Разделы презентаций


Компонентный анализ лексики

Содержание

Литература:Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/topic.htmlКобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие. — М., 2000. - 352 с.Кронгауз М.А. Семантика. М., 2005. - 352 с.Кузнецов А.М. Компонентного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компонентный анализ лексики

Компонентный анализ лексики

Слайд 2Литература:
Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс

http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/topic.html
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие. — М., 2000. -

352 с.
Кронгауз М.А. Семантика. М., 2005. - 352 с.
Кузнецов А.М. Компонентного анализа метод // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990: 233 – 234.
Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. – М., 1986. 124 с.


Литература:Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/topic.htmlКобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие. —

Слайд 3Общее описание
Сложное явление можно объяснить через совокупность его компонентов, более

простых и более доступных для наблюдения.
Опирается на парадигматические связи в

системе.
Компонентный анализ был разработан и используется в основном как метод раскрытия семантики слов, но применялся и в других областях лингвистики, например в фонологии, где фонема представлялась как связка или пучок различительных (дифференциальных) признаков на основе ряда их бинарных противопоставлений.
Предел членения того или иного значения задается поставленными в исследовании задачами.

Общее описаниеСложное явление можно объяснить через совокупность его компонентов, более простых и более доступных для наблюдения.Опирается на

Слайд 4Компонентный анализ:
Компонентный анализ - это последовательность процедур, которая, будучи применённой

к словам языка, ставит в соответствие каждому слову определённым образом

организованный набор семантических компонентов.
Цель - описание лексических значений.
используется для выделения сем в значениях слов и заключается в выявлении дифференциальных и интегральных сем путём их попарного сопоставления внутри группы близких по значению слов – лексико-семантической группы (ЛСГ).

Компонентный анализ:Компонентный анализ - это последовательность процедур, которая, будучи применённой к словам языка, ставит в соответствие каждому

Слайд 5Основные понятия КА
Сема - элементарная составляющая значения слова или другой

языковой единицы, отражающую различаемые языком признаки обозначаемого.
Синонимы: семантические компоненты, семантические

множители, дифференциальные семантические признаки.
Семема – значение слова – складывается из более мелких элементов смысла, сем.
Архисема – общая, свойственная всем единицам определенного класса, сема, объединяющая эти единицы в класс.

Основные понятия КАСема - элементарная составляющая значения слова или другой языковой единицы, отражающую различаемые языком признаки обозначаемого.Синонимы:

Слайд 6Примеры КА
Апресян Ю.Д. «Лексическая семантика»
жеребец = 'лошадь + самец',
кобыла

= 'лошадь + самка',
мужчина = 'человек +

самец + взрослый',
женщина = 'человек + самка + взрослая',
мальчик = 'человек + самец + невзрослый',
девочка = 'человек + самка + невзрослая‘,
холостяк = ‘человек’, ‘взрослый’, ‘мужской пол’, ‘не состоящий в браке’
жена = ‘человек’, ‘взрослый’, ‘женский пол’, ‘состоящая в браке’

Примеры КААпресян Ю.Д. «Лексическая семантика»жеребец = 'лошадь + самец', кобыла  = 'лошадь + самка', мужчина

Слайд 7Значимость компонентов в структуре значения
Значение слова – структура; семы упорядочены.
Одни

семы составляют основу, другие – «надстраиваются» над ней.
Центральные места в

иерархии сем занимают семы, общие для больших групп значений – категориальные семы: ‘предметность’, ‘признаковость’, ‘действие’
Далее следуют менее общие семы, характерные для групп / классов слов в пределах категориальных сем.

Значимость компонентов в структуре значенияЗначение слова – структура; семы упорядочены.Одни семы составляют основу, другие – «надстраиваются» над

Слайд 8Структура семемы (значения)
Архисема – общая, свойственная всем единицам определенного класса,

сема, объединяющая эти единицы в класс.
Интегральные семы - семантические компоненты,

по которым одно значение не противопоставляется никаким другим значениям в пределах определенного тематического круга слов.
Категориальной и ядерной семам подчинены более конкретные семы.
Дифференциальные семы различают, дифференцируют значения слов.
Структура семемы (значения)Архисема – общая, свойственная всем единицам определенного класса, сема, объединяющая эти единицы в класс.Интегральные семы

Слайд 9Пр.: глаголы речи (говорить, произносить, разговаривать, тараторить, мямлить, ворчать)
Категориальная сема

для этих слов ‘действие’
Архисема, т.е. общая сема, которая объединяет

эти глаголы в группу - ‘осуществлять речь’ = ‘пользоваться устной речью’
Дифференциальные семы:
Говорить - ‘выражать в устной речи мысли’
Произносить - ‘передавать голосом звуки, слова’
Разговаривать - взаимность действия’

Пр.: глаголы речи (говорить, произносить, разговаривать, тараторить, мямлить, ворчать)Категориальная сема для этих слов ‘действие’ Архисема, т.е. общая

Слайд 10Группа глаголов восприятия (чувствовать, ощущать, видеть, слышать, осязать, обонять).
Общая категориальная

сема - ‘действие’;
Интегральная сема - ‘восприятие’
Дифференциальная сема ‘зрительное восприятие’ выделяет

глагол видеть в широкой группе глаголов восприятия мира человеком.
Группа глаголов зрительного восприятия (видеть, смотреть, наблюдать, глядеть, глазеть)
Для этой более узкой группы слов сема ‘зрительное восприятие’ является ядерной, архисемой
Вывод: Дифференциальная сема более широкой семантической группы может быть интегральной в более узкой семантической группе.
Дифференциальные признаки различают значения слов внутри парадигмы.
Группа глаголов восприятия (чувствовать, ощущать, видеть, слышать, осязать, обонять).Общая категориальная сема - ‘действие’;Интегральная сема - ‘восприятие’Дифференциальная сема

Слайд 11Основные и производные семы
Архисема ‘зрительное восприятие’ = ‘обладать способностью зрения’
Дифференциальные

семы:
Видеть - ‘воспринимать зрением’, ‘понимать’: видеть девушку; видеть проблему;
Глядеть -

‘направлять взгляд’, ‘иметь точку зрения на что-либо’: глядеть в окно; легко глядеть на жизнь;
Смотреть - ‘направлять взгляд’, ‘иметь точку зрения на что-либо’, ‘заботиться о ком-либо, о чём-либо ’: смотреть в окно; легко смотреть на жизнь; смотреть за больным, смотреть за порядком;
Наблюдать - ‘внимательно следить глазами’, ‘замечать’, ‘исследовать’: наблюдать движения танцовщицы; эти огни можно наблюдать летом; наблюдать редких животных;
Глазеть - ‘смотреть на что-либо, кого-либо из любопытства’: неприлично глазеть на незнакомца
Основные и производные семыАрхисема ‘зрительное восприятие’ = ‘обладать способностью зрения’Дифференциальные семы:Видеть - ‘воспринимать зрением’, ‘понимать’: видеть девушку;

Слайд 12Бинарность дифференциальных признаков
Часто дифференциальные признаки бинарны. Бинарность – свойство человеческого

мышления:
высокий – низкий,
черный – белый,
плохой – хороший
муж – жена
ребенок

- взрослый
Бинарность дифференциальных признаковЧасто дифференциальные признаки бинарны. Бинарность – свойство человеческого мышления:высокий – низкий, черный – белый,плохой –

Слайд 13Компонентная структура лексических значений
Группа слов: море, океан, озеро, пруд, река,

ручей
Какая сема будет ядерной для основных значений слов?
Каковы дифференциальные

признаки основных значений слов?

Компонентная структура лексических значенийГруппа слов: море, океан, озеро, пруд, река, ручейКакая сема будет ядерной для основных значений

Слайд 14Значения слов представленного ряда:
Море – часть мирового океана; обширное пространство

чего-либо; огромное количество чего-либо Черное море; море спелой ржи; в

душе волновалось море веселья
Океан – водное пространство Земли; водное пространство между материками; необъятная, неизмеримая масса чего-либо мировой океан; Атлантический океан; океан слёз
Озеро – естественное и замкнутое в берегах водное пространство купаться в озере
Пруд - небольшое искусственное водное пространство купаться в пруду
Река – большой естественный водный поток; река Волга
Ручей – небольшой естественный водный поток; струя жидкости перейти через ручей; слёзы в два ручья

Значения слов представленного ряда:Море – часть мирового океана; обширное пространство чего-либо; огромное количество чего-либо Черное море; море

Слайд 15Компонентная структура лексических значений
Группа слов: море, океан, озеро, пруд, река,

ручей
Какая сема будет ядерной для основных значений слов?
‘водное пространство’
Каковы

дифференциальные признаки основных значений слов?
‘открытый’ – ‘закрытый’,
‘естественный’ – ‘искусственный’,
‘солёный’ – ‘несолёный’,
‘проточный’ – ‘непроточный’,
‘большой’ – ‘маленький’
Компонентная структура лексических значенийГруппа слов: море, океан, озеро, пруд, река, ручейКакая сема будет ядерной для основных значений

Слайд 16Алгоритм проведения минимального компонентного анализа
Записать слова в столбик;
Выделить и записать интегральную

сему (у всех слов одинакова).
Сопоставить значения первого и второго слова,

определить дифференциальные семы и приплюсовать к интегральным;
Сопоставить первое и третье слово, выделить дифференциальные семы и приплюсовать.
Проверить наличие этих дифференциальных сем в третьем значении и в последующих значениях
Выявить в каждом слове отличающийся от других набор сем.
кровать = предмет мебели + для лежания + 0
кресло = предмет мебели + для сидения + с подлокотниками
стул = предмет мебели + для сидения + без подлокотников
Алгоритм проведения минимального компонентного анализаЗаписать слова в столбик;Выделить и записать интегральную сему (у всех слов одинакова).Сопоставить значения

Слайд 17Алгоритм проведения полного компонентного анализа

Цель – выявить все компоненты значений сравниваемых

слов

В толковом словаре найти определение каждого слова и выделить в

нем семы.
Составить общий список сем, встречающийся в словах.
Составить таблицу семного состава слов анализируемой группы.
Отметить знаком + наличие сем в каждом анализируемом значении. При выделении антонимичной семы внести её в таблицу.
Проверить разграниченность значений.
При необходимости внести в таблицу дополнительные семы.

Алгоритм проведения полного компонентного анализаЦель – выявить все компоненты значений сравниваемых словВ толковом словаре найти определение каждого

Слайд 18Компонентный анализ ЛСГ «Лечебные учреждения»

Компонентный анализ ЛСГ «Лечебные учреждения»

Слайд 19Существенные и несущественные семантические признаки
Наряду с существенными семантическими признаками значений

необходимо рассматривать несущественные признаки:
ассоциативные (Д.Н. Шмелев)
потенциальные (В.Г. Гак)


коннотативные

Существенные и несущественные семантические признакиНаряду с существенными семантическими признаками значений необходимо рассматривать несущественные признаки: ассоциативные (Д.Н. Шмелев)

Слайд 20Несущественные семантические признаки значений –
импликационал –
совокупность потенциальных сем.
Эти

признаки известны носителям языка.
Существенные семантические признаки значений –
интенсионал –
ядро значения


совокупность обязательных сем.


Структура семемы

Несущественные семантические признаки значений –импликационал – совокупность потенциальных сем. Эти признаки известны носителям языка.	Существенные семантические признаки значений

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика