Слайд 1Культура и быт в России в XVII в.
Слайд 2Очередной раз вражеская архитектура пробралась в Россию. Ваша задача: разведать,
сколько их проникло и где они находятся (рядом с какими
строениями/зданиями)
Слайд 3XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья
к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна
перемешались».
Слайд 4«Обмирщение» русской культуры
(отход культуры от церковных традиций и придание ей
светского характера)
В науке – рост интереса к изучению и обобщению
опыта с целью применения его в жизни
В литературе – формирование светского направления
В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек
В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций
Слайд 5Образование
Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях,
частные учебные заведения.
создано несколько государственных школ.
распространение среди
знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).
Слайд 6Образование
В XVII в. открывались новые школы.
Большую роль в развитии просвещения
сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель.
Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии.
Слайд 8Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в
миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель.
Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
Слайд 9 В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто
первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище
( позже академия)
Слайд 11Появились первые учебники
«Грамматика» Смотрицкого
Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович
Смотрицкий, — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
Слайд 12«Букварь» Бурцева
К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие
учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро
раскупались.
Слайд 13Научные знания находились ещё на начальной стадии.
Из-за границы в
Россию доставлялись многие технические новинки.
Научные знания
Слайд 14НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские
мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой
ствола. За один год
был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн). В 1667-1669 гг. построен первый русский
парусный корабль западноевропейского типа – «Орёл», является разновидностью голландского пинаса.
НАРЕЗНАЯ ПИЩАЛЬ
ФРЕГАТ «ОРЕЛ»
Слайд 15Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами.
Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол
Н. Спафарий
Н. Спафарий
Научные знания
Слайд 16НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
В 1678 г. была издана первая печатная история Русского
государства с древнейших времен до 70-х гг. XVII века –
«Синопсис», ставшая одной из популярных книг, по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.
Слайд 17Литература
Авраамий Палицын « Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового
века.
Дьяк И. Тимофеев во « Временнике» , И.
М. Катырев –Ростовский пишут о Смуте.
Читают жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и др. Но: создаются жития-биография не церковных, а гражданских лиц. «Житие» протопопа Аввакума.
Ярким явлением того времени являются сатирические повести и сказания - «О Шемякином суде»
«Повесть о Фоме и Ереме»
«Повесть о Ерше Ершовиче».
Новые черты литературы: внимание к личности героев, их душевным переживанием.
Родились новые жанры – светская повесть драма, стихи с их бытовыми, сатирическими и любовными мотивами.
Переводится иностранная литература: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.
Слайд 18Литература
Русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о
судьбах Родины, о проблемах, которые выдвигала современная жизнь.
«Житие протопопа Аввакума»
(автобиография)
сатирические повести:
«Повесть о Шемякином суде»
«Сказание о куре и лисице»
«Азбука о голом и небогатом человеке»
Слайд 20АРХИТЕКТУРА
Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный
отход от строгих канонов и традиций.
В первой половине XVII
века оформился стиль, получивший название Русского узорочья.
необычные, отходящие от церковных стандартов формы построек;
сложный и затейливый декор;
присутствие элементов других архитектурных стилей.
ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ (1635 – 1636)
Слайд 22Казанский собор (на средства Д.Пожарского)
Слайд 23АРХИТЕКТУРА
ХРАМ РОЖДЕСТВА В ПУТИНКАХ (1649 – 1652)
… знаменита тем, что
в год завершения ее строительства Патриарх Никон
запретил строить шатровые храмы
Слайд 24АРХИТЕКТУРА
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ «ДИВНАЯ»
(1647 – 1650), построена
по заказу купцов Скрипиных
Слайд 25Церковь
Ильи Пророка
в Ярославле
Слайд 26Архитектура
До середины XVII в.
в церковном зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил
строительство
шатровых храмов
Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )
Успенский собор в
Кремле взят за образец для подражания
Слайд 27АРХИТЕКТУРА
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) МОНАСТЫРЬ
(1656 – 1698)
… был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось скорее его художественное преображение.
Слайд 28АРХИТЕКТУРА
Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой декоративной отделкой были
украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.
Слайд 29АРХИТЕКТУРА
Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624—1625 гг. на приземистой
прежде Спасской башне (возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио
Солари) Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками.
Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.
Слайд 30АРХИТЕКТУРА
Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу XVII
века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие площади
отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной.
Слайд 31Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Слайд 32АРХИТЕКТУРА
Московское (Нарышкинское) барокко:
строгая пропорциональность построек;
пышная декоративная отделка;
многоярусность строений;
смешение русских и
европейских архитектурных традиций.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ФИЛЯХ
(1690 – 1694)
Слайд 33Колокольня Новодевичьего монастыря
Слайд 34.Корина Илона Викторовна
Новодевичий монастырь
Слайд 35АРХИТЕКТУРА
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В УБОРАХ (1690 –1697),
построена по приказу боярина
Петра Васильевича Шереметева
Слайд 36Архитектура
«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Много храмов в Ярославле
«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
Симметричность
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменная резьба по красной кирпичной кладке
Слайд 37В селе Коломенском был построен летний
деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 – 1668)
Современники считали его восьмым чудом света. Дворец напоминал драгоценную и уникальную игрушку.
Слайд 38АРХИТЕКТУРА
ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОЕ
(1667 – 1672), восстановлен в
2010 году
Слайд 39Церковь Преображения Господня в Кижах (возведена без единого гвоздя)
Слайд 40Живопись
Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Возрастание фольклорного начала
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров
вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени (фрязь)
Изображение реальных лиц –
уже не икона, но ещё не портрет
С.Ушаков
Живопись
А. Рублев
С.Ушаков
Слайд 43 Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского»
«групповой портрет»
тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы
Символическое дерево –
Успенский собор
Его поливают Иван Калита и митрополит Петр
Центр – Владимирская Богоматерь
Слайд 44 Симон Ушаков
« Спас
Нерукотворный»
Слайд 45Парсуна
Изображение деятелей Русского государства на отдельных досках
Называли «парсуна» (от
латинского «персона») =>
Появился интерес к человеку, к его внешности, поступкам,
к миру, в котором он живёт
Слайд 46Парсуна
Князь Скопин-Шуйский
Царь Фёдор Иоаннович
Слайд 47
Наталья Кирилловна Нарышкина
Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Слайд 50ТЕАТР
Новым для русской культуры явлением стало открытие
в 1672 г.
при дворе Алексея Михайловича первого в России театра, созданный по
западному образцу по инициативе главы Посольского приказа А. С. Матвеева. В театре, под руководством пастора из немецкой слободы, показывали сцены из Библии, европейские постановки.
Труппа состояла из иностранцев.
После смерти царя он прекратил своё существование.
Слайд 51Музыка
Во 2-й пол. XVIII в. при дворе возникли профессиональные оркестры,
исполнявшие западных композиторов.
Один из первых композиторов – дьяк В. Титов,
положивший музыку на стихотворную Псалтырь Симеона Полоцкого.
1677 – сконструирован нотный печатный станок.
Слайд 52Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю,
бояре и дворяне проводили время в пирах и охоте, развлекались
зрелищем кулачных боёв.
Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь, богато украшенная изразцами росписями. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри.
Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами, которые привозили из Персии, Турции русские купцы. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные суконные европейские ткани.
Быт
Слайд 53Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные
постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами
в серебряных окладов.
В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.
А. Маковский.
Гостеприимство.
Быт
Слайд 54Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были
редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и
лавки. Спали на печи и лежанках около нее.
Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры-рожь, просо, овес, пшеница,горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.
Быт
Крестьянская изба.
Музей деревянного
зодчества в Суздале.
Слайд 55Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак
вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться
до 3 раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное епитимья. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой- когда не было сельскохозяйственных работ.
Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.
Быт
А. Корзухин.
Девичник.
Слайд 57Очередной раз вражеская архитектура пробралась в Россию. Ваша задача: разведать,
сколько их проникло и где они находятся (рядом с какими
строениями/зданиями)
Слайд 58Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим