Слайд 1Лекция 4.
Эмоционально-волевая сфера личности
Лекцию подготовила:
К.п.н. Косцова М.В.
Севастополь, 2018 г.
Слайд 2Вопросы лекции:
Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности.
Общие характеристики волевых
действий, структура волевого действия.
Копинг-стратегии.
Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. –
СПб.: Питер, 2016 г. – С. 373 – 392.
Ильин Е.П.
эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М. 1978.
Слайд 41. Эмоциональные процессы
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) -
особый класс психических процессов и состояний,
отражающих в форме непосредственного
переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
и поступков.
Слайд 5Эмоциональную сферу составляют
собственно эмоции
чувства
настроение
аффект
страсть
стресс
фрустрация
Слайд 6Функции эмоций:
Отражательно-оценочная
Сигнальная
Предвосхищающая
Активизирующая или тормозящая
Ориентирующая и интегрирующая
Подкрепляющая
Координирующая
Системо-образующая
Функции ценности
Слайд 8Классификация эмоций в связи с потребностями:
Первичные: радость, страх, отвращение,
Удивление,
Гнев, покорность,
Вторичные:
Интерес,
волнение
Слайд 9Перефирическая теория Джеймса-Ланге
В 1884 г. в журнале Mind была опубликована
статья Вильяма Джеймса «Что такое эмоция».
В ней автор выдвинул
неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется.
Слайд 13Страх по К. Изарду
Эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека
или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для
их здоровья и благополучия.
Формы страха:
пассивно-оборонительные и
активно-оборонительные
Слайд 14Метод ПТ – десенсибилизация:
предмет, который пациент считает опасным, очень медленно
приводится в контакт с ним
Слайд 15Фрустрационные эмоции:
Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение
(замыслов, надежд)) используется в двух значениях:
1) акт блокирования или
прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация);
2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.
Слайд 18Б.И. Додонов
«Эмоции как ценность»
Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает
эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис,
что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
Слайд 19Характеризуя эмоции в феноменологическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их
признаки:
1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны - аффективное волнение, с другой - его органические проявления;
3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой «интимности».
Слайд 20
Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
1) Альтруистические
Слайд 26ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
Общая эмоциональная направленность
выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре
личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
Слайд 29Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,
отражающие значение
этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Чувства
всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).
эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость.
Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
Слайд 30Классической типологией видов любви
филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия,
дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.
сторге -
(storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.
агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.
эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.
Слайд 31Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической.
Кроме перечисленных,
можно выделить разновидности любви, включающие отношения любящих людей к своим
близким, прежде всего к отцу и матери. Когда такая любовь принимает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.
Слайд 32 Псевдолюбовь - фанатическая любовь к кумиру.
Слайд 33К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:
По меткому выражению Э.
Фромма, "привлекательность означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы
на личностном рынке" .
Слайд 34Как управлять своими эмоциями?
1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции.
2. Выявление
барьеров, мешающих изменить эмоции
3. Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной
разумности»
4. Увеличение количества событий, приносящих положительные эмоции
5. Увеличение психологической вовлеченности в имеющиеся на данный момент эмоции
6. Использование противоположного действия
7. Применение методов допуска страданий
8. Уменьшение физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями
9. Выявление эмоций
10. Внимательность к своим эмоциям без вынесения суждений
Слайд 35Воля
— одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается
и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших
психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Слайд 36Главная функция воли
заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях
жизнедеятельности.
В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и
торможения нервной системы
Слайд 38В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели
и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Слайд 393 уровня воли:
1. Неявное знание о себе.
2. Рефлексия (осознание).
3. Регуляция.
Два
механизма волевого регулирования:
Волевое усилие.
- Установки
Слайд 40В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношений
Ее
специфика находит свое выражение в преобразовании функциональной организации психики, выборе
эффективного способа этого преобразования и создании у себя состояния оптимальной мобилизованности адекватно достижению поставленной цели.
В качестве исходного он избрал понятие «волевая регуляция», функцией которой является «оптимизация процессов становления и удержания необходимой формы деятельности, т. е. вторичных по генезису формообразующих процессов», когда надо «преодолеть себя».
В такие моменты, чаще всего критические, сознание субъекта на время «отрывается» от объекта (предмета деятельности) и переключается на самого себя «в целях ликвидации возникшего несоответствия между своим состоянием и требованиями, предъявляемыми к деятельности».
Слайд 41Эмоциональные и волевые свойства личности:
К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,
глубина переживания эмоций,
эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная
устойчивость и экспрессия.
оптимизм и пессимизм.
В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
Целеустремленность;
Решительность;
Смелость;
Настойчивость;
Выдержка;
Инициативность;
Самостоятельность;
Дисциплинированность.
Слайд 42КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping — совладание)
Изучение
поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания,
или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
Слайд 43«coping»
Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в
1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами
развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.
В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов
Лазаруса и Фолькмана.
Слайд 44По определению Р. Лазаруса,
копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком
в ситуации психологической угрозы.
Слайд 48КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ
выделяются базисные копинг-стратегии:
«разрешение проблем»,
«поиск социальной поддержки»,
«избегание».
Слайд 49Конфронтация, или противостояние ситуации:
агрессивная установка человека по отношению к
тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная
сила, которую надо победить и/или уничтожить.
Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие.
Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.
Слайд 50Стратегия самоконтроля
то есть стремление регулировать свои чувства и действия.
Слайд 51Поиск социальной поддержки:
Это бывает очень нужно и действенно в ситуации
острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не
каждый.
Слайд 52Стратегия принятия ответственности:
путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он
признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить
повторения.
Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все.
Слайд 53Стратегия планового решения проблемы:
о есть выработка плана спасения и четкое
следование ему.
Плюсы данного способа очевидны, особенно в случае надвигающейся
опасности, минусы же – те самые, что и у предыдущего варианта – когда ситуация находится вне пределов нашей возможности ее контролировать, этот способ не работает.
Слайд 54Позитивная переоценка происходящего:
Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в
положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент.
Слайд 55«Избеганием (или переносом) ответственности».
Этот способ реагирования не эффективен никогда и
свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.
Слайд 56Базисные копинг-ресурсы:
Я-концепция,
локус контроля,
эмпатия,
аффилиация
и когнитивные ресурсы.
Слайд 59Копинг-ресурс: эмпатия
которая включает как сопереживание, так и способность принимать
чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и
создавать больше альтернативных вариантов ее решения.
Слайд 60Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:
Аффилиативная
потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную,
информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.
Слайд 61Успешность копинг-поведения
определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения
проблем невозможно без достаточного уровня мышления.
Развитые когнитивные ресурсы позволяют
адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.
Слайд 62Бессознательные реакции,
направленные, прежде всего,
на уход от разрешения стрессовой ситуации.
механизмы
психологической защиты
Слайд 63Механизмы
психологической защиты
впервые этот термин появился в 1894 г.
в работе
3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»
Слайд 64Вытеснение:
Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний
и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины.
Если какой-либо
отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Слайд 65Проекция -
человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и
таким путем защищает себя от осознания этих же черт в
себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки.
Слайд 66Защитные механизмы:
Идентификация –
как отождествление себя с кем-нибудь другим.
В
процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В
качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.
Интроекция –
Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое
Слайд 67Рационализация
как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает
логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это
для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).
Слайд 68Защитные механизмы психики:
Отрицание - в этом случае действия защитной реакции
психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для
него информации — бессознательно отрицает существование ее.
Смещение -
Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.
Слайд 69Сублимация
Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом.
Сублимация выражается
в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение
внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)
Слайд 70По-разному…
Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на
стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых,
дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.
Слайд 71«Воля» -
– не столько объяснительное, сколько классификационное понятие, которое
позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от рефлекторных (непроизвольных) реакций.
Воля,
как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) – это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.
Слайд 72Практическое занятие № 3:
Эмоции и чувства: специфика и классификация.
Теории эмоций:Джеймса-Ланге,
Симонова, Фестенгера и Додонова.
Волевые психические процессы: структура волевой акта.
Стресс и
копинг-ресурсы, копинг-стратегии и защитные механизмы психики.