Слайд 1Композиция — цель
Компьютер — инструмент
Комбинаторика — правила игры
Слайд 2композиция — цель
компьютер — инструмент
комбинаторика — правила игры
Слайд 3В игре свободно изливается интуитивный поток фантазии.
Игра не утомляет.
Результат игры
непредсказуем, поэтому появляется интерес, любопытство: что получится? Чем игра отличается
от обычного учебного задания? Она увлекательна. Играть интересно и не страшно, т.к. истинные цели игры не обозначены, они скрыты за внешней развлекательной формой. В начале нет указания «создай композицию», есть предложение «проведи определенные действия и оцени результат». Частично это снимает ответственность за выполнение задания и вовлекает в исследование происходящего перед глазами.
Любое не результативное прохождение части задания не означает неудачу и неудовлетворительную оценку. Следует только предложение изменить скорость варьирования переменных параметров и повторить заполнение того же комбинаторного поля.
«Серьезная задача реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не боясь ошибки».
Слайд 4Движение по пути поиска ответа —
— это начало творческого процесса;
Слайд 5Универсальная структура композиционных упражнений от выдачи до получения результата:
Создание комбинаторных
полей — разминка.
Выбор единичной условной модели.
Интерпретация условной модели в ассоциативный
архитектурный образ. Несколько вариантов.
Анализ ряда интерпретаций и выбор оптимального варианта.
Более глубокая проработка выбранного объемно-пространственного решения и доведение его до состояния тематической архитектурной композиции, отвечающей условиям задачи. При получении неудовлетворительного ответа возможен возврат к началу цикла.
Компоновка результирующих кадров, демонстрирующих каждый этап работы над заданием и оформление директории – презентация.
Самооценка проделанной работы с помощью теста самооценки.
Структура учитывает необходимость последовательного, максимально развернутого прохождения всех этапов и уровней воплощения концептуального замысла в виртуальную модель.
Слайд 7библиотека структурных элементов
библиотека пространственных модулей
библиотека знаков
Слайд 8«Писателей существует великое множество, я люблю приводить аналогию с архитекторами
и садовниками. Есть писатели-архитекторы, они все-все планируют, все-все намечают, и
до того, как будет вбит первый гвоздь они знают, на что будет похож дом, где будет гардеробная, где будут проложены трубы, и все это архитектор запечатлеет на доске задолго до какой бы то ни было работы. И садовники, что выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую бы форму оно не приняло. Они знают, какое семя они взращивают — дуб или вяз, страшилка или научная фантастика, — но они не знают, насколько большим оно вырастет или какую форму примет. Я в большей степени садовник нежели архитектор».
/ Джордж Р.Р. Мартин
Слайд 10Каждая сфера состоит из 60 квадратов.
(видео)
Слайд 25Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937
году. Во всей своей ослепительной красе.
Головокружительно, не правда ли? Такой
способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.
В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут–то и возникали затруднения. Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.
Слайд 26Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон,
служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его
идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.
Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля — котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.
Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более–менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.
Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian,на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России. Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях. И не только черно–белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».
К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества — ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.
Слайд 27Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма — вортицизма, модного тогда.
Адепт вортицизма
— Перси Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».
Вортицизм представлял собой
исключительно английское культурное явление, английским модернизмом, и в равной степени противостоял как импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей вортицистов был английский художник Роджер Фрай (Roger Fry), проложивший им дорогу своими выставками «Моне и пост-импрессионизм» в 1910 году и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских художников» в 1912 году.
Слайд 28Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море
Слайд 31С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение,
в том числе в ВВС. Истребитель P–51 «Mustang».
Правда с началом активного
применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно–серый шаровый окрас.
Слайд 32Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он
прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей–невидимок».
Кроме того, камуфляж используется на камерах
на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.
Слайд 33Этот камуфляж попал на обложку альбома британской группы Orchestral Manoeuvres
in the Dark
"Dazzle Ships".
Да, а крейсер пережил войну, в отличие
от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?
И он до сих пор моден.
Слайд 36После преобразования двумерной композиции мастера в трехмерную абстрактную модель, состоящую
из простых геометрических форм и сохраняющую принципиальную абстрактность, беспредметность, мы
задаем себе вопросы: «На что это похоже? Какая архитектура это могла бы быть», — стараясь таким образом наполнить абстрактную модель смысловым содержанием. Мы учимся «узнавать, расшифровывать, считывать информацию с обобщенной модели». Этот навык крайне необходим, т.к. вся работа композиционного курса идет на абстрактных моделях, служащих прообразами архитектурных объектов.
Слайд 37Модуль в контексте упражнения мы понимаем как единичный элемент (сначала
плоскостной, затем рельефный и объемный) который, стыкуясь с подобными себе
всеми возможными способами, рождает более сложные образования: пары, тройки, цепочки, ряды, множества и т.д.
Плоскостной модуль — это геометрическая фигура простых очертаний. Чем проще исходная фигура, тем эффектнее, тем нагляднее возможности комбинаторных операций с ней!
Слайд 39ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
(акценты)
«БАШНЯ» — объемный акцент, доминирующий в пространстве;
«КАНАЛ»
— прорезь, река, дорога, эстакада или мост, — пересекающий весь
модуль по прямой, дуге или ломаной траектории;
«ПЛОЩАДЬ» — открытое, не загроможденное пространство;
«ДЛИННЫЙ ОБЪЕМ НА КРАЮ» — объем вытянутой формы, подчеркивающий край модуля;
«ДЕРЕВО» — объем-структура, развитый в пространстве.
Трех акцентов из пяти возможных бывает достаточно, чтобы определить тематический характер объемного модуля.
Слайд 40«БАШНЯ» — по композиционному типу это объемный акцент, доминирующий в
пространстве;
При сохранении геометрического вида и величины форма может изменяться по
двум другим своим свойствам: положению в пространстве и массе.
Слайд 42«КАНАЛ» — прорезь, река, дорога, эстакада или мост, — пересекающий
весь модуль по прямой, дуге или ломаной траектории;
Линейная форма, имеющая
положительный объем — мост, эстакада. Или отрицательный объем: река, прорезь, каньон.
Слайд 44«ПЛОЩАДЬ» — открытое, не загроможденное пространство; Плоскостная форма любых геометрических
параметров.
Слайд 46«ДЛИННЫЙ ОБЪЕМ НА КРАЮ» — объем вытянутой формы, подчеркивающий край
модуля;
Равно как и башня может изменяться
по другим основным своим свойствам: положению в пространстве и массе.
Слайд 48«ДЕРЕВО» — объем-структура, развитый в пространстве.