Слайд 1Ребенок с речевыми нарушениями в семье.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
–
детский сад «Сказка»
села Шипуново Шипуновского района Алтайского края
подготовила Богоявленская
А.А.
Слайд 2Содержание:
Понятие «Нарушение речи»
Почему возникают речевые нарушения?
Как помочь ребенку с
нарушениями речи?
На что родителям следует обратить внимание.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Критерии,
по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.
Как организовать занятия дома.
Слайд 3Нарушение речи -
отклонение от речевой нормы, принятой в данной
языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих
возможности социальной адаптации человека
Слайд 4Нарушения речи могут проявляться в нарушении
произношения;
грамматического строя речи;
бедности
словарного запаса;
темпа и плавности речи.
Слайд 5Почему возникают речевые нарушения?
Различная внутриутробная патология
Родовая травма и
асфиксия во время родов
Различные заболевания в первые годы жизни
ребенка.
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга и потерей сознания.
Наследственные факторы
Слайд 6Как помочь ребенку с нарушениями речи?
Необходимо участие специалистов:
врача-невролога, который
назначает, в случае необходимости,
лечение логопеда, который непосредственно занимается коррекцией
речи
психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений
Большую роль играют родители! Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов.
Слайд 7Нарушение звукопроизношения- неправильное произношение звуков, пропуски, замены, смешение «матик»- мальчик;
Лексические
недостатки: бедный словарный запас, замены слов жестами
Неправильное грамматическое оформление высказывания
(например: «капает апатом»-копает лопатой
Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы, выстраивать собственные высказывания на определенную тему
Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание
Слайд 8Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д.
Нежелание слушать сказки,
стихи
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты,
тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи
Слайд 9Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности,
координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Слайд 10Пальчиковая гимнастика
Цель:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность
головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает
тревожность.
Слайд 11Сжимание-разжимание кулаков
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают
подружки,
Только брызги вверх летят.
Разные движения пальцами.
Пара ножниц
есть у нас, Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный. Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!
Слайд 12Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать:
Нормы
звукового произношения таковы:
3-4 г – [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
4-5 г - [ш], [ж], [щ], [ч]
5-6 г – [л], [р], [й]
Леворукость – это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная в внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания.
Мелкая моторика – так обычно называют движение кистей и пальце рук. Чем лучше развиты пальчики тем лучше развита речь!
Нельзя заниматься с ребенком если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае если ребенок расстроен или болен.
Общее недоразвитие речи (ОНР) чаще встречается у тех детей которые заговорили поздно: слова- после 2 лет, фраза после 3
Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности ограничить общение ребенка с людьми имеющими речевые нарушения (особенно заикание!)
Скороговорки развивают дикцию.
Только комплексное воздействие различных специалистов поможет качественно улучшить или исправить сложные нарушения.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие
Слайд 13Как организовать занятия дома:
Основная трудность для родителей – нежелание заниматься
ребенком;
Помните! С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься
каждый день!
Старайтесь не переутомлять ребенка;
Не забывайте поощрять ребенка!!!
Пользуйтесь наглядным материалом!!!
Говорите четко, достаточно громко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их;
Не употребляйте слова «неправильно»!
Слайд 14Эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях,
но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться
к специалисту – логопеду