Разделы презентаций


Конфликт в Приднестровье и способы его урегулирования

Содержание

Особенности Вооруженные столкновения в Приднестровье произошли в европейской части СНГ и в Юго-Восточной Европе, что и предопределило особое внимание Европейского союза к событиям конфликта. Конфликт не носил ярко выраженного этнического характера

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Конфликт в Приднестровье и способы его урегулирования

Конфликт в Приднестровье  и  способы его урегулирования

Слайд 2Особенности
Вооруженные столкновения в Приднестровье произошли в европейской части СНГ

и в Юго-Восточной Европе, что и предопределило особое внимание Европейского

союза к событиям конфликта.
Конфликт не носил ярко выраженного этнического характера и в нем не просматривались острые противоречия на национально-этнической почве, которые были свойственны преимущественно этническим армяно-азербайджанскому, грузино-абхазскому и грузино-южноосетинскому конфликтам.
Ситуация в Приднестровье привлекла к себе внимание значительного числа внешних игроков разных уровней.
Особенности Вооруженные столкновения в Приднестровье произошли в европейской части СНГ и в Юго-Восточной Европе, что и предопределило

Слайд 3Исторические предпосылки Приднестровского конфликта и этапы его развития
В 1387 г.

был заключен договор, согласно которому границей между Литвой и Молдавским

княжеством стала река Днестр. Таким образом, изначально территории современной Молдовы и ПМР находились в разных государствах, и даже последующее завоевание данного региона Российской империей не привело к их административному объединению. Так, согласно Ясскому договору 1791 г., крымско-татарская часть левобережья Днестра вошла в состав Херсонской губернии, а северное Приднестровье – в состав Подольской. Земли же между Днестром и Прутом (основная часть территории современной Молдовы) по Бухарестскому договору 1812 г. вошли в состав России как отдельная Бессарабская губерния.





В годы Гражданской войны (1918–1920) Бессарабия была оккупирована Румынией и находилась в ее составе до 1940 г., а территория Приднестровья под названием Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Тирасполе вошла в Украинскую ССР. В 1940 г. Бессарабия и Приднестровье были объединены в составе Молдавской ССР, которая уже в 1941 г., вскоре после начала Великой Отечественной войны, была оккупирована румыно-немецкими войсками. После 1945 г. МССР с включением в нее Приднестровья была воссоздана. При этом этнический состав населения на левом и правом берегах Днестра значительно различался: если на левобережье и в Бендерах проживали 39% молдаван и около 60% русских и украинцев, то на правом берегу – 68% молдаван и до 25% славян.
Исторические предпосылки Приднестровского конфликта и этапы его развитияВ 1387 г. был заключен договор, согласно которому границей между

Слайд 4Исторические предпосылки Приднестровского конфликта и этапы его развития
Противостояние в Молдове,

позже названное Приднестровским конфликтом, первоначально выглядело как культурно-языковое, а не

этническое. Так, молдавскую интеллигенцию, сыгравшую в дальнейшем важную роль в конфликте с Приднестровьем, вдохновило прозвучавшее в марте 1988 г. на съезде Союза писателей СССР в Москве предложение придать государственный статус языкам титульных наций всех республик Советского Союза. В этом часть молдавской интеллигенции усмотрела возможность получить большие этнические преференции перед остальными нациями республики

16 февраля 1989 г. от имени Союза писателей Молдавии был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Согласно этому документу, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного – молдавского, предусматривалась административная и в ряде случаев уголовная ответственность.

Исторические предпосылки Приднестровского конфликта и этапы его развитияПротивостояние в Молдове, позже названное Приднестровским конфликтом, первоначально выглядело как

Слайд 5Противостояние стало нарастать и после избрания 25 февраля 1990 г.

нового состава Верховного Совета Молдавской ССР, в котором приднестровские представители,

оказавшись в меньшинстве, не имели возможности оказывать какое-либо влияние на законодательную деятельность и вскоре после неоднократных угроз покинули сессию парламента.
В июле 1990 г. НФМ выступил с требованием о переименовании страны в Румынскую Республику Молдова. Все это вызвало крайне негативную реакцию жителей Приднестровья. 31 июля 1990 г. президиум Тираспольского городского совета в ответ на действия Кишинева провозгласил: если МССР была создана незаконно, то и левобережье Днестра также было незаконно в нее включено, и потому президиум «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы»

Ситуация усугубилась осенью 1990 г., когда в районе города Дубоссары произошли столкновения местных жителей с отрядами молдавского ОМОНа. Уже слабевший союзный центр в этих условиях предпринял некоторые попытки стабилизации ситуации.
В декабре 1990 г. президент СССР М. Горбачев подписал указ, в котором обратил внимание на то, что «в ряде принятых Верховным Советом республики актов ущемляются гражданские права населения немолдавской национальности»

Противостояние стало нарастать и после избрания 25 февраля 1990 г. нового состава Верховного Совета Молдавской ССР, в

Слайд 6Новым толчком к развитию конфликта в Приднестровье стал провал путча

ГКЧП 19–21 августа 1991 г. В Кишиневе прошел митинг, на

котором звучали призывы к выходу из Советского Союза, а 23 августа была распущена Компартия Молдавии. 25 сентября 1991 г. молдавская полиция вошла в Дубоссары, где она применила оружие против мирных жителей. 5 ноября решением Верховного Совета название ПМССР было сменено на новое – Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря состоялся первый референдум о независимости ПМР, в голосовании приняли участие 78% избирателей, «за» проголосовали 97,7%.

18 декабря 1991 г. Российская Федерация признала независимость Республики Молдова, а 21 декабря ее примеру последовала Украина. В тот же день первый президент Молдовы Мирча Снегур подписал договор о вступлении республики в СНГ. В течение зимы 1991–1992 гг. отношения между Кишиневом и Тирасполем ухудшались, и их обострение привело к ряду мелких столкновений
Новым толчком к развитию конфликта в Приднестровье стал провал путча ГКЧП 19–21 августа 1991 г. В Кишиневе

Слайд 7Одно из них в первые дни весны 1992 г. и

послужило поводом для начала крупномасштабных боевых действий. Отправной точкой вооруженного

конфликта между Молдовой и ПМР традиционно считается 28 марта 1992 г., когда президент М. Снегур объявил о введении в Приднестровье чрезвычайного положения. Поводом для этого
послужили, в частности, действия приднестровских ополченцев и казаков, которые 2 марта 1992 г. разоружили районное отделение дубоссарской полиции. На стороне официального Кишинева выступили армия и полиция, к которым присоединились различные добровольческие подразделения молдавских и румынских националистов, в частности «Добровольческая лига» (примерно 4 тыс. человек). С приднестровской стороны «Гвардия Приднестровской республики» действовала совместно с «территориальными спасательными отрядами», добровольцами из России (главным образом казаками и националистами) и Украины (в том числе из украинской политической партии праволиберального толка Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона, УНА-УНСО). Численность приднестровских вооруженных формирований составляла примерно 12,5 тыс. человек.
Одно из них в первые дни весны 1992 г. и послужило поводом для начала крупномасштабных боевых действий.

Слайд 8В конфликт оказались вовлеченными и части дислоцированной в Молдове 14-й

российской армии. По некоторым сведениям, ее командующий генерал-майор Ю. Неткачев

в соответствии с приказом главкома Объединенных Вооруженных сил СНГ Е. Шапошникова участвовал в безвозмездной передаче Молдове вооружения бывшей Советской армии. Одновременно с этим только еще создаваемая молдавская армия получала оружие от Румынии.
1 апреля 1992 г. в Бендеры в сопровождении двух бронетранспортеров вошло подразделение молдавской полиции, которое предприняло попытку разоружить приднестровских гвардейцев.
В Приднестровье началась мобилизация, и местным ополченцам, состоявшим преимущественно из рабочих, стали раздавать оружие. По приказу командования дислоцировавшейся в Приднестровье 14-й российской армии были взорваны мосты через Днестр, чтобы затруднить переход через реку отрядов полиции и вооруженных сил Молдовы. Попытка разведения конфликтовавших сторон в Бендерах при помощи военных наблюдателей из России, Украины, Молдовы и Румынии результатов не дала.
В конфликт оказались вовлеченными и части дислоцированной в Молдове 14-й российской армии. По некоторым сведениям, ее командующий

Слайд 9В июне 1992 г. части молдавской армии заняли город Бендеры,

одновременно предприняв нападения на находившиеся там подразделения 14-й российской армии,

командующим которой 23 июня 1992 г. стал генерал-майор Александр Лебедь, впоследствии приложивший немало усилий для прекращения вооруженного конфликта. Тем не менее части 14-й армии продолжали занимать позицию строгого нейтралитета.
В начале июля 1992 г. была достигнута договоренность о прекращении огня, которая, однако, постоянно нарушалась не только в Бендерах, но и по всей линии противостояния вплоть до Дубоссар. В Бендерах армейские подразделения Молдовы планомерно уничтожали предприятия, оборудование которых не удалось вывезти. В течение всего месяца в разных районах города шли бои. Однако предпринятая в июле попытка молдавской армии полностью занять Бендеры не увенчалась успехом – А. Лебедь приказал блокировать подступы к городу и мост через Днестр.
Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет в конфликте, и 7 июля 1992 г. в регион прибыли полномочные представители президента России, которым 21 июля 1992 г. удалось подписать соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия, Молдова и Приднестровье объявляли полосу вдоль Днестра зоной безопасности, контроль за которой было поручено осуществлять трехсторонним миротворческим силам в составе российских, молдавских и
приднестровских контингентов под наблюдением Объединенной контрольной комиссии (ОКК). В Бендерах был введен «специальный режим».

14-я гвардейская общевойсковая Краснознамённая армия 14 Гв.ОА

В июне 1992 г. части молдавской армии заняли город Бендеры, одновременно предприняв нападения на находившиеся там подразделения

Слайд 10Бендерская крепость, в которой дислоцировались части 14-й армии На заднем

плане виден мост через Днестр

Бендерская крепость, в которой дислоцировались части 14-й армии На заднем плане виден мост через Днестр

Слайд 11Об интенсивности боев в зоне конфликта свидетельствовали цифры потерь: на

середину июля 1992 г. с обеих сторон погибли 950 человек,

около 4,5 тыс. были ранены. Только приднестровская сторона потеряла около 500 человек погибшими, 899 были ранены, а около 50 пропали без вести, однако эксперты считают, что реальные потери были больше. Уничтожено и повреждено было 1280 жилых домов (из них 60 полностью разрушены), 19 объектов народного образования (из них 3 школы), 15 объектов здравоохранения, 46 предприятий промышленности, транспорта, строительства. Не подлежали восстановлению 5 многоэтажных жилых домов государственного жилого фонда, 603 государственных дома были повреждены частично. Городу был причинен ущерб на сумму свыше 10 млрд рублей по ценам 1992 г.
На этом основная военная стадия конфликта в целом закончилась, но полностью урегулировать его не удалось. Процесс постконфликтного строительства в регионе затянулся на многие годы и до сих пор не завершен.
Об интенсивности боев в зоне конфликта свидетельствовали цифры потерь: на середину июля 1992 г. с обеих сторон

Слайд 14После июля 1992 г. Приднестровский конфликт перешел в мирную фазу.

Неоднократно были предприняты попытки, в основном при посредничестве России, Украины

и ОБСЕ, урегулировать его, добиться соглашения относительно статуса Приднестровья, однако все усилия по окончательному урегулированию спора Молдовы и ПМР не увенчались успехом, и отношения между ними оставались напряженными.
На первом этапе (1992–1999) удалось подготовить определенную правовую базу для урегулирования конфликта. В конце 1992 г. возобновились переговоры по поводу особого статуса Приднестровья, посредником в которых выступила Россия, с 1993 г. к ней присоединилась миссия ОБСЕ, а с 1995 г. – Украина. Благодаря этой совместной работе с 1994 г. ПМР и Молдова подписали ряд документов, определяющих принципы выработки статуса Приднестровья. Все эти договоренности не привели к существенным сдвигам в налаживании отношений между конфликтующими сторонами.
После июля 1992 г. Приднестровский конфликт перешел в мирную фазу. Неоднократно были предприняты попытки, в основном при

Слайд 15На втором этапе (2000–2010) был выработан ряд конкретных механизмов по

урегулированию конфликта. В 2000 г. состоялось несколько встреч президента РФ

В. Путина с президентами Молдовы П. Лучинским и ПМР И. Смирновым, а после визита российского лидера в Кишинев 16–17 июня 2000 г. им было принято решение о создании госкомиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с академиком Е. Примаковым. Комиссия выработала проект двустороннего соглашения на основе принципа территориальной целостности Молдовы. Обе стороны согласились принять его за основу, однако потом начали его критиковать, причем как в ПМР, так и в Молдове, что закончилось отклонением этого проекта на слушаниях в Комитете по делам СНГ в российской Государственной Думе.

Заканчивайте ребят

На втором этапе (2000–2010) был выработан ряд конкретных механизмов по урегулированию конфликта. В 2000 г. состоялось несколько

Слайд 16В 2003 г. Москва попыталась разрешить конфликт, предложив противоборствующим сторонам

модель построения в Молдове конфедерации при сохранении в Приднестровье российского

военного присутствия до 2018 г. По этому плану, который был предложен заместителем руководителя администрации президента РФ Д. Козаком (почему и получил впоследствии название – «меморандум Козака»), Молдова должна была стать «асимметричной федерацией», в которой ПМР получала бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономий.

Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова
(ОГРВ ПРРМ)

В 2003 г. Москва попыталась разрешить конфликт, предложив противоборствующим сторонам модель построения в Молдове конфедерации при сохранении

Слайд 17«Меморандум Козака» предусматривал следующие шаги:
1) создание асимметричной федерации – Федеративной

Республики Молдова (ФРМ), в которой будут существовать два субъекта –

Приднестровье и Гагаузия;
2) создание в Молдове двухпалатного парламента в составе Сената и палаты представителей, что наиболее полно отвечало бы духу федерации;
3) введение переходного положения до 2015 г.;
4) полную демилитаризацию будущего государства при сохранении в регионе российских миротворческих сил на весь период демилитаризации зоны конфликта;
5) придание русскому языку статуса государственного наряду с молдавским;
6) представительство Приднестровья в политической системе новой федерации на паритетных с Молдовой основаниях;
7) соблюдение Молдовой нейтралитета и статуса демилитаризованного государства.
«Меморандум Козака» предусматривал следующие шаги:1) создание асимметричной федерации – Федеративной Республики Молдова (ФРМ), в которой будут существовать

Слайд 18Наибольшие разногласия вызвал пункт 18 «меморандума», который провозглашал гарантом объединения

Молдовы Российскую Федерацию, предусматривал «размещение на территории будущей Федерации на

переходный период до полной демилитаризации государства, но не позднее 2020 г., стабилизационных миротворческих сил Российской Федерации численностью не более 2 тыс. человек, без тяжелых военной техники и вооружений».
По свидетельству Дмитрия Козака, предельная дата пребывания российских миротворцев (до 2020 г.) в Приднестровье и максимальная численность контингента (до 2 тыс. военнослужащих) были вписаны в текст документа лично президентом Молдовы Владимиром Ворониным. Этот срок был уступкой со стороны Приднестровья, настаивавшего на сохранении российского миротворческого контингента на 49 лет. Президент Молдовы дважды подтвердил свое согласие относительно срока пребывания миротворцев – 14 и 24 ноября. Первоначально договор предполагалось подписать в Санкт-Петербурге, где В. Воронин должен был присутствовать на открытии памятника Дмитрию Кантемиру, но молдавский лидер настоял на том, чтобы в Кишинев на подписание «меморандума» прилетел Владимир Путин.
Наибольшие разногласия вызвал пункт 18 «меморандума», который провозглашал гарантом объединения Молдовы Российскую Федерацию, предусматривал «размещение на территории

Слайд 19Когда российский президент был уже готов вылететь в столицу Молдовы,

центральную улицу Кишинева заполнила националистическая оппозиция. Фанатично настроенные манифестанты под

возгласы об «оккупации» рвали портреты В. Путина, жгли российские флаги и требовали отставки В. Воронина – это было спустя всего неделю после «революции роз» в Грузии. Яапп де Хооп Схеффер, бывший глава ОБСЕ, а в 2004–2009 гг. – генсек НАТО, стал звонить и угрожать В. Воронину. Молдавский президент, поддавшись давлению, отказался от подписания «меморандума Козака».
С этого момента в отношениях Кишинева с Москвой и Тирасполем начался долгий кризис, продлившийся более 3 лет.
Когда российский президент был уже готов вылететь в столицу Молдовы, центральную улицу Кишинева заполнила националистическая оппозиция. Фанатично

Слайд 20Переговоры возобновились лишь в 2005 г. в рамках региональной организации

ГУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом В. Ющенко. Запад,

однако, отнесся к «плану Ющенко» сугубо негативно и в какой-то мере поспособствовал его срыву. 22 апреля 2005 г. на саммите в Кишиневе президент Украины обозначил «семь шагов» по урегулированию Приднестровского конфликта, которые были развиты потом в план,
получивший название «К урегулированию через демократию». В нем, в частности, предусматривалось проведение выборов в Верховный Совет Приднестровья, но под контролем внешних сил. В качестве таковых В. Ющенко предлагал ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, Россию, США и Украину.
Переговоры возобновились лишь в 2005 г. в рамках региональной организации ГУАМ на базе предложений, представленных украинским президентом

Слайд 21Этот проект обсуждался 16–17 мая 2005 г. в ходе консультаций

посредников от России, Украины и ОБСЕ с политическими представителями Кишинева

и Тирасполя по урегулированию приднестровского вопроса. По результатам состоявшихся переговоров молдавская и приднестровская стороны с предложением Киева предварительно согласились, а 10 июня 2005 г. парламент Молдовы одобрил этот план, приняв одновременно «Обращение парламента Молдовы о принципах и условиях демилитаризации приднестровской зоны», в котором содержалось требование ликвидировать военный арсенал РФ на территории Республики Молдова и вывести российские миротворческие силы до 31 декабря 2006 г.
27–28 февраля 2006 г. в Кишиневе и Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию Приднестровского конфликта. Переговоры проходили в традиционном формате «5+2»: Приднестровье, Молдова, ОБСЕ, Россия и Украина, США и Евросоюз.
В 2006 г. разразился так называемый приднестровский кризис, связанный с фактической блокадой непризнанной республики, которую осуществляла Молдова при активной поддержке Украины. Решение это следовало из таможенного соглашения между Украиной и Молдовой, подписанного 30 декабря 2005 г. По нему Украина согласилась признавать только молдавские (а не приднестровские) таможенные документы. В итоге ПМР оказалась фактически в полной экономической изоляции. Дело зашло так далеко, что 20 марта 2006 г. президент ПМР Игорь Смирнов обратился к президенту РФ В. Путину с призывом усилить миротворческую миссию России и не допустить гуманитарной катастрофы в регионе.
Этот проект обсуждался 16–17 мая 2005 г. в ходе консультаций посредников от России, Украины и ОБСЕ с

Слайд 22Очередная встреча в Вене состоялась в июле 2012 г., и

ее результаты стали «катастрофическими для Приднестровья и неприемлемыми для России

и Украины». В частности, отмечалось следующее: «Итоги встречи в Вене 12–13 июля в формате “5+2”
после 18 июля можно смело охарактеризовать как дипломатическую катастрофу для ПМР, а также как тяжелейший удар по Москве и Киеву».
В итоге после 12–13 июля 2012 г. Кишинев и те, кто его поддерживал, получили официальное право в любой момент ставить вопросы о выводе из ПМР российских войск, замене российских воинов-миротворцев на гражданских наблюдателей, вывозе военного имущества со складов в Колбасне, а также о широком автономном статусе Приднестровья в составе унитарной Молдовы.
В конце сентября 2014 года при выступлении на заседании Генассамблеи ООН министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман сообщила, что находящиеся в Приднестровье российские войска без миротворческого статуса «создают дополнительные препятствия для процесса урегулирования», и Молдавия ожидает их вывод без промедления. РФ обязалась это сделать по Стамбульским соглашениям 1999 года. Также российская миротворческая миссия в Приднестровье должна быть превращена из военной в гражданскую, чтобы дать «стимул политическому процессу». Требования властей Молдавии были поддержаны 28 января 2015 года резолюцией ПАСЕ.
Очередная встреча в Вене состоялась в июле 2012 г., и ее результаты стали «катастрофическими для Приднестровья и

Слайд 23В декабре 2014 года канцлер ФРГ Ангела Меркель привела Приднестровье

(а также Абхазию, Южную Осетию, ДНР и ЛНР), как пример

использования РФ зон «замороженных конфликтов» для дестабилизации обстановки в странах, решивших подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
23 января 2015 года заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин на выступлении в Госдуме охарактеризовал будущее спорного региона как «особый район с особыми гарантиями статуса в рамках единого молдавского государства».
В августе 2017 года Молдова на Генеральной ассамблее ООН подняла вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья. Киев в свою очередь поддержал данную инициативу.
7 февраля 2020 года президент Молдавии Игорь Додон в своем видеообращении заявил о готовности Кишинёва дать «широкую автономию» Приднестровской Молдавской республике (ПМР), чтобы разрешить затяжной конфликт. По его словам, обе территории являются единым государством и у Приднестровья нет будущего без Молдавии, «нужно садиться и разговаривать, мы готовы искать выходы из ситуации, готовы дать гарантии и довольно широкую автономию».
В декабре 2014 года канцлер ФРГ Ангела Меркель привела Приднестровье (а также Абхазию, Южную Осетию, ДНР и

Слайд 25Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика