Разделы презентаций


Критика цивилизации Освальда Шпенглера. Субкультуры и их роль в социокультурной

Содержание

Критика цивилизации Освальда Шпенглера

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выполнила студентка Шило Ю.В.
4 курс, С-131 , специальность
1-23 01 05«Социология»





Критика цивилизации Освальда Шпенглера. Субкультуры и их роль в социокультурной

динамике

МОГИЛЕВ 2017

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Факультет экономики и права

Кафедра политологии и социологии

Выполнила студентка Шило Ю.В.4 курс, С-131 , специальность1-23 01 05«Социология» Критика цивилизации Освальда Шпенглера. Субкультуры и их

Слайд 2Критика цивилизации
Освальда Шпенглера

Критика цивилизации Освальда Шпенглера

Слайд 3Освальд Шпенглер
(1880–1936)

Освальд Шпенглер (1880–1936)

Слайд 4Книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов –

«одной из самых громких сенсаций ХХ века».
О. Шпенглер считается

классиком цивилизационного подхода к истории, представителем циклической концепции культуры, одним из критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества (принципа однолинейности). Он считал Европу обреченным и умирающим его звеном

В целом, текст книги «Закат Европы» представляет собой увлекательное художественное сочинение, в котором гармонично соединяются строгая научность и образная художественность.

Книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов – «одной из самых громких сенсаций ХХ века».

Слайд 5Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная

тенденция, основанная на использовании методов естественных наук, формировала и новые

подходы к изучению культуры. Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она: 1. Рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует мифосимволическому, раннему характеру культуры; 2. Расцветает и достигает зрелости, выражая себя в метафизико -религиозных, высоких формах; 3. Стареет и умирает, превращаясь в окостеневшую, позднюю форму культуры.

О.Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». По его представлениям:

КУЛЬТУРА
- культура уникальна, основана на неравенстве, элитарна, аристократична и возвышает человека над его практическими нуждами;
- культура создает органичную систему духовно-социальных ориентаций;
- культура национальна, связана с землей и культом, религиозна.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- заключительный этап культуры;
- застывшее, окостеневшее состояние социума;
- торжество научно-технических достижений и упадок искусства.

Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция, основанная на использовании методов естественных наук,

Слайд 6Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа,

1000 лет. Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и неспособны понять друг

друга. Исключение, пожалуй, сделано только для западно-европейской (фаустовской) культуры, которая, по мысли философа, отличается «небывалым восприятием всех предыдущих».
Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа, 1000 лет. Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и

Слайд 7Освальд Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец

развития любой культуры. Для Европы эта стадия характеризуется высоким уровнем

развития науки и техники, урбанизацией (ростом городов и городского населения), упадком литературы и искусства. Художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В этот период народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвение наподобие механических устройств, свойственных технической цивилизации.

В своей книге философ утверждает, что цивилизация основана на неравенстве, и цивилизация демократична и стремится «превратить мир в один большой город». «Человек цивилизации» реализует себя: в массовом потреблении, политике, техническом прогрессе, спорте и т.д.

В своей работе «Человек и техника» (1932) О. Шпенглер определяет что, с наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура. Цивилизация формирует стремление к мировому господству. Это внутренний источник гибели культуры, погибающей от войн в борьбе за такое господство.

Освальд Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры. Для Европы эта стадия

Слайд 8Таким образом по О.Шпенглеру: цивилизация - это закат и сумерки культуры,

когда на место живых и органических форм духовной деятельности приходят

механические, массово-уравнительные, государственно-технократические. культура - это сложившаяся в веках историко-культурная целостность

Следовательно основные идеи концепции О.Шпенглера можно свести к следующим тезисам:
1) Утверждение множественности и чередования культур, цикличности их развития;
2) Неизбежность гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию, в которой преобладает массовая культура.

Культурологическая концепция О. Шпенглера оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль ХХ столетия

Таким образом по О.Шпенглеру: цивилизация - это закат и сумерки культуры, когда на место живых и органических

Слайд 9Субкультуры и их роль в социокультурной динамике

Субкультуры и их роль в социокультурной динамике

Слайд 10Значительное распространение в культуре имеют субкультуры. Рост субкультур совпал с

формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, укреплением плюрализма и толерантности

(терпимости) в обществе.

Субкультура – это автономная подсистема культуры, частный случай культуры в целом. Субкультуры отражают культурную неоднородность общества

Значительное распространение в культуре имеют субкультуры. Рост субкультур совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, укреплением

Слайд 11Понятие «субкультура» неоднозначно. Это может быть: 1) трансформированная профессиональным мышлением

система ценностей традиционной культуры; 2) особая форма организации людей (чаще молодежи)

как автономное целостное образование внутри господствующей культуры; 3) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

Традиционно различают:

Понятие «субкультура» неоднозначно. Это может быть:  1) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры; 2) особая

Слайд 12Критерием (признаком) отличия субкультур друг от друга могут быть половые,

возрастные, поколенные, профессиональные, поселенческие (региональные), доходные, ментальные (в том числе

идеологические) и иные социокультурные различия. Субкультуры разнятся и в повседневной жизни – в нормах, интересах, потребностях и способах их удовлетворения, манерах, досуге, быте.

Существенными отличительными чертами субкультур являются «стили» , имеющие символическое значение и определяющие глубину вхождения в субкультуру. Выделяются три основных элемента (проявления) стиля:

Стиль выполняет следующие основные функции:
1. символизирует принадлежность человека к определенной (субкультуре);
2. обозначает и демонстрирует его особость, непохожесть, идентичность;
3. служит средством консолидации (сплочения) данной группы и отграничения ее от других групп (субкультур).

Критерием (признаком) отличия субкультур друг от друга могут быть половые, возрастные, поколенные, профессиональные, поселенческие (региональные), доходные, ментальные

Слайд 13СУБКУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. удовлетворяют потребность в обособлении и

индивидуализме (дистанцировании от традиционных ценностей и создании собственных – нонконформистских

– культурных норм и образцов) и одновременно – в коллективизме и общности с себе подобными, давая ощущение товарищеской поддержки и взаимовыручки; 2. обеспечивают решение (нередко иллюзорное) собственных проблем в рамках сообщества единомышленников. 3. выполняют компенсаторную функцию, обеспечивая в кругу единомышленников и сверстников неудовлетворенную в «большом мире» потребность в уважении, понимании и любви; давая ощущение признания собственной значимости и компенсируя этим недостаточную самодостаточность личности.

Субкультуры хотя и возобновляются беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующим культурным нормам. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних культурных ориентиров на другие.

Традиционно в рамках социологии культуры проблема субкультур рассматривается в рамках социализации и отражает сложный процесс интеграции культурных ценностей различными слоями общества.
Приобщение к ведущему культурному стандарту эпохи, вхождение в систему господствующих культурных ценностей, идентификация себя с крупномасштабным культурным комплексом – процессы очень сложные и часто болезненные как для отдельных людей, так и для целых групп.


СУБКУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:  1. удовлетворяют потребность в обособлении и индивидуализме (дистанцировании от традиционных ценностей и

Слайд 14Стоит отметить, что одной из форм субкультуры является КОНТРКУЛЬТУРА.
Любая

контркультура представляет собой субкультуру, но не все субкультуры являются контркультурами.


Контркультура – это крайняя (негативная, асоциальная, агрессивная) форма проявления субкультуры.

Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура объединяет концепции, представляющие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, вульгаризованного марксизма, цинизма, восточных философий и религий.

Иногда отход субкультуры от общенациональной культуры принимает форму активного, деструктивного противостояния с обществом, конфликта с существующими традициями и правилами жизни, конфронтации с нормативной культурой. Эти агрессивные по отношению к срединной культуре субкультуры и превращаются в контркультуру.

Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов.

Стоит отметить, что одной из форм субкультуры  является КОНТРКУЛЬТУРА. Любая контркультура представляет собой субкультуру, но не

Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Главный вывод из сказанного состоит в том, что

оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя доводить до конфронтации

с нормативной культурой, до перерастания субкультур в контркультуру
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕГлавный вывод из сказанного состоит в том, что оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика