Слайд 1Лекция 12, 13. Социология семьи
План:
1. Семья как социальный институт. Структура
и функции семьи. Семья как объект потребностей личности и типы
семейного поведения.
2. Освобождение семьи от обязанностей по обслуживанию быта. Понятие быта. Определение условий жизни и их показатели.
Слайд 21. Семья как социальный институт. Структура и функции семьи. Семья
как объект потребностей личности и типы семейного поведения.
Семья –
это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.
Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
Слайд 3В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также
в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных
членах общества.
Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом.
Слайд 4Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически
оформленными, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и
детьми, что придает ей характер важнейшего социального института.
Это определяется прежде всего тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях.
Слайд 5Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или
кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Слайд 6Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей,
в том числе и в воспроизводстве населения.
В то же
время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга и отдыха.
Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Слайд 7Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в
рождении детей, продолжении человеческого рода.
Эта функция включает в себя
элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.
Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Слайд 8Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные
на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет
свой бюджет, организует потребительскую деятельность.
Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье.
Слайд 9Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились
семьи, где главой является жена.
Здесь в руках матери (в
силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга.
Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
Слайд 10В семье воспитываются и взрослые, и дети.
Особенно важное значение имеет
ее влияние на подрастающее поколение.
Поэтому воспитательная функция семьи имеет
три аспекта.
Слайд 11Первый –формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача
детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.)
накопленного обществом социального опыта;
выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду;
привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы поведения;
обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Слайд 12Второй аспект –систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего
члена в течение всей его жизни.
Аспект третий –постоянное влияние
детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Слайд 13Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.
Он
представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.
Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.
Слайд 14Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.
Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с
окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Особый и весьма важный компонент – специфика самого процесса семейного воспитания.
Слайд 15Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными
интересами.
Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и
интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.
Слайд 16Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в
выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила
впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи.
Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Слайд 17Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.
Можно назвать следующие компоненты этой функции (телевидение, радио, интернет, периодическая
печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Слайд 18Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это
заметно усиливает воспитательный потенциал.
Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность
по созданию психологического климата в семье.
Каждой семье присущ определенный уровень духовности.
Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью.
Слайд 19К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные
устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с
окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношений оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей.
Слайд 20Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений
между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь
семьи не только глазами взрослых, но и детей.
Они (судя по результатам многих исследований) особенно ценят трудолюбие
родителей, их активное участие в решение семейных проблем, а также внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, сердечность и доброта, взаимная доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов.
Слайд 21Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирования
личности.
Сплачивают эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции.
Они
играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности.
Слайд 22Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения
и опыт вплоть до конкретных поступков и действий.
Непосредственным носителем
и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив.
Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем.
Слайд 23В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации
отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.
Конфронтация как тип отношений
в семье – это противоборство супругов, столкновение их взглядов.
В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.
Слайд 24Брак – это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между
мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению
друг к другу и к детям.
Заключение брака – один из основных параметров брачности, а прекращение, брак – разводимости и овдовения.
В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении – как демографический процесс.
Слайд 25Как показала перепись населения 2009 года, в Казахстане число семей
в стране увеличилось на 13,8% по сравнению с данными переписи
1999 года.
При этом городских семей стало больше на 13,4%, сельских - на 30,3%.
Однако, как отмечает статагентство, средний размер семьи имеет тенденцию к снижению как в городской, так и в сельской местности.
Средний размер семьи составил по переписи населения 2009 года 3,5 человека.
Слайд 26Наиболее распространены семьи, состоящие из двух человек - 30,1%, трех
человек (26,7%), четырех человека (22,2%).
Лишь 11,7% составили семьи, состоящие из
пяти человек, 5,6% - из шести человек, 1,9% - из семи человек.
Доля семей, состоящих из 8 - 10 человек и больше, очень низка и составляет 0,2%.
Слайд 27Наиболее распространены семьи, состоящие из двух человек - 30,1%, трех
человек (26,7%), четырех человека (22,2%)
Согласно последней переписи 52,2% женщин состоят
в браке, 28,2% женщин никогда не состояли в браке, вдовых - 12,6%, разведенных - 7,0%.
Среди мужчин состоят в браке 57,1%, никогда не состояли в браке 36,9%, разведенных 3,5%, вдовых - 2,5%.
Слайд 28По информации статагентства, 72,3% населения в возрасте до 18 лет
проживает с обоими родителями, 15,1% - только с матерью, 6,4%
- только с отцом, а 6,2% - проживают без родителей.
Слайд 29Также отмечается, что за последние 10 лет наблюдается сдвиг в
структуре отдельных возрастных групп населения: увеличилась доля населения трудовых возрастов
(составляющая по международным стандартам 15 - 64 года) и людей пожилого возраста (65 лет и старше).
В то же время произошло снижение доли детей (0 - 14 лет).
При этом доля пожилого населения в возрасте 60 лет и старше снизилась на 1,2 процентных пункта