Слайд 1Концепции управления персоналом
Кузнецова Мария
Биб-3601-01-00
Слайд 2Содержание
Определение
Четыре основные концепции
Противопоставление взглядов на роль человека в производстве
Подходы к
управлению
4.1. Экономический подход к управлению персоналом
4.2. Органический подход к управлению персоналом
4.3. Гуманистический подход к управлению персоналом
5. Заключение
6. Список литературы
Слайд 3Определение
Концепция управления персоналом – это система взглядов на трактовку сущности,
содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом и
механизма ее реализации в конкретных условиях.
Слайд 4Четыре основные концепции
Использование трудовых ресурсов – с конца ХIХ в.
До 60-х годов ХХ века. Вместо человека, занятого в производстве,
рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта отражение в тейлоризме.
Управление персоналом – научной основой этой концепции, развившейся с 30-х годов, была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
Слайд 5Четыре основные концепции
Управление человеческими ресурсами – человек стал рассматриваться не
как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент
социальной организации в единстве трех основных компонентов – трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментально и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора»
Управление человеком – в соответствии с этой концепцией человек – особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».
Слайд 6Противопоставление взглядов на роль человека в производстве
Человек как ресурс производственной
системы (трудовой, человеческой) – важный элемент процесса производства и управления;
Человек
как личность с потребностями, мотивами, ценностями – главный субъект управления;
Слайд 7Противопоставление взглядов на роль человека в производстве
Экономические, в которых главенствуют
проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а персонал,
исходя из этого, рассматривается как трудовой ресурс;
Социальные, в которых главенствуют вопросы отношений, социальные группы, духовные ценности, аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.
Слайд 8Подходы к управлению
Экономические
Органические
Гуманистические
Слайд 9Экономический подход к управлению персоналом
Концепция использования трудовых ресурсов
(опирается на бюрократическую
организационную культуру)
Слайд 10Основные принципы концепции использования трудовых ресурсов:
Обеспечение единства руководства;
Соблюдение строгой управленческой
вертикали;
Фиксирование необходимого и достаточного объема контроля;
Обеспечение дисциплины.
Слайд 11Концепция управления трудовыми ресурсами
Руководитель в процессе своей деятельности оперирует
такими стереотипами как:
работники - прирожденный лентяи, пассивные и нуждаются в
манипулировании и контроле со стороны руководителя;
для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому нужно приложить все усилия для того чтобы максимально обеспечить их доход;
организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленность и честолюбивы.
Слайд 12Органический подход к управлению персоналом
В рамках органического подхода последовательно сложились
две концепции:
концепция управления персоналом
(опирается на органическую организационную культуру).
концепция управления
человеческими ресурсами.
(опирается на предпринимательскую организационную культуру).
Слайд 13Концепция управления персоналом
Руководитель в процессе своей деятельности, как правило, оперирует
следующими стереотипами:
работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувства
самоидентичности только в взаимоотношениях с другими людьми;
рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;
работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы руководства;
работники склонны положительно реагировать на инициативы руководства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь потребность в общественном признании.
Слайд 14Концепция управления человеческими ресурсами
Руководитель в процессе своей деятельности, как правило,
оперирует такими стереотипами:
Работники интересуются только своими личными целями;
Лучший способ заставить
организацию работать – нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Решающим фактором является инициатива самих работников;
Наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации;
Властные полномочия редко кому делегируются из-за опасений возможных ошибок.
Слайд 15Гуманистический подход к управлению персоналом
Концепции управления человеческом
(опирается прежде всего на
партиципативную организационную культуру)
Слайд 16Концепции управления человеческом
При таком подходе руководитель исходит их того, что:
подавляющее
большинство работников готовы напряженно трудится ради достижения целей, находящихся за
пределами их личных интересов;
каждый сотрудник уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы к каждому человеку индивидуально исходя их данной ситуации;
сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочитать свои личные цели с целями команды;
взаимодополняемость способностей членов команды обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и уменей при достижение общих целей;
процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.
Слайд 18Заключение
Современная концепция управления персоналом рассматривает управление как процесс, состоящий из
нескольких взаимосвязанных функций. В настоящее время значительно возрос интерес к
человеку как главному фактору производства, доходов, повышению производительности труда, как ценному ресурсу организации в конкурентной борьбе
Слайд 19Список литературы
Арутюнов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов,
И.В. Волынский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 448с.
Боронова Г.Х. Психология труда.
Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
Веснин В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. - 365 с.