Разделы презентаций


Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности

Содержание

Вопросы лекции:Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности.Общие характеристики волевых действий, структура волевого действия.Копинг-стратегии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекцию подготовила:
К.п.н. Косцова М.В.
Севастополь, 2018 г.

Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личностиЛекцию подготовила:К.п.н. Косцова М.В. Севастополь, 2018 г.

Слайд 2Вопросы лекции:
Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности.
Общие характеристики волевых

действий, структура волевого действия.
Копинг-стратегии.

Вопросы лекции:Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности.Общие характеристики волевых действий, структура волевого действия.Копинг-стратегии.

Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. –

СПб.: Питер, 2016 г. – С. 373 – 392.
Ильин Е.П.

эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М. 1978.


Список рекомендуемой литературы:Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016 г. – С. 373

Слайд 41. Эмоциональные процессы
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) -

особый класс психических процессов и состояний,
отражающих в форме непосредственного

переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
и поступков.

1. Эмоциональные процессыЭмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, отражающих

Слайд 5Эмоциональную сферу составляют
собственно эмоции
чувства
настроение
аффект
страсть
стресс
фрустрация

Эмоциональную сферу составляют собственно эмоциичувстванастроениеаффектстрастьстрессфрустрация

Слайд 6Функции эмоций:
Отражательно-оценочная
Сигнальная
Предвосхищающая
Активизирующая или тормозящая
Ориентирующая и интегрирующая
Подкрепляющая
Координирующая
Системо-образующая
Функции ценности

Функции эмоций:Отражательно-оценочнаяСигнальнаяПредвосхищающаяАктивизирующая или тормозящаяОриентирующая и интегрирующаяПодкрепляющаяКоординирующаяСистемо-образующаяФункции ценности

Слайд 8Классификация эмоций в связи с потребностями:
Первичные: радость, страх, отвращение,
Удивление,
Гнев, покорность,

Вторичные:
Интерес,

волнение

Классификация эмоций в связи с потребностями:Первичные: радость, страх, отвращение,Удивление,Гнев, покорность,Вторичные:Интерес, волнение

Слайд 9Перефирическая теория Джеймса-Ланге
В 1884 г. в журнале Mind была опубликована

статья Вильяма Джеймса «Что такое эмоция».
В ней автор выдвинул

неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется.
Перефирическая теория Джеймса-ЛангеВ 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Вильяма Джеймса «Что такое эмоция». В

Слайд 13Страх по К. Изарду
Эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека

или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для

их здоровья и благополучия.
Формы страха:
пассивно-оборонительные и
активно-оборонительные
Страх по К. ИзардуЭмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или

Слайд 14Метод ПТ – десенсибилизация: предмет, который пациент считает опасным, очень медленно

приводится в контакт с ним

Метод ПТ – десенсибилизация:  предмет, который пациент считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним

Слайд 15Фрустрационные эмоции:
Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение

(замыслов, надежд)) используется в двух значениях:
1) акт блокирования или

прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация);
2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.
Фрустрационные эмоции:Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1)

Слайд 16обида
разочарование
досада
гнев

обидаразочарованиедосадагнев

Слайд 18Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает

эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис,

что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
Б.И. Додонов  «Эмоции как ценность»Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но

Слайд 19Характеризуя эмоции в феномено­логическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их

признаки:
1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;


2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны - аффективное волнение, с другой - его органические проявления;
3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество осо­бой «интимности».
Характеризуя эмоции в феномено­логическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их признаки:  1) представленность эмоций в сознании

Слайд 20 Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
1) Альтруистические

Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:  1) Альтруистические

Слайд 26ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
Общая эмоциональная направленность

выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре

личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов

Слайд 28Эмоциональный интеллект (EQ)

Эмоциональный интеллект (EQ)

Слайд 29Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,
отражающие значение

этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Чувства

всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).
эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость.
Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями

Слайд 30Классической  типологией видов любви
филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия,

дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.
 сторге -

(storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.
 агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.
 эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.
Классической  типологией видов любвифилия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или

Слайд 31Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической.
Кроме перечисленных,

можно выделить разновидности любви, включающие отношения любящих людей к своим

близким, прежде всего к отцу и матери. Когда такая любовь принимает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.
Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической.  Кроме перечисленных, можно выделить разновидности любви, включающие отношения

Слайд 32 Псевдолюбовь - фанатическая любовь к кумиру.

 Псевдолюбовь - фанатическая любовь к кумиру.

Слайд 33К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:
По меткому выражению Э.

Фромма, "привлекательность означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы

на личностном рынке" .
К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:По меткому выражению Э. Фромма,

Слайд 34Как управлять своими эмоциями?
1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции.
2. Выявление

барьеров, мешающих изменить эмоции
3. Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной

разумности»
4. Увеличение количества событий, приносящих положительные эмоции
5. Увеличение психологической вовлеченности в имеющиеся на данный момент эмоции
6. Использование противоположного действия
7. Применение методов допуска страданий
8. Уменьшение физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями
9. Выявление эмоций
10. Внимательность к своим эмоциям без вынесения суждений


Как управлять своими эмоциями?1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции.2. Выявление барьеров, мешающих изменить эмоции 3. Снижение чувствительности

Слайд 35Воля 
— одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается

и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших

психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как

Слайд 36Главная функция воли
заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях

жизнедеятельности.
В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и

торможения нервной системы
Главная функция волизаключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие

Слайд 38В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели

и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;


3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:  1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание

Слайд 393 уровня воли:
1. Неявное знание о себе.
2. Рефлексия (осознание).
3. Регуляция.

Два

механизма волевого регулирования:
Волевое усилие.
- Установки

3 уровня воли:1. Неявное знание о себе.2. Рефлексия (осознание).3. Регуляция.Два механизма волевого регулирования:Волевое усилие.- Установки

Слайд 40В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношений
Ее

специфика находит свое выражение в преобразовании функциональной организации психики, выборе

эффективного способа этого преобразования и создании у себя состояния оптимальной мобилизованности адекватно достижению поставленной цели.
В качестве исходного он избрал понятие «волевая регуляция», функцией которой является «оптимизация процессов становления и удержания необходимой формы деятельности, т. е. вторичных по генезису формообразующих процессов», когда надо «преодолеть себя».
В такие моменты, чаще всего критические, сознание субъекта на время «отрывается» от объекта (предмета деятельности) и переключается на самого себя «в целях ликвидации возникшего несоответствия между своим состоянием и требованиями, предъявляемыми к деятельности».
В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношенийЕе специфика находит свое выражение в преобразовании функциональной

Слайд 41Эмоциональные и волевые свойства личности:
К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,


глубина переживания эмоций,
эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная

устойчивость и экспрессия.
оптимизм и пессимизм.

В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
Целеустремленность;
Решительность;
Смелость;
Настойчивость;
Выдержка;
Инициативность;
Самостоятельность;
Дисциплинированность.

Эмоциональные и волевые свойства личности:К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность,

Слайд 42КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping — совладание)
Изучение

поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания,


или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ)   (от англ. coping — совладание)Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к

Слайд 43«coping»
Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в

1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами

развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов
Лазаруса и Фолькмана.

«coping» Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми

Слайд 44По определению Р. Лазаруса,
копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком

в ситуации психологической угрозы.

По определению Р. Лазаруса,копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы.

Слайд 48КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ
выделяются базисные копинг-стратегии:
«разрешение проблем»,
«поиск социальной поддержки»,
«избегание».

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫвыделяются базисные копинг-стратегии:«разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание».

Слайд 49Конфронтация, или противостояние ситуации:
агрессивная установка человека по отношению к

тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная

сила, которую надо победить и/или уничтожить.
Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие.
Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.
Конфронтация, или противостояние ситуации: агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются

Слайд 50Стратегия самоконтроля
то есть стремление регулировать свои чувства и действия.

Стратегия самоконтролято есть стремление регулировать свои чувства и действия.

Слайд 51Поиск социальной поддержки:
Это бывает очень нужно и действенно в ситуации

острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не

каждый.
Поиск социальной поддержки:Это бывает очень нужно и действенно в ситуации острого горя, поскольку наедине с несчастьем может

Слайд 52Стратегия принятия ответственности:
путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он

признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить

повторения.
Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все.
Стратегия принятия ответственности:путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с

Слайд 53Стратегия планового решения проблемы:
о есть выработка плана спасения и четкое

следование ему.
Плюсы данного способа очевидны, особенно в случае надвигающейся

опасности, минусы же – те самые, что и у предыдущего варианта – когда ситуация находится вне пределов нашей возможности ее контролировать, этот способ не работает.
Стратегия планового решения проблемы:о есть выработка плана спасения и четкое следование ему. Плюсы данного способа очевидны, особенно

Слайд 54Позитивная переоценка происходящего:
Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в

положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент.

Позитивная переоценка происходящего:Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в положительном ключе, увидеть в нем некий смысл

Слайд 55«Избеганием (или переносом) ответственности».
Этот способ реагирования не эффективен никогда и

свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.

«Избеганием (или переносом) ответственности».Этот способ реагирования не эффективен никогда и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.

Слайд 56Базисные копинг-ресурсы:
Я-концепция,
локус контроля,
эмпатия,
аффилиация
и когнитивные ресурсы.

Базисные копинг-ресурсы:Я-концепция, локус контроля,эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы.

Слайд 59Копинг-ресурс: эмпатия
которая включает как сопереживание, так и способность принимать

чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и

создавать больше альтернативных вариантов ее решения.
Копинг-ресурс: эмпатия которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко

Слайд 60Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:
Аффилиативная

потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную,

информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.
Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах

Слайд 61Успешность копинг-поведения
определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения

проблем невозможно без достаточного уровня мышления.
Развитые когнитивные ресурсы позволяют

адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.
Успешность копинг-поведенияопределяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые

Слайд 62Бессознательные реакции,
направленные, прежде всего,
на уход от разрешения стрессовой ситуации.


механизмы
психологической защиты

Бессознательные реакции,направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. механизмы психологической защиты

Слайд 63Механизмы психологической защиты
впервые этот термин появился в 1894 г.

в работе
3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»

Механизмы  психологической защиты  впервые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные

Слайд 64Вытеснение:
Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний

и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины.
Если какой-либо

отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Вытеснение:Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство

Слайд 65Проекция -
человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и

таким путем защищает себя от осознания этих же черт в

себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки.
Проекция - человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих

Слайд 66Защитные механизмы:
Идентификация –
как отождествление себя с кем-нибудь другим.
В

процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В

качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.

Интроекция –
Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое

Защитные механизмы:Идентификация – как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду

Слайд 67Рационализация
как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает

логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это

для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).
Рационализациякак защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих

Слайд 68Защитные механизмы психики:
Отрицание - в этом случае действия защитной реакции

психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для

него информации — бессознательно отрицает существование ее.

Смещение -
Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Защитные механизмы психики:Отрицание - в этом случае действия защитной реакции психики индивид, при возникновении в зоне его

Слайд 69Сублимация
Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом.
Сублимация выражается

в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение

внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)
Сублимация Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом.Сублимация выражается в том, что индивид, испытывающий какой-либо

Слайд 70По-разному…
Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на

стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых,

дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.
По-разному…Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время

Слайд 71«Воля» -
– не столько объяснительное, сколько классификационное понятие, которое

позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от рефлекторных (непроизвольных) реакций.
 Воля,

как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) – это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.
«Воля» - – не столько объяснительное, сколько классификационное понятие, которое позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от

Слайд 72Практическое занятие № 3:

Эмоции и чувства: специфика и классификация.
Теории эмоций:Джеймса-Ланге,

Симонова, Фестенгера и Додонова.
Волевые психические процессы: структура волевой акта.
Стресс и

копинг-ресурсы, копинг-стратегии и защитные механизмы психики.

Практическое занятие № 3:Эмоции и чувства: специфика и классификация.Теории эмоций:Джеймса-Ланге, Симонова, Фестенгера и Додонова.Волевые психические процессы: структура

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика