Слайд 1Культура Древней Руси
в IX-XIII века
Слайд 2Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С.Пушкин
Слайд 3Особенности культуры Древней Руси
Древнерусская культура
Наследие восточных славян
Культура неславянских народов и
соседей-кочевников
Культура Византии
Слайд 4Особенности культуры IX-XIII вв.
Слайд 6Письменность и литература Древней Руси
Слайд 7По́весть временны́х лет - летописный cвод начала XII века.
Был составлен в Киеве.Охватывает
период истории, начиная с библейских времён в вводной части и
заканчивая 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Слайд 8Письменность
Узелковая письменность
Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов.
Узелковая письменность, э где каждый Узелок составляет Слово-Понятие. Отсюда
выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Слайд 9Глаго́лица — одна из первых славянских азбук.
Слайд 10КИРИЛЛИЦА
Предполагается, что создал ее славянский просветитель св. Константин (Кирилл)-философ для записи церковных
текстов на славянском языке .
Слайд 11Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает
на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из
употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги. Более ответственные письма и официальные документы писались на пергаменте .
Слайд 12Новгородский псалтырь
4 липовых доски, покрытых воском.
Возможно, самая древняя
на Руси книга. 10 век.
Слайд 13Остроми́рово Ева́нгелие
Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века. Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг.
для новгородского посадника Остромира.
Рукопись особо интересна тем, что в её конце
переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:
Слайд 14
КАК УЧИЛИ ШКОЛЬНИКОВ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глиняная дощечка
Писало
Восковая дощечка
Берёста
Слайд 15
ОНФИМ
Онфим – новгородский мальчик ,учившийся 800 лет назад.
Археологи нашли
в Новгороде целую пачку его упражнений. Вот образцы
его письма.
Слайд 17Литература
Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»
Слайд 18Литература
Слово:
-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский
митрополит Илларион
-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).
Слайд 19Литература
Летопись -
«Повесть временных лет».
Слайд 21Зодчество и Архитектура Древней Руси
На Руси было достаточно много различных
архитектурных стилей используемых при постройке храмов.
Основным являлся крестово-купольный стиль.
Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке).
"отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм».
Слайд 23
Архитектура
Крестово-купольный стиль.
Десятинная церковь в Киеве
(первый каменный памятник
- 989-996г)
Слайд 24Зодчество и изобразительное искусство.
989г.
Десятинная церковь.Киев.
мозаичный пол
северный фасад
план
остатки фундамента
восточный фасад
Слайд 27Архитектура
Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут
в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с
Византией в политическом и религиозном отношениях.
Слайд 28Богоматерь Оранта и полуфигура Вседержителя
Благовещение
Евхаристия
Наталия святая
Софийский собор в Киеве
Слайд 29
Архитектура
Собор Святой Софии в Новгороде
Слайд 30Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050годах. Является
древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм.
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок
.
Слайд 31Софийский собор в Новгороде
лик Константина
Константин и Елена
Слайд 32Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.
Слайд 33Успенский собор во Владимире. Современный вид.
Слайд 34Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке.
В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был
воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор .
Его строителем был зодчий Иоанн.
В 1921 году монастырь был закрыт, крест
реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв.
В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.
Слайд 35Успенский собор
В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский
сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека
до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы.
Слайд 36
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ
Слайд 37Дмитровский собор
Дмитровский собор во Владимире, построен в
1194-1197, храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных
углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями.
Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором.
Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.
Слайд 39Церковь Покрова Богородицы на Нерли. 12 век.
Стены церкви украшены
резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий
на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом
Слайд 40Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом
зодчестве.
Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
Шатровые храмы
бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Слайд 41 До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди
них – музей – заповедник Кижи.
Слайд 42Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история
его создания во многом не ясна. Возможно, в конце 19
в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.
Слайд 43Успенская церковь. Единоверческая.
Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII
века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то
есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом.
Слайд 44Церковь Преображения Господня
Главное сооружение погоста — Преображенская церковь, не имеющая
аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в
мировой.Традиционная конструктивная основа храма — восьмерик с четырьмя прирубами — образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.
Слайд 45Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных
жемчужин Русского Севера.
Часовня была местом общения с Богом. В
тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности.
Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.
Слайд 46В Храме выделяются три части:
алтарь, содержащий жертвенник и престол,
средняя часть
храма, отделённая от алтаря иконостасом,
притвор.
Согласно традиции, храм всегда строится
алтарём на восток
Слайд 47восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и
обычно отделённая от средней части храма иконостасом.
Слайд 49Живопись
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Св.Георгия
Победоносец
Слайд 50Живопись
Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.
Фреска на
южном склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире
Слайд 51Живопись
Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории:
Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых
"Ангел Златые власы".
Новгородская икона. XII век. Русский музей.
Слайд 52Живопись
Миниатюра- красочная иллюстрация
Слайд 54Бытовая культура
Быт — это не только дома и обстановка, пища
и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят
свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения.
Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей. Княжеские теремаобычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами.
Слайд 55Хоромы- жилища князей и бояр :
Терем – высокое деревянное здание-башня,
в нем размещались отапливаемая изба и холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети.
Гридница
– большая парадная горница, где хозяин пировал с дружиной.
Сени – холодные переходы между строениями.
На княжеском дворе находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» — пахарь) старост.
2
Слайд 57Земледельческие орудия труда:
1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка;
5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка.
2
Слайд 58
Декоративно-прикладное искусство
Слайд 59
Декоративно - прикладное
искусство
чернь - вид ювелирной техники, при котором
изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым
сплавом.
Слайд 60
Декоративно - прикладное
искусство
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на
металлический предмет и закрепляемое обжигом
Слайд 61Филигрань (скань) Нанесение рисунка на металлическую поверхность тонкой золотой (серебряной)
проволокой
Слайд 62
Декоративно - прикладное
искусство
Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие
серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент
Слайд 65Скифская пектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников
Слайд 66 образах и одушевлении всего окружающего. Особое значение имели
обряды, как жизненное глубокое осмысление мира и себя в этом
мире, их неотъемлемой частью являлась музыка: заклинания, пение, театральные действия.
Традиции музыкального воспитания в Древней Руси тесно связаны с культурой и бытом восточных славянских племен. Мировоззрение было культовым и выражалось в конкретных
Слайд 67 Большое влияние на репертуар детского пения оказала
народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных
с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций.
Слайд 68(лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них
дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во
поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие).
С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции
Слайд 69 Духовное пение
С течением времени на
Руси увеличивалось количество певческих книг и число людей, владевших музыкальной
грамотой.
Слайд 70Княжеская культура. Скоморошество
Широкое распространение в княжеском быту
Киевской Руси получили героические песни. Пиршества, устраиваемые киевскими князьями вместе
со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — инструментальной музыкой, играми, плясками, акробатикой.
Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах.
Слайд 71 В отличие от католических стран,
инструментальная музыка на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому,
что она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.
В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.
Слайд 72 Играли на гуслях сидя, инструмент клали в слегка
наклонном положении на колени, оперев вершину его о грудь. На
струнах высокого регистра исполняли мелодию, а на нижних — гомофонно-гармоническое сопровождение и басовый бурдон. Практиковалась также игра стоя.
Слайд 73 Другим распространенным струнным инструментом, напоминающим фидель, был гудок.
Он состоял из грушевидного корпуса с грифом, на который натягивались
три струны. Играли на гудке лукообразным смычком (отсюда выражение "гудеть лучцом") сидя, упирая инструмент в колено.
Слайд 74 В народном быту широко использовались духовые
инструменты: сопель, свирель, цевница. Применялась также волынка, известная в Древней
Руси как козица.
Очень разнообразны были и ударные инструменты — под общим видовым названием "бубны", куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Труба была военным и привилегированным инструментом, ее назначение — вселять мужество и бесстрашие. Трубы так же, как и гусли, были двух видов. Кроме ратных труб были и скоморошьи, подобные пастушескому рожку; эти очень длинные рожки изготовлялись из древесной коры.
Слайд 75На Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать
наследницей имущества отца (до выхода замуж). Высокие штрафы платились виновными
в оскорблении женщин "срамными словами".
Положение женщины на Руси.
Слайд 77К. Е. Маковский. Боярский свадебный пир.
Чудесную утварь делали мастера Киевской
Руси.
2
Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что
дружина заявила князю Владимиру : «Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными».
Слайд 78Бояре и князья именовались с отчествами — в этом был
знак их высокого достоинства. Традиция величания по отчеству, с «вичием»,
сохранялась как прерогатива высших социальных групп на Руси .
Фамилий в современном понимании этого слова на Руси не существовало.
Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем.
Различия в положении социальных слоев.
2
Слайд 79Одежда простолюдинов.
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или
без
нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху
носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком.
В женкой одежде поверх рубахи снизу надета понёва – юбка,
состоящая из трёх несшитых прямоугольных полотнищ и нагрудник – короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами, или же сарафан.
Слайд 81Развлечения знати:
Пиры;
соколиная и псовая охота.
2