Слайд 1Культура и искусство древней Индии
Слайд 2Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся
в течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы,
населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства. Многие из этих произведений относятся к древнему периоду истории Индии, охватывающему промежуток времени с 3 тысячелетия до н.э. по 5 в. н.э. В географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек Инда и Ганга и примыкающие к ним области. В северной части Индии, в плодородных долинах больших рек главным образом и развивалась культура Древней Индии.
Слайд 4Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита.
Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие
к 2500 - 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку.
Слайд 5Танцовщица из Мохенджо-Даро
Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного
и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. Многочисленные печати
из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми, повидимому, Древняя Индия была связана торговыми отношениями.
Слайд 6Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро. 3000—2000 гг. до н. э.
Слайд 7Культура Мохенджо-Даро и Хараппы погибла в середине 2 тысячелетия до
н.э. в результате вторжения в долину Инда племен ариев, стоявших
на более низкой ступени развития и смешавшихся с коренным населением страны. Последующий период известен нам главным образом по древнейшему литературному памятнику Индии — Ведам, создание которых относится ко 2 тысячелетию до н.э.
Слайд 8Брахманская религия, возникшая в начале 1 тысячелетия до н.э., освящала
разделение общества на варны — группы, отличавшиеся по их положению
в обществе, и утверждала привилегии жрецов и военной знати.
Брама — созидатель, Вишну — охранитель и Шива — разрушитель
Слайд 14Важнейшими памятниками художественной культуры Индии 1 тысячелетия до н.э. являются
эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна», наиболее полно и ярко воплотившие
древнеиндийскую мифологию, которая явилась основой искусства Индии на протяжении многих веков.
Слайд 15Произведения изобразительного искусства от конца 2 до середины 1 тысячелетия
до н.э. не сохранились. Зато довольно полное представление об искусстве
Древней Индии дают памятники начиная с периода династии Маурья (322 - 185 гг. до н.э.). Объединение страны в одно большое централизованное государство было начато Чандрагуптой (около 322 - 320 гг. до н.э.) и завершено Ашокой (272 - 232 гг. до н.э.).
Слайд 16Буддизм, возникший, по преданию, в 6 в. до н.э. и
получивший широкое распространение в 3 в. до н.э. Согласно легенде,
основатель этого учения Сиддхарта Гаутама был сыном влиятельного князя, жившего в северо-восточной Индии в 6 в. до н.э. Увидев страдания людей, он в возрасте 29 лет покинул дворец, оставив жену и сына, и стал проповедовать новое учение, Путем длительных странствований, страданий Гаутама достиг нирваны (то есть прекращения перевоплощений и освобождения от страданий) и стал называться Буддой, то есть «просветленным».
Слайд 19Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние
ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения,
лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.
Слайд 21Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные
столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты
и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях.
Слайд 25В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские
храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли
подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа.
Слайд 28Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из
самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет,
в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.
Слайд 30Чайтья в Карли В I в. до н. э. в
культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы — чайтьи. Центральный
коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа