сумел выбиться из бедности
без посторонней помощи
Умный, предприимчивый купец, обладает огромной энергией
Трудолюбив и настойчив,
обладает деловой хваткой – своего не упустит
Живет сегодняшним днем. Его идеи умны и практичны. Стук топора в саду символизирует переход от прошлого к настоящему
В модно одетом и преуспевающем коммерсанте отсутствует культура, часто неуверен в себе
Неоднозначность характера:
великодушен, добр, щедр, но «за все могу заплатить»
Слайд 18Леонид Андреевич Гаев
Великовозрастный и беспомощный младенец
Привык к праздной жизни
за счет других и не умеет трудиться. Признается, что «проел
состояние
на леденцах»
Пародия на образованного дворянина. Ничтожен и жалок, но с огромным самомнением
У него две страсти: любит произносить речи и играть в бильярд
Клянется честью, что не продаст сад, но сад продан и пустые клятвы забыты
Пустота внутреннего мира, выражающаяся в пустословии, инфантилизм
Слайд 19Петя Трофимов
Бедный студент-разночинец. «Вечный студент»
Он всегда больной, голодный, неухоженный, но
гордый человек с чувством собственного достоинства
Отрицает прошлое и верит в
будущее России, ее новую жизнь
В мечтах обогнал время, но на деле беспомощен, как Гаев
В своих монологах смело заглядывает в будущее, но не совершает никаких конкретных поступков
Противоречивый образ:
с одной стороны – справедливый обличитель,
с другой – «недотепа», «облезлый барин», «вечный студент»
Слайд 20Аня
Дочь Раневской.
Полна мечтаний, надежд, жизненных сил
Много неопытности и
детства, еще не сталкивалась с реальностью
Выражает готовность следовать за Петей,
увлечена его идеями
Аня пока лишена собственного мировоззрения, но она верит в будущее и восторженно встречает его
Слайд 21Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад»
"Куда же несешься ты,
Русь?«
(Н.В.Гоголь)
Слайд 22
Отношение к саду главных героев
Слайд 23
Отношение к саду главных героев
Слайд 24Образ вишнёвого сада
Символ
красоты
Символ
Родины
Прошлое
Настоящее
Будущее
Имение
Дачи
Покупка/
продажа
Слайд 25СПОРЫ О ЖАНРЕ
1. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией:
«Вышла у меня
не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М.
П. Алексеевой).
«Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О.Л. Книппер).
Герои - «недотепы».
2. Театр поставил пьесу как тяжелую драму русской жизни:
«Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К. С. Станиславский).
3. Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.
Слайд 26СПОРЫ О ЖАНРЕ
4. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад"
драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых
и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
Слайд 27Чехов о литературе
«Художественная литература потому и
называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на
самом деле. Ее назначение — правда, безусловная и честная», — писал Чехов.
Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века?
Слайд 28Символический смысл образов
Раневской, Гаева, Вари
Это воплощение мира дворянского гнезда,
для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм
— в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.
Слайд 29Символический смысл образа Лопахина
Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев
жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в
нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.
Слайд 30Символический смысл образов
Пети Трофимова и Ани
Будущее, которое видят Петя
и Аня, — это романтическое будущее.
Противоречивость изображения Пети, ирония
автора.
Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
Слайд 31Ремарки в пьесе
Самая частотная ремарка – пауза.
Почему?
Авторская позиция заключена
и в ремарках первого действия:
утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца
—
это тяга к будущему.
Слайд 32Образ вишневого сада для автора
Ремарки: "прекрасный сад", "широкий простор", звук
лопнувшей струны, стук топора.
Из писем Чехова:
«Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
(1889 г.)
"Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль... Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека». (1904 г.)
Слайд 33Образ вишневого сада для автора
Сад для Чехова связан с радостью,
красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о
прошлом.
Сад воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; мысль о гордом человеке, который сможет изменить жизнь; лирическое, поэтическое отношение к Родине.
Слайд 34Образ вишневого сада для автора
Сад - это символ Родины, России,
ее прошлого, настоящего и будущего.
Прошлое - это детство и
счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина.
Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".
Какое же будущее ждет Россию?
Слайд 35Домашнее задание
Подготовиться к зачетной работе по творчеству Толстого и Чехова.
Прочитать
рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» и ответить на вопрос:
о чем этот рассказ – о жизни или о существовании?