Слайд 1Лекция №27.
Учение о познании.
1. Понятие и проблемы гносеологии.
2. Структура познания,
знание и уровни. Агностицизм и оптимизм.
3. Способности познания человека.
Слайд 2Рефераты:
Взаимоотношения рассудка и разума.
Роль интуиции в творческой деятельности человека.
Вера и
особенности понимания этого феномена «интуиция».
Интуитивизм А. Бергсона,
Н.О. Лосского.
5. Клиническое познание.
Слайд 31. Понятие и проблемы гносеологии.
Раздел философии, который изучает познание, называется
гносеологией.
Термин «гносеология» введён в философию либо Дж.Феррером в 1854 г.
, Томасом Ридом (1710-1796) в 18 веке
В Западной философии распространён термин эпистемология (от греч. знание).
Слайд 4Проблемы, которые исследует гносеология:
1. Природа познания.
2. Возможности и границы познания.
3.
Отношения знания и реальности .
4. Условия действительности знания, критерии его
истинности.
5. Формы и уровни познания и т.д.
Слайд 5Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона
и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя.
Слайд 6 Результаты познания передаются из поколения в поколение,
главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков,
объектов материальной культуры.
Слайд 7В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
1)
познает окружающий мир непосредственно;
2) познает окружающий мир через результаты познавательной
деятельности других поколений..
Слайд 9 Объектом познания является природа, общество и само познание
и сознание.
Объект познания – всё то, на что направлена познавательная
деятельность субъекта, иными словами – то, что познаётся.
Слайд 10Под субъектом познания понимается носитель познавательной активности, познающие люди.
Субъектом
познания может выступать
- отдельный человек,
- научно-исследовательский коллектив,
- а может и часть всего человечества.
Индивидуальный субъект познания – это живое телесное существо, конкретный человек с соответствующими органами чувств и способностью мыслить.
Слайд 11Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
В познании
субъект и объект противостоят друг другу как познание и познаваемое.
Слайд 12 В медицинской практике это проявляется при установлении
диагноза болезни.
Врач (субъект) начинает исследование больного
(объект) с анамнеза (лат. anamnesis – воспоминание) заболевания, образа жизни и деятельности больного.
Эта процедура предполагает целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта в форме постановки врачом серии специальных вопросов пациенту и осмысления его ответов.
Слайд 13После этого врач приступает к осмотру больного и формулирует для
себя предварительный диагноз (гипотезу) заболевания.
Ответы больного для него – источник,
служащий началом принятия решения.
Слайд 14«Базис познания», или «условия познания – это:
материальные средства, используемые в
познании (орудия, приборы, инструменты и т.д.),
информация, имеющаяся в обществе,
которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности,
социально-психологическая среда,
условия труда и отдыха и т.п.
Слайд 15Практика является основой познания.
Слайд 16Практика создает условия познавательной деятельности, создает техническую базу познания.
Практика является
и целью познания.
Человек познает окружающий мир, чтобы его изменить. А
это возможно только благодаря практике.
Слайд 172б) Проблема знания и информации
1. Неистинным, неверным знание быть не
может.
2. Не всякую соответствующую истине информацию можно назвать знанием. Знание
- та истинная информация, которая имеет достаточные основания, а не угадана случайно.
3. Знание должно сопровождаться сознательной верой в истинность составляющей его информации.
Знание – это заслуживающая доверия истинная и достаточно обоснованная информация о реальности.
Слайд 192г) Агностицизм и познавательный оптимизм.
Три варианта соотношения объекта и субъекта:
1)
полный агностицизм;
2) частичный агностицизм;
3) познавательный оптимизм.
Слайд 20Агностицизмом в философии называют точку зрения, согласно которой мир доступен
человеческому познанию лишь частично либо недоступен совсем.
Разновидности агностицизма:
скептицизм,
релятивизм,
иррационализм,
религиозное откровение и др.
Слайд 21 Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности
каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к
познанию.
Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.
Слайд 22 Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму и др.
философским учениям.
Для восточной философии характерно сближение объекта и субъекта познания.
Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира.
Слайд 233. Способности познания человека.
1) чувственное познание,
2)рациональное познание и
3)
иррациональное познание (интуитивное).
Слайд 25Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств человека.
Человеческий организм имеет две чувственные системы:
а) экстерорецептивная ;
б) интерорецептивная .
Формы
чувственного познания:
1) ощущения;
2) восприятия;
3) представления.
Слайд 26а) ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной
реальности, возникающее в результате воздействия её на органы чувств и
возбуждения нервных центров головного мозга.
Различается 5 видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Слайд 27Ощущение – исходная форма чувственного познания.
Если тот
или иной объект по своей природе таков, что наши органы
чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом.
Такими объектами-посредниками являются приборы.
Слайд 28б) восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ.
Основными
свойствами восприятия являются:
а) предметный характер;
б) константность;
в) осмысленность.
Слайд 29в) представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный
воображением.
Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на
основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта.
Представление является синтезом чувственных предыдущих образов, но богаче их по содержанию.
Слайд 31 Сторонники сенсуализма (эмпиризма) - эпикурейцы, стоики, Ламетри,
Гельвеций, Локк, Гоббс, Фейербах и др.
Всякое
чувственное познание имеет свои границы и не всегда является достоверным.
Слайд 32Роль чувственного познания (отражения):
1. Органы чувств – единст-ый канал непосредств.
связи человека с предметным миром.
2. Они – основа познания и
мышления.
3. Рациональное базируется на информации, которую дают органы чувств.
4. Предметная деятельность без органов чувств невозможна.
5. Без первичной информации органов чувств невозможно развитие науч. знания.
Слайд 33Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума).
Оно осуществляется в трех формах:
1) понятие;
2) суждение;
3) умозаключение.
Слайд 351) понятие - словесный символ, выражающий существенные признаки объекта;
простые
понятия - человек, стол, камень и ...;
абстрактные понятия -
долг, честь, сознание ...;
В каждом понятии имеется содержание и объем.
Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений,
объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие.
Слайд 362) суждение - совокупность связанных между собой понятий;
например: камень
тяжелый, птицы летают, яблоня – это дерево и т. д.;
Признаки суждения:
– утверждение или отрицание чего-либо о чём-либо;
- суждение может быть истинным или ложным;
- может быть выражено только в повествовательном предложении.
Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия).
Слайд 37Разновидности суждений:
а) утвердительные и отрицательные;
б) единичное, частное и
общее;
в) условное и разделительное.
3) умозаключение - совокупность нескольких суждений, связанных
между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие;
например: все птицы летают, орел - птица, значит, он должен летать.
Слайд 38Три формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение – составляют
содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении.
Разум – высшая ступень
логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.
Сторонники рационализма:
Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др.
Слайд 39 Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного
восприятия и рационального размышления.
Существует множество разновидностей и наименований такого типа
познания:
- инсайт,
озарение,
сатори,
чувствознание и т. д.
Все они связаны с интуицией, т. е. непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания.
Слайд 40Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.
Самые известные
сторонники интуитивизма –
А. Бергсон, Н.О. Лосский, Декарт, Спиноза, Лейбниц,
Шеллинг, Блаватская.
Интуиция поддаётся тренировке.
Слайд 41 Ряд звеньев познания действительно не осознаётся отчётливо, вытесняясь
в область бессознательного, выпадая из строго логической цепочки.
Такого рода интуитивное прозрение встречается у учёных, врачей, художников.
В научном познании интуицию не отрицают, считая ее озарением, способным понять вещь, явление, процесс.
Слайд 42 Тесно связано с обыденным (повседневным), эвристическим, интуитивным
и научным клиническое познание.
Его специфика в том,
что на базе законов химии, биологии, физиологии и т.д.,
а также зафиксированных принципов самой медицины врачи ставят диагноз болезни и определяют путь лечения.
Ключом к медицинскому познанию является узнавание или отличие известного заболевания или какого-либо явления по аналогии.
Слайд 43Специфическим видом познания является философия.
Философия познает неизменное, вечное, сущее
само по себе; её цель — истина.