Слайд 1Лекция 2. Герберт спенсер
(1820-1903, Англия)
Биографическая справка.
Предмет социологии.
Понятия: «рост», «структура»,
«дифференциация», «интеграция».
Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества.
Эволюция: однолинейная и
многолинейная.
Функционализм.
Индивидуализм против органицизма.
Невмешательство государства и доктрина выживания.
Проблема объективности в социологии.
Слайд 2Герберт Спенсер
(1820-1903) Англия
Слайд 3- 2- Лекция 2. Раздел 1.
1. Биографическая справка
С именем
Герберта Спенсера связано зарождение социологии в Англии. Родился в семье
учителя. Отличался слабым здоровьем и обучался на дому. Сначала под руководством отца, затем – дяди. Гордился собственным самообразованием, но отсутствие систематического образования оказало воздействие на развитие социологической теории. Работал инженером на железной дороге, в прессе. После получения наследства в 1853 г. ведет жизнь независимого ученого и публициста. По натуре был замкнутым и скромным. Слава пришла к нему еще при жизни, но не произвела на него никакого впечатления.
В начале 60-х гг. Х1Х столетия предпринял грандиозную попытку создания СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, объединяющей все науки того времени. Это – 10 томов из 5 произведений:
1862 – «Основные начала».
1864-1967 – «Основания биологии».
1870-1972 – «Основания психологии».
1876-1996 – «Основания социологии».
1879-1893 - «Основания этики».
Слайд 4-3- Лекция 2. Раздел 1.
Признавал значительность вклада О.Конта
как основоположника социологии, но полностью отвергал воздействие его идей на
развитие собственной теории.
По сравнению с Контом, он обнаруживал большую склонность к натурализму и индивидуализму. Совершенно не принимал идеи Конта о:
- линейном прогрессе и неизменности элементов социальных структур;
законе 3-х стадий;
регулятивных функциях государства;
социальном детерминизме (направленность социологического анализа от общества к человеку);
духовном мессианстве (утверждал, что прогресс определяется не прогрессом идей, а прогрессом социальных структур);
конструктивности конкурентного развития общества.
Слайд 5-4- Лекция 2. Раздел 2.
Предмет социологии
Категориального определения социологии
Спенсер не дает. В «Основаниях социологии» представлена попытка построения целостной
социологической теории на этнографическом материале.
По Спенсеру, социология – это наука, включающая антропологию, этнографию и общую теорию исторического развития. Почему социология определяется как наука? Она руководствуется:
законами всеобщей причинности, как и естествознание;
признанием закономерной связи элементов и структуры любого явления;
изучение закономерностей, а не случайностей.
Т.о., задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений в социальных структурах и институтах.
Спенсер считал свой подход объективным, а подход Конта – субъективным, поскольку последний видел задачу социологии в выявлении эволюционных идей и их воздействия на развитие общества и человека.
Слайд 6-5- Лекция 2. Раздел 3
3. Понятия: «рост», «структура»,
«дифференциация», «интеграция»
Разработка понятий определялась логикой развития социологической теории Спенсера. Содержательно
она представлена следующими тезисами:
Все органические и социальные совокупности обнаруживают прогрессивный рост – увеличение в размерах.
Рост численности элементов сопровождается усложнением структуры. Одновременно процесс роста является процессом интеграции.
Интеграция приводит к прогрессирующей дифференциации структур и функций общества. Если этого не происходит, общество становится недееспособным и погибает.
При увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость элементов и структур. Теперь уже на новом уровне, происходит усиление интеграции.
Слайд 7-6- Лекция 2. Раздел 3.
Применительно к обществу это
означало, что:
примитивные общества характеризуются универсальностью деятельности (все – охотники, воины,
собиратели и т.д.);
с ростом структуры общества появляется закрепление разделения видов деятельности. Различие предполагает взаимообусловленность и единство, т.е. одни виды деятельности все в большей степени зависят от других. В результате возрастает интеграция.
В развитых обществах согласование становится необходимым и более прочным. С другой стороны, такие общества оказываются более хрупкими по своей структуре и уязвимыми. Отсюда возникает необходимость регуляции и контроля.
Регулятивные и контрольные механизмы в обществе оказываются, по Спенсеру, критерием для выделения типов обществ. В качестве основных выделяются 2: военные и индустриальные.
Слайд 8-7- Лекция 2. Раздел 4.
4. Классификация типов обществ:
военные и индустриальные общества
Спенсер разрабатывает несколько типологий.
Первая получила название -
«по сложности организации общества». Здесь оно подразделяется на простые и сложные. Простые делятся на общества с эпизодическим и со стабильным руководством. Сложные – на общества двойной и тройной сложности. Каждый из уровней сложности может быть представлен простым и сложным политическим руководством.
Вторая типология получила наименование - «по характеру оседлости». Здесь выделяются кочевые, полуоседлые и оседлые типы обществ.
Третья названа типологией «по принципу внутренней регуляции». В отличие от закона 3-х стадий Конта, Спенсер основным критерием для определения характера общества называет зависимость типа социальной структуры от взаимоотношений с окружающими обществами.
Слайд 9-8- Лекция 2. Раздел 4.
Здесь определяющим становится мирное
или воинственное взаимодействие с соседними государствами. При мирных отношениях внутренняя
регуляция слаба и не выражена. При воинствующих отношениях закрепляется принудительный и централизованный контроль.
Характерная черта военных обществ – принуждение. В этом случае сотрудничество - тоже принудительно. Характерные черты индустриальных обществ: добровольность сотрудничества, индивидуальное самоограничение и индивидуальная свобода.
Спенсер обращает внимание на то, что степень сложности общества не зависит от того, к какому типу – военному или индустриальному – оно относится.
Обратить внимание на несовременность трактовки термина «индустриальное». По Спенсеру, недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные – военными. С современных позиций, можно сказать, что речь, скорее, шла об обществах открытого и закрытого типа. Дополнительный критерий – наличие или отсутствие конфликта с окружением.
Слайд 10-9- Лекция 2. Разделы 4,5.
Эта классификация привела Спенсера
к пессимистическим выводам. Первая и вторая типологии основывались на признании
эволюции от простого к сложному и содержательно были прогрессивными. Третья свидетельствовала о том, что современная для Спенсера эпоха характеризуется ростом милитаризма, военных конфликтов и принудительной регуляции.
Поэтому, в отличие от Конта, он начинает развивать идею не линейного, а многолинейного прогресса.
5. Эволюция: однолинейная и многолинейная
В начальный период творчества Спенсер придерживался однолинейной концепции развития: этапы прогресса жестко предопределены (организмическая аналогия – как от детства к старости). Считал, что общества изменяются от однородных к разнородным, а процесс эволюции постоянен.
Слайд 11-10- Лекция 2. Разделы 5, 6.
В зрелый период
Спенсер вносит коррективы. Эволюция человеческого общества в целом не вызывает
у него сомнений. Отдельные же общества могут как прогрессировать, так и регрессировать. Возможны также стадии застоя. Регресс также возможен, как и прогресс.
Фаза застоя в развитии общества характеризуется достижением равновесия с окружающими условиями и отсутствием изменений в структуре. Таким образом, новым становится:
включение в эволюционную теорию стадий застоя и регресса;
- признание многолинейности прогресса по разным уровням социальных структур.
6. Функционализм
Прогресс, по Спенсеру, означал эволюционные изменения в структуре. Усложнение структуры приводит к усложнению и дифференциации функций.
Слайд 12-11- Лекция 2. Разделы 6, 7.
При анализе социальных
институтов возникает необходимость учета:
- их эволюционного
этапа (диахронный срез) и
- функций на данном этапе (синхронный срез).
Спенсер делает вывод о непредсказуемости последствий деятельности человека, поскольку результаты определяются внешними условиями, а не намерениями и мотивациями.
Таким образом, сущность утверждаемого Спенсером функционального подхода можно определить как утверждение структурно-функционального детерминизма, возникшего под влиянием философии утилитаризма, абсолютизирующей принцип полезности.
7. Индивидуализм против органицизма
Конт был приверженцем органицистской теории, считая, что индивид подчинен государству как целому.
Слайд 13-12- Лекция 2. Разделы 7, 8.
Спенсер был приверженцем
индивидуалистских и утилитаристских ориентаций. Он рассматривал общество как инструмент для
совершенствования целей личности. Однако его представления были еще механистическими. Считал, что свойства единиц определяют свойства целого. Поэтому к верной теории общества можно придти только прояснив характер составляющих его индивидов.
В отличие от единого организма, общество может быть дискретно, а его члены – рассредоточены. Здесь связующую функцию выполняет язык, обеспечивающий понимание для взаимодействия.
Спенсер считал, что общество существует для блага его членов, и что каждый человек должен стремиться к свободе и собственному благополучию, не ущемляя свободу других.
8. Невмешательство государства и выживание приспособленных
Слайд 14-13- Лекция 2. Раздел 8.
Спенсер признавал наличие и
действие социальных законов, которые являются всеобщими, устойчивыми и детерминистскими. Но
был против их изучения для координации совместных действий. Считал, что их нужно изучать, чтобы не действовать сообща.
Поэтому обязанность социологов – убедить людей в пагубности вмешательства правительств и реформаторов в жизнь общества. Если вмешиваться в естественный порядок – не возможно предсказать результаты, поскольку происходит его нарушение. Исключение – для проявлений власти только в:
- защите прав и свобод индивида;
- коллективной защите от внешних противников.
Все остальное – на усмотрение индивидов, заключающих добровольные соглашения в межличностном взаимодействии.
По Спенсеру, хорошее общество основывается на таких добровольных межличностных соглашениях. По 3-ей типологии, это и есть идеал индустриального государства.
Слайд 15-14- Лекция 2. Раздел 8.
Если начинают преобладать централизация
и контроль – происходит возврат к предшествовавшим формам развития –
к военному обществу.
Спенсер занимает крайне индивидуалистическую, антиколлективистскую позицию и делает следующий шаг – в мальтузианство. (Томас Мальтус в конце 18 в. утверждал, что темпы роста народонаселения возрастают в геометрической прогрессии, а темпы увеличения средств существования – в арифметической. Поэтому выживать должны лишь сильнейшие, а войны, эпидемии и нищета – полезны).
Мальтузианство Спенсера более «оптимистично». Он утверждал, что рост населения стимулирует большую активность населения, необходимую для выживания. В результате повышается изобретательность, IQ отдельных индивидов и социальных групп, оказывающихся на вершине благополучия. Кто не делает усилий, не ищет новое – вымирает. Здесь решающие факторы - развитие интеллекта и конкуренция интеллектов. Соответственно, социальные программы, патронаж бедных, больных и безработных вреден, так как противоречит процессу очищения общества.
Слайд 16-15- Лекция 2. Раздел 9.
9. Проблема объективности в
социологии
Вопрос об объективности в социальных науках – один из центральных.
Специфику социологии Спенсер видит в том, что социолог находится внутри исследуемой системы, является ее частью. Поэтому он формулирует требование наличия неординарного умственного развития социолога, который только с очень высоким IQ сможет абстрагироваться от личных симпатий, предпочтений, чувства национальной принадлежности, групповых интересов и т.д. – и все равно проведет анализ несовершенно на основе наблюдения и сопоставления. Обычный же человек вообще не способен к такого рода деятельности.
Анализу источников предпочтений и пристрастий в различных сферах человеческой жизни посвящена половина глав «Исследований в социологии». Спенсер пытается показать, как защита интересов искажает восприятие социальной реальности. Здесь, в первом приближении, формируется социология познания.