Разделы презентаций


Лекция 3 Р авновесие товарного рынка в частной закрытой экономике (модель

Содержание

Долгосрочное равновесие Краткосрочное равновесие LRAS SRASYPYP ADADYY*Равновесие товарного рынка в долгосрочном и в краткосрочном периодеРавновесие товарного рынка определяется соотношением величины совокупного спроса на товары и услуги (AD) и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3 Равновесие товарного рынка

в частной закрытой экономике (модель «Кейнсианского креста»)

Компоненты совокупного спроса
Функция потребления Кейнса
Функция инвестиций Кейнса
«Кейнсианский крест»
Мультипликатор
«Парадокс сбережений»
Разрывы совокупных расходов и совокупного выпуска

Лекция 3   Равновесие товарного рынка

Слайд 2Долгосрочное равновесие
Краткосрочное равновесие
LRAS
SRAS
Y
P
Y
P
AD
AD
Y
Y*
Равновесие

товарного рынка в долгосрочном и в краткосрочном периоде
Равновесие товарного рынка

определяется соотношением величины совокупного спроса на товары и услуги (AD) и величины совокупного предложения товаров и услуг (AS) (точка Е).

Е

Е

Долгосрочное равновесие Краткосрочное равновесие  LRAS  SRASYPYP ADADYY*Равновесие товарного рынка в долгосрочном и в краткосрочном периодеРавновесие

Слайд 3Определение уровня совокупного выпуска в долгосрочном и в краткосрочном периоде


в долгосрочном периоде
количеством экономических ресурсов (труда L, физического капитала

K, человеческого капитала H, природных ресурсов N и технологией A)  производственной функцией и всегда находится на потенциальном уровне
(уровне полной занятости):
Y* = AF (L, K, H, N).

в краткосрочном периоде
желанием потребителей (домохозяйств, фирм, правительства и иностранцев) покупать произведенные фирмами товары и услуги  совокупным спросом
и может отклоняться от потенциального уровня:
Y  Y*.


Как определить равновесный совокупный выпуск (Y)
в краткосрочном периоде?

Ответ: прoанализировать компоненты совокупного спроса.

Поэтому проблема состоит в следующем:

Уровень совокупного выпуска определяется:

Определение уровня совокупного выпуска  в долгосрочном и в краткосрочном периоде в долгосрочном периоде количеством экономических ресурсов

Слайд 4Компоненты совокупного спроса

Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму спросов

(= желаемые или планируемые расходы) всех макроэкономических агентов на товары

и услуги:
потребительский спрос домохозяйств (C);
инвестиционный спрос фирм (I);
спрос со стороны правительства (G);
спрос иностранного сектора (NX).
AD = C + I + G + NX

Компоненты совокупного спроса Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму спросов (= желаемые или планируемые расходы) всех макроэкономических

Слайд 5Производство, Доход, и Спрос на товары
Доход
Спрос
Ежегодные изменения экономической активности

могут быть представлены как взаимодействие

между производством, доходом и спросом.
Изменения в спросе на товары и услуги ведут к изменению объема производства. Изменения объема производства ведут к изменению доходов. Изменение доходов ведет к изменению спроса на товары.

Производство

Производство, Доход, и Спрос на товары ДоходСпросЕжегодные изменения экономической активности могут быть представлены как взаимодействие

Слайд 6 Первым экономистом, который попытался проанализировать поведение экономики в краткосрочном периоде

и показать, как может быть определен фактический (краткосрочный) равновесный совокупный

выпуск, был


В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он проанализировал причины и результаты Великой Депрессии (1929-1933) и сделал попытку разработать рецепты, как не допустить подобных экономических катастроф в будущем и, в первую очередь, как бороться с высокой безработицей. Он создал теорию, которая была названа Кейнсианским подходом в макроэкономике (или подходом со стороны совокупного спроса).

Джон Мейнард Кейнс

Первым экономистом, который попытался проанализировать поведение экономики в краткосрочном периоде и показать, как может быть определен фактический

Слайд 7Предпосылки теории Кейнса
выпуск находится ниже своего потенциального уровня (Y

Y*);
уровень цен постоянный (P = const)  изменения в совокупном

спросе не оказывают влияния на уровень цен;
совокупное предложение совершенно эластично (кривая AS горизонтальна)  фирмы могут произвести столько товаров, сколько они знают покупатели захотят купить (в условиях высокой безработицы у фирм нет проблем нанять дополнительных рабочих и увеличить выпуск);
заработная плата жесткая («липкая» по терминологии Кейнса); если безработица высока, рабочие не могут требовать повышения заработной платы (W = const), поэтому цены ресурсов не меняются;
ставка процента постоянна и номинальная ставка процента равна реальной ставке процента (i = r = const);
национальный выпуск = национальному доходу (это означает, что амортизация и косвенные налоги не учитываются);
налоги только прямые и платят их только домохозяйства;
экономика закрытая (NX = 0) (однако методология анализа позволяет использовать эту модель и для условий открытой экономики).


Предпосылки теории Кейнсавыпуск находится ниже своего потенциального уровня (Y < Y*);уровень цен постоянный (P = const) 

Слайд 8Совокупный спрос и Совокупное предложение

в модели Кейнса

AD1

Y1

AD2

P

Y

Y2

AS

Рост совокупного спроса (AD) ведет только к росту совокупного выпуска (от Y1 до Y2), в то время как уровень цен не меняется ( ).
В закрытой экономике совокупный спрос
AD = C + I + G

A

B

Совокупный спрос и Совокупное предложение

Слайд 9Потребительский спрос и его детерминанты
Потребительские расходы составляют самую большую долю

(примерно 2/3) совокупных расходов. Основные детерминанты:
национальный доход (Y) –

доход,
заработанный домохозяйствами;
подоходные налоги (Tx);
трансферты (Tr);
ожидания потребителей (consumer confidence):
- ожидания изменения цен – Pe;
- ожидания изменения дохода – Ye;
- ожидания потери работы (безработицы) – Ue;
- ожидания изменения количества товаров (изобилие или нехватка) – Qe;
задолженность потребителей (D);
ставка процента (i);
условия получения кредита () – доступность кредита или так называемые «ограничения по заимствованию»
богатство (W );
уровень цен (P ).

Функция потребления имеет вид:

располагаемыйдоход (YD)

Потребительский спрос и его детерминантыПотребительские расходы составляют самую большую долю (примерно 2/3) совокупных расходов. Основные детерминанты: национальный

Слайд 10Функция потребления Кейнса
В краткосрочном периоде главным детерминантом (фактором) уровня потребительских

расходов является располагаемый доход YD – доход после уплаты налогов

и получения трансфертов
YD = Y – T = Y – Тx + Tr
однако, другие (не связанные с доходом) переменные, хотя и менее важные, тем не менее воздействуют на потребительские расходы в краткосрочном периоде.
Часть потребительских расходов, которые зависят от располагаемого дохода, называется индуцированным потреблением, а другая часть, зависящая от всех остальных факторов, называется автономным потреблением ( )
Поэтому функция потребления имеет вид:

Автономное потребление

Индуцированное
потребление

Функция потребления КейнсаВ краткосрочном периоде главным детерминантом (фактором) уровня потребительских расходов является располагаемый доход YD – доход

Слайд 11Потребительские расходы увеличиваются с ростом располагаемого дохода, но в меньшей

степени чем растет доход – тенденция, которую Кейнс назвал «основным

психологическим законом».
Поведенческий параметр, показывающий зависимость потребительских расходов от величины располагаемого дохода, Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mpc).
Предельная склонность к потреблению показывает изменение потребительских расходов в результате изменения величины располагаемого дохода на одну денежную единицу:
0 < mpc < 1

Автономное потребление

Предельная склонность к потреблению

Индуцированное потребление

C

YD

Потребительские расходы увеличиваются с ростом располагаемого дохода, но в меньшей степени чем растет доход – тенденция, которую

Слайд 12А
Движение вдоль линии потребления
C
C1
C2
YD1
YD2
В
Изменение располагаемого дохода YD

ведет к изменению уровня потребления C и соответствует движению вдоль линии потребления: вверх при увеличении располагаемого дохода (например, из точки A в точку B) и вниз при уменьшении располагаемого дохода.

YD

АДвижение вдоль линии потребленияCC1C2YD1YD2ВИзменение располагаемого дохода YD

Слайд 13Наклон линии потребления
Предельная склонность к потреблению определяет наклон функции потребления.

Чем больше mpc, тем линия потребления более крутая.


C
YD
DC
DYD
C
YD
mpc1
mpc2
DC'
DYD

Наклон линии потребления		Предельная склонность к потреблению определяет 	наклон функции потребления. Чем больше mpc,  тем линия потребления

Слайд 14Сдвиги линии потребления
Изменения

любого фактора автономного

потребления отображаются параллельным сдвигом линии потребления вверх (если оно увеличивается) и вниз (если оно сокращается). Главным фактором автономных потребительских расходов Кейнс считал уверенность потребителей в будущем (consumer confidence) – их настроение (ожидания) в отношении будущего.
Сдвиги линии потребления	       Изменения любого фактора автономного

Слайд 15Функция сбережений Кейнса
Домохозяйства тратят на покупку потребительских товаров только часть

располагаемого дохода, остальную часть они сберегают:
YD =

C + S
Поэтому сбережения в модели Кейнса также зависят от располагаемого дохода.
Поведенческий параметр, который показывает зависимость сбережений от располагаемого дохода, Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (mps).
Предельная склонность к сбережению показывает изменение сбережений в результате изменения располагаемого дохода на одну денежную единицу:
0 < mps < 1





Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1.

Функция сбережений КейнсаДомохозяйства тратят на покупку потребительских товаров только часть располагаемого дохода, остальную часть они сберегают:

Слайд 16Функция сбережений
Функция сбережений может быть выведена следующим образом:




S

< 0
S > 0
S
YD
mps
0
S = 0
а так как (1

– mpc) = mps, получим:
Функция сбереженийФункция сбережений может быть выведена следующим образом:  S < 0S > 0 SYDmps0S = 0а

Слайд 17Движение вдоль линии сбережений
YD
0
S
S2
S1
YD2
YD1
A
В
Изменение располагаемого дохода YD

ведет к изменению уровня сбережений S и соответствует движению вдоль линии сбережений: вверх при увеличении располагаемого дохода, (например, из точки A в точку B) и вниз при уменьшении располагаемого дохода.

Движение вдоль линии сбереженийYD0SS2S1YD2YD1AВИзменение располагаемого дохода YD

Слайд 18Сдвиги линии сбережений обусловлены изменением автономного потребления.
Если автономное потребление

уменьшается (что означает увеличение автономных сбережений (

),
линия сбережений сдвигается вверх

Наклон и сдвиги линии сбережений

Наклон линии сбережений определяется величиной предельной склонности к сбережению.
Чем больше mps
( ), тем линия сбережений более крутая

YD

0

S

mps1

mps2

YD

S

Сдвиги линии сбережений обусловлены изменением автономного потребления. Если автономное потребление уменьшается (что означает увеличение автономных сбережений

Слайд 19Линии потребления и сбережений на графике
S > 0
S

0
C = YD
450
mps
mpc
C, S
Yd
A
C
В точке A:
C = YD
S =

0

YD

YD

Линии потребления и сбережений на графике S > 0S < 0C = YD450mpsmpcC, SYdACВ точке A: C

Слайд 20Средняя склонность к сбережению – это отношение величины сбережений к

располагаемому доходу (доля сбережений в доходе):


Средняя склонность к потреблению

и средняя склонность к сбережению

Средняя склонность к потреблению – это отношение величины потребительских расходов к располагаемому доходу (доля потребительских расходов в доходе):



Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1.

Средняя склонность к сбережению – это отношение величины сбережений к располагаемому доходу (доля сбережений в доходе):						 						Средняя

Слайд 21Вывод: чем богаче становится человек, т.е. чем выше его доход,

тем меньше доля дохода, которую он тратит на потребление,


и тем больше доля дохода, которую он сберегает.

Средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению

Из теории потребления Кейнса следовало, что рост располагаемого дохода ведет к снижению средней склонности к потреблению и росту средней склонности к сбережению.


так как mpc = const, то когда YD растет, падает,

поэтому apc снижается, в то время как aps увеличивается.

Доказательство:

Вывод: чем богаче становится человек, т.е. чем выше его доход, тем меньше доля дохода, которую он тратит

Слайд 22Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а

аpс по мере роста дохода падает,

то соотношение mpc и apc в функции потребления Кейнса графически можно представить как:

Средняя склонность к потреблению и предельная склонность к потреблению

mpc, apc

mpc

YD

аpc

YD1

YD2

apc2

apc1

Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а аpс по мере роста дохода падает,

Слайд 23Средняя склонность к сбережению и предельная склонность к сбережению
YD2
YD1
S
YD
mps
Соотношение mps

и aps в функции сбережений Кейнса
графически можно представить как:
0
0
aps2
aps1

Средняя склонность к сбережению и предельная склонность к сбережению YD2YD1SYDmpsСоотношение mps и aps в функции сбережений Кейнсаграфически

Слайд 24«Загадка» потребления
Идея о падении apc при росте дохода означает,

что по мере роста экономики и увеличения совокупного дохода, потребительские

расходы (самая большая часть совокупного спроса) падают, вызывая спад в экономике. Поэтому, используя функцию потребления Кейнса, экономисты предсказали бесконечную стагнацию (бесконечную депрессию) экономики США с начала 1940-х годов. Прогноз не оправдался, что, как казалось, опровергало «основной психологический закон» и идею Кейнса о поведении apc.
В то же время Саймон Кузнец (Нобелевская премия, 1971 г.) при анализе статистических данных по потреблению в США за более чем 70 лет (с 1869 по 1940 гг.) обнаружил, что доля потребитель-ских расходов в доходе с течением времени практически не меняется (арс = const), несмотря на большое увеличение дохода.
Эти два обстоятельства породили загадку, которая получила название «загадки потребления» или «загадки Кузнеца»:


Почему анализ потребления в краткосрочном периоде подтверждал гипотезу Кейнса, но эта гипотеза опровергалась анализом поведения потребления в долгосрочном периоде?

«Загадка» потребления  Идея о падении apc при росте дохода означает, что по мере роста экономики и

Слайд 25 Решением загадки является выделение двух функций потребления:
краткосрочной функции

потребления (зависимость потребления от располагаемого дохода непропорциональная):




долгосрочной функции потребления

(зависимость потребления от распола-гаемого дохода пропорциональная):

«Загадка» потребления: ключ к разгадке

Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления.

Решением загадки является выделение двух функций потребления: краткосрочной функции потребления (зависимость потребления от располагаемого дохода непропорциональная):

Слайд 26 ставка процента (i = r), так как фирмы, как правило,

исполь-зуют заемные средства для покупки инвестиционных товаров;
ожидания (E) – уверенность

фирм в будущем (business confidence);
национальный доход (Y), часть которого составляет прибыль фирм и долю которой фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров (реинвестирование);
налоги (Tx);
субсидии (Sb);
имеющийся запас капитала (K0);
технология (A);
цена единицы капитала (PK).
Функция инвестиций может быть представлена как:



Инвестиционный спрос

Вторым компонентом совокупного спроса является инвестиционный спрос фирм. Инвестиционные расходы – наиболее изменчивая часть совокупных расходов. Детерминанты инвестиционных расходов:

ставка процента (i = r), так как фирмы, как правило, исполь-зуют заемные средства для покупки инвестиционных товаров;ожидания

Слайд 27Функция инвестиций Кейнса: теория предельной эффективности капитала
В своей модели равновесия

товарного рынка, Кейнс рассматривал только чистые инвестиции, полагая, что они

не зависят от уровня совокупного выпуска/дохода и поэтому являются автономными.
Главным фактором инвестиционных решений Кейнс считал уверенность бизнеса в будущем (business confidence – настроение инвесторов: пессимизм или оптимизм), которую он называл «animal spirit» – психологический фактор – оценку инвестором будущей внутренней нормы доходности инвестиций IRR (internal rate of return).
Если инвестор рассматривает ряд проектов, затраты на финансирование которых одинаковы, но каждый из которых имеет, по его собственной субъективной оценке, разную внутреннюю норму доходности, то он будет финансировать только те проекты, которые дают неотрицательную IRR.
При этом общая доходность будет оцениваться по норме доходности последнего (предельного) проекта, который инвестор считает безубыточным (эффективным).



Функция инвестиций Кейнса: теория предельной эффективности капиталаВ своей модели равновесия товарного рынка, Кейнс рассматривал только чистые инвестиции,

Слайд 28Теория предельной эффективности капитала
Предположим, что транспортная фирма рассматривает вопрос, сколько

самолетов ей выгодно купить, если стоимость покупки каждого самолета равна

40 млн.долл., но прибыль разная.







Если рыночная ставка процента r = 15% фирма купит только 2 самолета (N = 2), если 10% – три самолета (N = 3) и т.п. Причем эффективность каждого проекта оценивается по эффективности предельного проекта, т.е. того, внутренняя норма доходности которого равна реальной ставке процента IRR = r.

Теория предельной эффективности капиталаПредположим, что транспортная фирма рассматривает вопрос, сколько самолетов ей выгодно купить, если стоимость покупки

Слайд 29Решение об инвестициях
Основным детерминантом инвестиционного спроса является
ставка процента.
Решение фирмы

потратить деньги на покупку нового оборудования или промышленного здания –

это решение, основанное на соотношении предельной выгоды и предельных издержек.
Предельной выгодой от инвестирования является реальная внутренняя норма доходности (IRR), которую фирма ожидает получить от своих затрат на инвестиционный проект:


Предельные издержки инвестирования – это реальная ставка процента (r), или издержки по займу (цена заемных средств). Чем выше r, тем меньше желание фирм брать кредиты и покупать инвестиционные товары. Отсюда общее правило:
если IRR  r, фирма будет делать инвестиционные расходы и покупать инвестиционные товары;
если IRR < r, фирма не будет делать инвестиционные расходы.
Решение об инвестицияхОсновным детерминантом инвестиционного спроса является ставка процента.Решение фирмы потратить деньги на покупку нового оборудования или

Слайд 30 Очень немногие инвестиционные проекты имеют очень высокую внутреннюю норму доходности

и будут профинансированы первыми. Поскольку IRR падает, то менее доходные

проекты будут профинансированы, только если издержки по займу (ставка процента) снизятся (до r'), и это значит, что общая величина инвестиционных расходов вырастет (от I1 до I2). И наоборот, если ставка процента повысится (дo r"), меньшее количество инвестиционных проектов будут иметь внутреннюю норму доходности, превышающую или по крайней мере равную

Инвестиционный спрос

I

IRR

IRR, r

r

r

r'

r"

I1

I3

I2

A

B

C

этой повысившейся ставке процента, и поэтому не будут профинансированы  общая величина инвестиционных расходов упадет (дo I3).

Очень немногие инвестиционные проекты имеют очень высокую внутреннюю норму доходности и будут профинансированы первыми. Поскольку IRR падает,

Слайд 31Инвестиционный спрос и ставка процента
Альтернативный способ доказать обратную зависимость

инвестиционного спроса от ставки процента – использовать дисконтирование. Например, если

инвестор предполагает, что ежегодно инвестиционный проект будет приносить Х рублей и рыночная ставка процента (норма дисконтирования) равна r, то приведенная к настоящему времени стоимость проекта, рассчитанного на Т лет, будет равна:



Это означает, что инвестор будет финансировать такой проект лишь в случае, если сумма, затраченная на его финансирование сейчас, не будет превышать дисконтированный к настоящему времени суммарный будущий доход от этого проекта (I ≤ PV). В ином случае ему разумнее положить эту сумму денег в банк.

Инвестиционный спрос и ставка процента 	Альтернативный способ доказать обратную зависимость инвестиционного спроса от ставки процента – использовать

Слайд 32 Таким образом, зависимость инвестиционных расходов от ставки процента обратная: чем

выше ставка, тем меньшее количество инвестиционных проектов оказываются эффективными при

данной более высокой ставке процента и поэтому будут профинансированы и, следовательно, тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов. Поэтому график инвестиционного спроса (совокупных инвестиционных расходов) может быть представлен кривой, имеющей отрицательный наклон.

Инвестиционный спрос и ставка процента

r

I

I(r)

Таким образом, зависимость инвестиционных расходов от ставки процента обратная: чем выше ставка, тем меньшее количество инвестиционных проектов

Слайд 33Функция инвестицией и ее свойства
Функция инвестиций имеет вид:

автономные инвестиционные расходы
чувствительность


инвестиционных
расходов к ставке
процента
ставка процента

(в процентных пунктах)

Изменения b отображаются измене-нием наклона линии

Изменения r отображаются движением вдоль линии инвестиций

r

I

r

I

r

I

r1

r2

r1

r2

r1

r2

I1

I2

A

A′

A

A

B

B

B

B′

B′

A′

I′1 I1I′2 I2


Функция инвестицией и ее свойстваФункция инвестиций имеет вид:автономные инвестиционные расходычувствительность инвестиционных расходов к ставке процентаставка процента

Слайд 34Кривая инвестиций в модели Кейнса
Так как Кейнс считал, что

главным фактором инвестиционных расходов является внутренняя норма доходности, что же

касается ставки процента, то значение имеет не ее абсолютная величина, а ее соотношение с предельной эффективностью капитала, то, по мнению Кейнса, чувствительность инвестиций к ставке процента невелика и поэтому кривая инвестиций в координатах (ставка процента r – инвестиционные расходы I) очень крутая. А так как в модели Кейнса инвестиции не зависят от совокупного выпуска/дохода (они автономны: ), то в координатах (совокуп-ный выпуск/доход Y – инвестиционные расходы I) может быть представлена горизонтальной линией.

I

I(Y)

Y

r

I

I(r)

I1

I2

r1

r2

А

В

Кривая инвестиций в модели Кейнса 	Так как Кейнс считал, что главным фактором инвестиционных расходов является внутренняя норма

Слайд 35Совокупный спрос в двухсекторной экономике в модели Кейнса
Совокупный спрос в

простой двухсекторной модели экономики представляет собой сумму потребительского спроса (C)

и инвестиционного спроса фирм (I):
AD = C + I
Добавление инвестиционного спроса графически можно изобразить параллельным сдвигом вверх линии потребительского спроса.
Совокупный спрос в двухсекторной экономике в модели КейнсаСовокупный спрос в простой двухсекторной модели экономики представляет собой сумму

Слайд 36Совокупные расходы в двухсекторной экономике в модели Кейнса
Сумма совокупных расходов

(AE) в простой двухсекторной экономике равна:
AE

= C + I
Однако важно различать





фактические расходы (AE)
в действительности сделанные домохозяйствами и фирмами;
всегда тождественно равные совокупному выпуску/доходу
AE  Y

планируемые расходы (AEP)
которые желали сделать домохозяйства и фирмы;
которые могут отличаться от величины выпуска/дохода
AEP = Y или AEP  Y

Разница между AEP и AE равна непредвиденным изменениям товарных запасов (запасов непроданной продукции).

Совокупные расходы в двухсекторной экономике в модели КейнсаСумма совокупных расходов (AE) в простой двухсекторной экономике равна:

Слайд 37Автономные расходы
0
«Кейнсианский крест»
Так как фактические расходы тождественно равны совокупному выпуску

(AE  Y), их графиком является линия 450, исходящая из

начала координат.
Линия планируемых расходов – это линия, имеющая наклон, равный mpc, так как индуцированное потребление является единственным компонентом совокупных расходов, который меняется с изменением дохода.
На графике получаем наклонный крест, из-за чего эту модель называют моделью «Кейнсианского креста».

AE=Y

AE

Y

AEP

mpc

450

наклон = 1

наклон = mpc

Точка равновесия: Y = AEP
Совокупный выпуск (AS) = Совокупному спросу (AD)

YE

Автономные расходы0«Кейнсианский крест»Так как фактические расходы тождественно равны совокупному выпуску (AE  Y), их графиком является линия

Слайд 38Существует единственный уровень совокупного выпуска, при котором фактические и планируемые

расходы равны: Y = AEP (точка A).
Если экономика находится

в точке B, совокупный выпуск превышает планируемые расходы (Y > AEP), фирмы не смогут продать часть произведенной продукции  произойдет непредвиденное увеличение товарных запасов (=BD), и фирмы будут сокращать выпуск.

AEP

Iun> 0

Восстановление равновесия товарного рынка в двухсекторной модели

AE=YE

B

F

AE

A

C

Y

Y1

YE

Y2

D

AEP 2

AE1=Y1

AE2=Y2

AEP 1

Iun= 0

AE=Y

Если экономика находится в точке С, совокупный выпуск чересчур мал, чтобы удовлет-ворить совокупный спрос (Y < AEP), фирмы начнут продавать непроданную продук-цию предыдущих лет  произойдет непредвиденное сокращение запасов (= CF), и фирмы будут увеличивать выпуск. В обоих случаях экономика сама возвращается в равновесие (в точку A).

Iu< 0

Существует единственный уровень совокупного выпуска, при котором фактические и планируемые расходы равны: Y = AEP (точка A).

Слайд 39Механизм восстановления равновесия товарного рынка в двухсекторной модели
C
Y1
Y2
B
C
B
Условие равновесия:

Y = AEP
Механизм восстановления равновесия товарного

рынка в краткосрочном периоде  изменение запасов непроданной продукции (инвестиций в запасы) = изменение количеств (величины совокупных расходов), а не изменение уровня цен как в долгосрочном периоде.
При увеличении запасов (Iun > 0) фирмы сокращают выпуск (от Y1 до YE), а при сокращении запасов (Iun < 0) фирмы увеличивают выпуск (от Y2 до YE).

Y >AEP

Iun< 0

Iun> 0

A

Y

AE

A

Y

YE

AEP

AE=Y

Iun

Iun

0

Y < AEP

Механизм восстановления равновесия товарного рынка в двухсекторной моделиCY1Y2BCB 	Условие равновесия:   	  	Y = AEPМеханизм

Слайд 40Восстановление равновесия товарного рынка в двухсекторной модели: альтернативный подход
В простой

модели экономики без государственного и иностранного секторов все доходы либо

тратятся на потребление, либо сберегаются:
Y = C + S
а совокупные планируемые расходы равны сумме потребительских расходов и планируемых инвестиционных расходов:
AEP = C + IP
Следовательно, чтобы выполнялось условие Y = AEP, сбережения должны быть равны планируемым инвестициям S = IP.
Если сбережения превышают планируемые инвестиции (S > IP), совокупные планируемые расходы меньше выпуска (AEP < Y), и происходит непредвиденное увеличение инвестиций в запасы: фирмы накапливают запасы непроданной продукции, которые они не намеревались иметь, и поэтому сокращают выпуск.
Если сбережения меньше планируемых инвестиций (S < IP), совокупные планируемые расходы превышают совокупный выпуск (AEP>Y), и у фирм остается меньше запасов, чем они планировали, что стимулирует их увеличивать выпуск.

Восстановление равновесия товарного рынка в двухсекторной модели: альтернативный подходВ простой модели экономики без государственного и иностранного секторов

Слайд 41 Условие равновесия при таком подходе:

сбережения равны планируемым инвестиционным расходам
S = IP




Если сбережения равны планируемым инвестициям, совокупные планируемые расходы равны совокупному выпуску (точка A).
Если они не равны (точки B и C), непредвиденное изменение запасов непроданной продукции вернет экономику к равновесию.

Восстановление равновесие товарного рынка в двухсекторной модели: альтернативный подход

Y2

Y1

S1

S2

S > IP

S < IP

YE

A

C

B

S = IP
(Iun= 0)

Увеличение
запасов
(Iun > 0)

Сокращение
запасов
(Iun< 0)

Условие равновесия при таком подходе:

Слайд 42Эффект мультипликатора
Кейнс показал, что рост совокупных расходов ведет к

росту совокупного выпуска/дохода, но на гораздо большую величину, чем исходное

изменение расходов. Этот эффект получил название эффекта мультипликатора.




 

Он основан на том факте, что все расходы становятся чьими-то доходами, часть из которых расходуется, создавая доход следующему экономическому агенту, который в свою очередь тратит часть этого дохода на потребление и т.д. Чем больше часть дохода, расходуемая на потребление и чем меньше часть дохода, идущая на сбережения, тем больше мультипликативный эффект.

Эффект мультипликатора	 	Кейнс показал, что рост совокупных расходов ведет к росту совокупного выпуска/дохода, но на гораздо большую

Слайд 43Процесс мультипликации
Предположим, что фирма покупает дополнительное оборудова-ние за 1000, выплачивая

эту сумму производителю этого оборудования и создавая ему доход Y1,

часть которого он тратит на потребление, создавая доход Y2 следующему агенту и т.д. Получим что-то вроде пирамиды, в которой совокупный доход (суммарный доход всех агентов) будет гораздо больше 1000.

DY1 D I = 1000

DY2 DС DS

800  200

DY3 DС DS

640         160

DY4 DС DS

512 128

DY5 DС DS

409,6 102,4

Механизм мультипликатора инвестиций:
I Y1 С1 Y2 С2 Y3 …

Процесс мультипликации будет длиться до тех пор, пока не дойдет до нуля

DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 + DY5 + … =
= 1000 + 800 + 640 + 512 + 409,6 + …

Предположим mpс = 0,8

Процесс мультипликации	Предположим, что фирма покупает дополнительное оборудова-ние за 1000, выплачивая эту сумму производителю этого оборудования и создавая

Слайд 44Величина мультипликатора
Изменение совокупного дохода равно сумме изменений доходов всех вовлеченных

в процесс экономических агентов:

DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 + DY5 + ...




где – мультипликатор автономных расходов, показываю-щий увеличение совокупного выпуска/дохода, вызванное ростом автономных инвестиционных расходов.
В нашем случае мультипликатор равен 1/(1 – 0,8) = 5. Это значит, что рост инвестиционных расходов на 1000 привел к росту совокупного выпуска/дохода на 5000:
DY = 1000 + 800 + 640 + 512 + 409,6 +…=
= DI  [1/(1– mpc)] = 1000  5 = 5000).

Величина мультипликатораИзменение совокупного дохода равно сумме изменений доходов всех вовлеченных в процесс экономических агентов:

Слайд 45В нашем примере mpc = 0,8 = 4/5 

это означает, что

из 5000 роста совокупного выпуска/дохода 1000 была обеспечена ростом инвестиционных расходов и 4000 (или 4/5) – ростом потребительских расходов.

Эффект мультипликатора на графике

Y

450

AE

Y1

Y

Y2

AE=Y

А

В

С

D

E

F

G

H

AB = BC; CD = DE; EF = FG; …..

Y = BC + DE + FG + …..

Мультипликатор представляет собой сумму последовательных увеличений выпуска в результате увеличения спроса. Мультипликатив-ный эффект возникает из-за двойной роли Y в модели – как выпуска и как дохода.

В нашем примере mpc = 0,8 = 4/5 

Слайд 46Эффект мультипликатора при разных предельных склонностях к потреблению
Чем больше

mpc, т.е. чем больше расходуемая на потребление доля дохода (графически

это соответствует более крутой линии планируемых расходов AEP),
тем больше мультипликативный эффект воздействия изменения автономных расходов на изменение совокупного выпуска.

AE

Y

AE = Y

450

AE

Y

AE = Y

450

mpc2 > mpc1  Y2 > Y1

I

I

Y1

Y2

mpc1

mpc2

A

B

A

B

AEP1

AEP2

AEP1

AEP2

Эффект мультипликатора при разных предельных склонностях к потреблению Чем больше mpc, т.е. чем больше расходуемая на потребление

Слайд 47Формула мультипликатора
Чтобы вывести формулу мультипликатора алгебраически, следует выписать условие равновесия

товарного рынка и приравнять сумму совокупных планируемых расходов к величине

совокупного дохода/выпуска: Y = АЕР  Y = C + IР
и заменить C функцией потребления:
Поскольку в простой модели экономики государственный сектор отсутствует (нет налогов и трансфертов), то располагаемый доход равен национальному доходу (YD = Y) и получим:








Это означает, что изменение любого вида автономных расходов (в простой модели экономики – либо потребительских, либо инвестиционных) приведет к мультипликативному изменению совокупного выпуска/дохода.

Формула мультипликатораЧтобы вывести формулу мультипликатора алгебраически, следует выписать условие равновесия товарного рынка и приравнять сумму совокупных планируемых

Слайд 48Формула мультипликатора: альтернативный способ
Альтернативным условием равновесия товарного рынка является равенство

сбережений планируемым инвестициям:

S = IP
Поскольку функция сбережений имеет вид:
и при отсутствии государственного сектора (и поэтому налогов и трансфертов) располагаемый доход равен национальному доходу (YD = Y), получим ту же формулу для определения мультипликатора и равновесного совокупного выпуска:








Формула мультипликатора:  альтернативный способАльтернативным условием равновесия товарного рынка является равенство сбережений планируемым инвестициям:

Слайд 49«Парадокс сбережений»
«Парадокс сбережений» – это экономическое явление, которое может

иметь место только в краткосрочном периоде

и только в случае, если рост сбережений не трансформируется в увеличение инвестиций, что возможно только тогда, когда сбережения и инвестиции определяются разными факторами (сбережения – доходом, а инвестиции – настроением инвесторов).

Объяснение: рост сбережений означает увеличение изъятий из потока совокупных расходов (потока совокупного спроса) и поэтому ведет к падению равновесного уровня совокупного выпуска, что, в свою очередь, вызывает сокращение располагаемого дохода и, следовательно, сбережений. В результате уровень сбережений не меняется.

«Парадокс сбережений» «Парадокс сбережений» – это экономическое явление, которое может иметь место только в краткосрочном периоде

Слайд 50Функция сбережений состоит из двух частей:






увеличиваются автономные сбережения (= сокращается автономное потребление)








возрастает предельная склонность к сбережению (= сокращается mpc)





Индуцированные сбережения

Парадокс сбережений на графике

I,S

Y2

Y2

S(–C2)

S(mps2)

mps2

B

B

I,S

IP

Y1

Y

Y1

Y

S(–C1)

S(mps1)

mps1

A

A

Автономные сбережения

Увеличение сбережений происходит, если:

_

_

IP

Функция сбережений состоит из двух частей:

Слайд 51Парадокс сбережений: интуиция
В обоих случаях увеличение сбережений (от S1

to S2) вызывает сокращение совокупного выпуска/дохода (от Y1 до Y2)

и поэтому сбережений, таким образом, уровень сбережений остается неизменным (он одинаковый в точках A и B) и равен уровню инвестиций (S1 = S2 = I). Так как рост сбережений в краткосрочном периоде не трансформируется в увеличение инвестиций, которые остаются неизменными, то и уровень сбережений также не может измениться.
Условие равновесия товарного рынка соблюдается: сбережения равны планируемым инвестициям.


Парадокс сбережений: интуиция 	В обоих случаях увеличение сбережений (от S1 to S2) вызывает сокращение совокупного выпуска/дохода (от

Слайд 52Краткосрочное равновесие товарного рынка может не совпадать

(и как правило, не совпадает) с потенциальным

уровнем совокуп-ного выпуска (уровнем выпуска при полной занятости): YSR  YLR.
Дж.М.Кейнс анализировал ситуацию (Великую депрессию), при которой фактический выпуск был значительно ниже потенциального  наблюдал рецессионный разрыв выпуска: (YSR < Y*), и пришел к выводу, что он является результатом недостаточного совокупного спроса  рецессионного разрыва расходов.

Поэтому, по его мнению, чтобы преодолеть рецессионный разрыв выпуска и приблизить экономику к уровню выпуска полной занятости Y*, следовало увеличить совокупные расходы (от Ā1 до Ā2).

Разрывы расходов и выпуска: рецессионный разрыв

AE

Ā2

Ā1

YSR

Y

Y*

AEP2

AEP1

AE=Y

рецессионный разрыв расходов

рецессионный разрыв выпуска

А

В

450

Краткосрочное равновесие товарного рынка может не совпадать       (и как правило, не

Слайд 53 Противоположная ситуация может наблюдать в наши дни, когда равновесный фактический

совокупный выпуск превышает свой потенциальный уровень (YSR >Y*).

Это случай инфляции (перегретой экономики) и инфляционного разрыва выпуска, что может являться результатом избыточного совокупного спроса (инфляционного разрыва расходов).

А

Чтобы преодолеть инфляционный разрыв выпуска и достичь потенциального уровня выпуска Y*, согласно логике Кейнсианского анализа, следует снизить совокупные расходы (от Ā1 до Ā2).

Разрывы расходов и выпуска: инфляционный разрыв

AE

Ā1

Ā2

Y*

Y

YSR

AEP1

AEP2

AE=Y

инфляционный разрыв расходов

инфляционный разрыв выпуска

В

Противоположная ситуация может наблюдать в наши дни, когда равновесный фактический совокупный выпуск превышает свой потенциальный уровень (YSR

Слайд 54Разрывы совокупных расходов и совокупного выпуска: соотношение
При предпосылках Кейнсианской модели

это соотношение

имеет вид:
Разрыв совокупного выпуска (Y) =
= Разрыв совокупных расходов × Мультипликатор расходов

=

Поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, наилучшим способом преодоления спада и достижения потенциального уровня совокупного выпуска является увеличение совокупных расходов. В случаях, когда домохозяйства и фирмы настроены пессимистично, правительство должно вмешаться в экономику и повлиять на уровень совокупного спроса.

Разрывы совокупных расходов и совокупного выпуска: соотношениеПри предпосылках Кейнсианской модели это соотношение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика