Разделы презентаций


Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и

Содержание

Системное видение мираСистемный подход в видение мира- междисциплинарное научное направление,изучающее объекты любой физической природы каксистемы. Это -методология познания частей на основании целого ицелостности в отличие от классического подхода,ориентированного на познание целого

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и средневековая

картины мира. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая, электромагнитная,

квантово- полевая. Научные революции и проблема преемственности знаний.

К. ф.-м. н., доцент КТВФ
Файн Евгений Яковлевич

Лекция 3 Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и средневековая картины мира.

Слайд 2Системное видение мира

Системный подход в видение мира-
междисциплинарное научное направление,
изучающее

объекты любой физической природы как
системы.

Это -методология познания частей на

основании целого и
целостности в отличие от классического
подхода,ориентированного на познание целого через части.


В первую очередь классической методологии придерживаются
сегодня практически все естественные науки.
Органиченность классической методологии - от части к
целому – ведет к серьезным проблемам в дальнейшем развитии
этих наук.
Системное видение мираСистемный подход в видение мира- междисциплинарное научное направление,изучающее объекты любой физической природы каксистемы. Это -методология

Слайд 3изучение (познание - анализ) некоторой
системы необходимо проводить не только,
изучая его

части, а и в обратном»направлении, - определив основные свойства системы

как ЦЕЛОГО;
интерпретировать функционирование и
развитие ее частей (подсистем) с точки зрения
системы в целом.

Концепция системного подхода

изучение (познание - анализ) некоторойсистемы необходимо проводить не только,изучая его части, а и в обратном»направлении, - определив

Слайд 4 «Научиться»системному подходу можно, если

«Научиться»системному подходу можно, если

Слайд 5Системный подход исследователя
Модель объекта, среды

Системный подход исследователяМодель объекта, среды

Слайд 6Дальнейшие действия исследователя

Дальнейшие действия исследователя

Слайд 7Что такое система?
Система представляет из себя совокупность
целостных элементов, находящихся между
собой

в связях и отношениях и
образующих новое качественное единство.

Целостность - особое

системное свойство,
позволяющее выделить систему и все к ней
принадлежащее из остального мира, свойство,
которого не имеет ни одна часть системы при любом
способе членения. В этом свойстве – уникальность
системы.

Что такое система?Система представляет из себя совокупностьцелостных элементов, находящихся междусобой в связях и отношениях иобразующих новое качественное

Слайд 8Основные положения, имеющие отношение к системам:
система упорядочена и состоит из

взаимосвязанных частей;
каждая часть тоже может быть системой ("подсистемой") и выполнять

определенные функции в системе;
изъятие любой части из системы делает ее другой, непохожей на исходную;
части системы могут быть одинаковыми или различными;
часть внутри системы - это одно, вне системы - уже другое: изъятие из системы и перенос в другую систему изменяет свойства части.
система навязывает каждой из своих частей определенные функции и ограничивает свойства так, что проявляются только те, которые нужны системе. "Вредные" свойства частей подавляются. Все это осуществляется при помощи внутренних связей;
делить на части (членить) систему можно различным образом.
Основные положения, имеющие отношение к системам:система упорядочена и состоит из взаимосвязанных частей;каждая часть тоже может быть системой

Слайд 9С самого зарождения науки ученые постоянно стремились свести более сложные

явления к более простым и построить общую картину мира, основанную

на небольшом количестве простых исходных принципов.

В античности:
Пифагор полагал, что мир представляет собой гармонию чисел;
Демокрит видел мироздание как движение атомов в пустоте;
Аристотелю мир представлялся подобным организму.
Попытки построения целостных картин мира,
основанных на небольшом количестве исходных
принципов, энергично осуществлялись в науке всегда.

С самого зарождения науки ученые постоянно стремились свести более сложные явления к более простым и построить общую

Слайд 10С XVII по XIX вв. большинство ученых вдохновлялось идеалом механической

картины мира:
все явления неживой природы происходят в
ньютоновских пространстве и

времени и
представляют собой результат действующих с
необходимостью сил, приложенных к
некоторым элементарным объектам.

Трудности построения такой картины мира, с
которыми столкнулась физика в начале XX в , привели, как
известно, к попыткам:
— с одной стороны, построения единой физической картины мира на базе электродинамики,
— с другой стороны, построения универсальной вероятностной
физической картины мира.
С XVII по XIX вв. большинство ученых вдохновлялось идеалом механической картины мира:все явления неживой природы происходят в

Слайд 11Сегодня ученые стремятся построить единую
физическую картину мира, в фундаменте
которой

лежат:
— синтез релятивистских и квантовых идей;
— идеи возможности построения единой

теории всех фундаментальных
взаимодействий.
Сегодня ученые стремятся построить единую физическую картину мира, в фундаментекоторой лежат:— синтез релятивистских и квантовых идей;— идеи

Слайд 12В других науках:
В XX в. мы видим, что:
— математики стремятся

построить все их колоссально разросшееся здание на единой основе теории

множеств;
— биологи огромные усилия тратят на то, чтобы построить целостную теоретическую биологию, основные принципы которой предполагают
выявить в исследованиях современной молекулярной биологии, генетике, синтетической теории эволюции.
В других науках:В XX в. мы видим, что:— математики стремятся построить все их колоссально разросшееся здание на

Слайд 13Античная картина мира
Основывалась на:
повседневных наблюдениях за движением небесных светил;
за

суточными и годичными циклами жизни людей, животных и растений;
за

ритмом общественной и личной жизни. Великими достижениями древности были изобретение:
колеса и колесного транспорта;
паруса и весел;
лука и стрел;
овладение земледелием и умением использовать огонь для бытовых и производственных нужд
Античная картина мираОсновывалась на:повседневных наблюдениях за движением небесных светил; за суточными и годичными циклами жизни людей, животных

Слайд 14Изображение картины мира в эпоху античности

Изображение картины мира в эпоху античности

Слайд 15Взгляды на строение мира в Древнем Востоке
В Вавилоне

сложились взгляды, согласно которым
Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного

океаном;
внутри Земли будто бы находится "царство мертвых»;
Небо — это твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий "нижние воды" (океан, омывающий земной остров) от "верхних" (дождевых) вод;
на этом куполе закреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги;
Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит через западные ворота, а ночью оно движется под Землей.
Взгляды на строение мира в Древнем Востоке  В Вавилоне сложились взгляды, согласно которым Земля имеет вид

Слайд 16Древняя Греция
В VI в. до н. э. по

их представлениям Вселенная и Земля произошли от некоторого первичного элемента,

т. е. укрепилась идея о материальной первооснове всех вещей:
Фалес Милетский считал, что это вода;
Анаксимен — воздух,
Анаксимандр — (неопределенное начало),
Гераклит Эфесский — огонь.
Древняя Греция  В VI в. до н. э. по их представлениям Вселенная и Земля произошли от

Слайд 17Гераклид Эфесский
Одним из выдающихся древнегреческих мыслителей был Гераклит Эфесский (ок.

530-470 гг. до н. э.).

Ему принадлежат слова: "Мир, единый из

всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...".
Гераклит выдвинул замечательный принцип вечной изменчивости материи, идею о вечном обмене веществ между небом и Землей.
Гераклид ЭфесскийОдним из выдающихся древнегреческих мыслителей был Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н. э.).Ему принадлежат слова:

Слайд 18Пифогор Самосский
Пифагор Самосский (ок. 570-500 гг. до н. э.) высказал

мысль о том, что Вселенная имеет вид концентрических, вложенных друг

в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикреплены планеты.
В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокруг нее вращались сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна.
Дальше всех находилась сфера неподвижных звезд.
Пифогор СамосскийПифагор Самосский (ок. 570-500 гг. до н. э.) высказал мысль о том, что Вселенная имеет вид

Слайд 19Евдокс Книдский
Первую теорию строения мира, объясняющую прямое и попятное движение

планет, создал греческий философ Евдокс Книдский (ок. 408—355 гг. до

н. э.).
Он предположил, что у каждой планеты имеется не одна, а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из этих сфер совершает один оборот в сутки вокруг оси небесной сферы по направлению с востока на запад. Время обращения другой (в обратную сторону) предполагалось равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось видимое движение планеты вдоль эклиптики.
При этом предполагалось, что ось второй сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Комбинация с этими сферами позволяла объяснить попятное движение планеты и ее наклонное движение
по отношению к эклиптике. Все особенности движения Солнца и Луны объяснялись с помощью трех сфер. Звезды Евдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом, все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер.
Евдокс КнидскийПервую теорию строения мира, объясняющую прямое и попятное движение планет, создал греческий философ Евдокс Книдский (ок.

Слайд 20Математическая программа Пифагора-Платона
Платон (427-347 гг. до н. э.) полагал, что

основой мира являются огонь, воздух, вода, земля.
Пифагор и его

последователи высказали мысль о шарообразности Земли: Земля — сфера, подобная самой себе во всех направлениях: она не имеет ни верха, ни низа.
Пифагор также обратил внимание на то, что Солнце совершает полный оборот в течение года по эклиптике в направлении, противоположном суточному вращению звездного неба, которое представлялось сферой, окружающей Землю.


Математическая программа  Пифагора-ПлатонаПлатон (427-347 гг. до н. э.) полагал, что основой мира являются огонь, воздух, вода,

Слайд 21Геоцентрическая система мира
Она связывается с именем Птолемея и продержалась до

XVI в.
Платон высказал предположение, что Земля находится в центре

мира, что вокруг нее обращаются Луна, Солнце, далее — утренняя звезда Венера, звезда Гермеса (Меркурий), звезды Ареса, Зевса и Кронуса (Марс, Юпитер и Сатурн).
У Платона впервые встречаются названия планет по имени богов, полностью совпадающие с вавилонскими.
Представления о равномерном, круговом, совершенно правильном движении небесных тел высказал также Платон.
Он впервые сформулировал задачу: найти, с помощью каких равномерных и правильных круговых движений можно "спасти явления, представляемые планетами". Другими словами, Платон ставил задачу построить геометрическую модель мира, в центре которой должна была находиться Земля.
Геоцентрическая система мираОна связывается с именем Птолемея и продержалась до XVI в. Платон высказал предположение, что Земля

Слайд 22Гелиоцентрическая система мира
Николая Коперника создал гелиоцентрическую систему мира.
В ее

основе лежали следующие утверждения:
В центре мира находится Солнце.
Земля и другие

планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении и вращаются вокруг одного из своих диаметров.
Это движение происходит по круговым орбитам.
Оно является равномерным, т. е. скорости движения планет по круговым орбитам постоянны.
Гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника создал гелиоцентрическую систему мира. В ее основе лежали следующие утверждения:В центре мира находится

Слайд 23Картина мира в Древнем Египте
Вселенная древних египтян имеет:

вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре

ее находится Египет;
небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней в виде светильников подвешены звезды.
Вместе с тем египетские жрецы за 4000 лет до н. э. знали довольно хорошо продолжительность солнечного года, который у них состоял из 360 суток, разделенных на 12 месяцев. А 2000 лет до н. э. они уточнили календарный год до 365 суток. Их солнечный календарь послужил основой для построения юлианского календаря.
Картина мира в Древнем Египте  Вселенная древних египтян имеет: вид большой долины, вытянутой с севера на

Слайд 24Древний Китай
В Древнем Китае существовало представление, согласно которому:
Земля имеет

форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое

небо;
разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток;
небо наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.
Однако, из китайских летописей мы узнаем, что видимое движение Солнца и Луны и периодическая повторяемость затмений уже известны там за 3000 лет до н. э.
Древний КитайВ Древнем Китае существовало представление, согласно которому: Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика