Слайд 1Лекция 19. Десятый член Символа веры (окончание)
Слайд 2Таинство Брака
Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом
и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их
супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей.
Почему брак является Таинством?
То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31-32).
Слайд 3Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть
глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же
Спаситель тела. Но как Церковьповинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбилЦерковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славноюЦерковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и ГосподьЦерковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Ефес. 5, 22—33).
Слайд 4Свт. Иоанн Златоуст: «Тот, кто не соединен узами брака, не
представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина в
браке не два человека, а один человек… Любовь такова, что любящие составляют уже не два, а одного человека, чего не может сотворить ничто, кроме любви».
Слайд 5Обязательно ли для всех вступать в брак?
Не обязательно всем вступать
в брак. Девство лучше супружества для того, кто в силах
его сохранить в чистоте. Именно об этом сказал Господь Иисус Христос: Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:11-12). И апостол говорит: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак… Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор. 7:8-9,32-33,38).
Слайд 6Основы социальной концепции РПЦ
Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого
ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в
своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор.7:8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим.4:2-3). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку».
Слайд 7В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не
освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая
таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
(Основы социальной концепции. X.2)
Слайд 8Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака,
основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек
да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»(Мф.19:6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
(Основы социальной концепции РПЦ. X.3)
Слайд 9Таинство Священства
Священство есть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Святой
Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо
Христово.
Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4:1). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20:28).
Слайд 10Что значит пасти Церковь?
Пасти Церковь — наставлять людей в вере,
благочестии и добрых делах.
Сколько необходимых степеней Священства?
Степеней Священства три: епископ,
пресвитер и диакон.
Какое различие в степенях Священства?
Диакон сослужит при Таинствах (не совершая их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). И Тимофею: Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5:22).