Разделы презентаций


Лекция №27. Учение о познании. 1. Понятие и проблемы гносеологии. 2. Структура

Содержание

Рефераты:Взаимоотношения рассудка и разума.Роль интуиции в творческой деятельности человека.Вера и особенности понимания этого феномена «интуиция».Интуитивизм А. Бергсона, Н.О. Лосского. 5. Клиническое познание.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №27.
Учение о познании.
1. Понятие и проблемы гносеологии.
2. Структура познания,

знание и уровни. Агностицизм и оптимизм.
3. Способности познания человека.

Лекция №27.Учение о познании.1. Понятие и проблемы гносеологии.2. Структура познания, знание и уровни. Агностицизм и оптимизм.3. Способности

Слайд 2Рефераты:
Взаимоотношения рассудка и разума.
Роль интуиции в творческой деятельности человека.
Вера и

особенности понимания этого феномена «интуиция».
Интуитивизм А. Бергсона,
Н.О. Лосского.

5. Клиническое познание.
Рефераты:Взаимоотношения рассудка и разума.Роль интуиции в творческой деятельности человека.Вера и особенности понимания этого феномена «интуиция».Интуитивизм А. Бергсона,

Слайд 31. Понятие и проблемы гносеологии.
Раздел философии, который изучает познание, называется

гносеологией.
Термин «гносеология» введён в философию либо Дж.Феррером в 1854 г.

, Томасом Ридом (1710-1796) в 18 веке

В Западной философии распространён термин эпистемология (от греч. знание).

1. Понятие и проблемы гносеологии.Раздел философии, который изучает познание, называется гносеологией.Термин «гносеология» введён в философию либо Дж.Феррером

Слайд 4Проблемы, которые исследует гносеология:
1. Природа познания.
2. Возможности и границы познания.
3.

Отношения знания и реальности .
4. Условия действительности знания, критерии его

истинности.
5. Формы и уровни познания и т.д.
Проблемы, которые исследует гносеология:1. Природа познания.2. Возможности и границы познания.3. Отношения знания и реальности .4. Условия действительности

Слайд 5Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.


В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона

и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия,

Слайд 6 Результаты познания передаются из поколения в поколение,

главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков,

объектов материальной культуры.
Результаты познания передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации

Слайд 7В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
1)

познает окружающий мир непосредственно;
2) познает окружающий мир через результаты познавательной

деятельности других поколений..
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:1) познает окружающий мир непосредственно;2) познает окружающий мир

Слайд 82. Структура познания.

2. Структура познания.

Слайд 9 Объектом познания является природа, общество и само познание

и сознание.
Объект познания – всё то, на что направлена познавательная

деятельность субъекта, иными словами – то, что познаётся.
Объектом познания является природа, общество и само познание и сознание.Объект познания – всё то, на

Слайд 10Под субъектом познания понимается носитель познавательной активности, познающие люди.
Субъектом

познания может выступать
- отдельный человек,
- научно-исследовательский коллектив,


- а может и часть всего человечества.
Индивидуальный субъект познания – это живое телесное существо, конкретный человек с соответствующими органами чувств и способностью мыслить.
Под субъектом познания понимается носитель познавательной активности, познающие люди. Субъектом познания может выступать  - отдельный человек,

Слайд 11Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
В познании

субъект и объект противостоят друг другу как познание и познаваемое.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.В познании субъект и объект противостоят друг другу как

Слайд 12 В медицинской практике это проявляется при установлении

диагноза болезни.
Врач (субъект) начинает исследование больного

(объект) с анамнеза (лат. anamnesis – воспоминание) заболевания, образа жизни и деятельности больного.
Эта процедура предполагает целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта в форме постановки врачом серии специальных вопросов пациенту и осмысления его ответов.
В медицинской практике это проявляется при установлении диагноза болезни.   Врач (субъект) начинает

Слайд 13После этого врач приступает к осмотру больного и формулирует для

себя предварительный диагноз (гипотезу) заболевания.
Ответы больного для него – источник,

служащий началом принятия решения.
После этого врач приступает к осмотру больного и формулирует для себя предварительный диагноз (гипотезу) заболевания.Ответы больного для

Слайд 14«Базис познания», или «условия познания – это:
материальные средства, используемые в

познании (орудия, приборы, инструменты и т.д.),
информация, имеющаяся в обществе,

которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности,
социально-психологическая среда,
условия труда и отдыха и т.п.
«Базис познания», или «условия познания – это:материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы, инструменты и т.д.), информация,

Слайд 15Практика является основой познания.

Практика является основой познания.

Слайд 16Практика создает условия познавательной деятельности, создает техническую базу познания.
Практика является

и целью познания.
Человек познает окружающий мир, чтобы его изменить. А

это возможно только благодаря практике.
Практика создает условия познавательной деятельности, создает техническую базу познания.Практика является и целью познания.Человек познает окружающий мир, чтобы

Слайд 172б) Проблема знания и информации
1. Неистинным, неверным знание быть не

может.
2. Не всякую соответствующую истине информацию можно назвать знанием. Знание

- та истинная информация, которая имеет достаточные основания, а не угадана случайно.

3. Знание должно сопровождаться сознательной верой в истинность составляющей его информации.

Знание – это заслуживающая доверия истинная и достаточно обоснованная информация о реальности.

2б) Проблема знания и информации1. Неистинным, неверным знание быть не может.2. Не всякую соответствующую истине информацию можно

Слайд 182в)Уровни познания.

2в)Уровни познания.

Слайд 192г) Агностицизм и познавательный оптимизм.
Три варианта соотношения объекта и субъекта:
1)

полный агностицизм;
2) частичный агностицизм;
3) познавательный оптимизм.

2г) Агностицизм и познавательный оптимизм.Три варианта соотношения объекта и субъекта:1) полный агностицизм;2) частичный агностицизм;3) познавательный оптимизм.

Слайд 20Агностицизмом в философии называют точку зрения, согласно которой мир доступен

человеческому познанию лишь частично либо недоступен совсем.
Разновидности агностицизма:
скептицизм,
релятивизм,


иррационализм,
религиозное откровение и др.
Агностицизмом в философии называют точку зрения, согласно которой мир доступен человеческому познанию лишь частично либо недоступен совсем.Разновидности

Слайд 21 Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности

каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к

познанию.

Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.

Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают

Слайд 22 Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму и др.

философским учениям.
Для восточной философии характерно сближение объекта и субъекта познания.


Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира.

Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму и др. философским учениям.Для восточной философии характерно сближение объекта

Слайд 233. Способности познания человека.
1) чувственное познание,
2)рациональное познание и
3)

иррациональное познание (интуитивное).

3. Способности познания человека.1) чувственное познание, 2)рациональное познание и 3) иррациональное познание (интуитивное).

Слайд 25Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств человека.


Человеческий организм имеет две чувственные системы:
а) экстерорецептивная ;
б) интерорецептивная .
Формы

чувственного познания:

1) ощущения;
2) восприятия;
3) представления.

Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств человека. Человеческий организм имеет две чувственные системы:а) экстерорецептивная

Слайд 26а) ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной

реальности, возникающее в результате воздействия её на органы чувств и

возбуждения нервных центров головного мозга.

Различается 5 видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

а) ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия её на

Слайд 27Ощущение – исходная форма чувственного познания.
Если тот

или иной объект по своей природе таков, что наши органы

чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом.
Такими объектами-посредниками являются приборы.
Ощущение – исходная форма чувственного познания.   Если тот или иной объект по своей природе таков,

Слайд 28б) восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ.

Основными

свойствами восприятия являются:
а) предметный характер;
б) константность;
в) осмысленность.

б) восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ. Основными свойствами восприятия являются:а) предметный характер; б) константность;

Слайд 29в) представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный

воображением.
Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на

основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта.
Представление является синтезом чувственных предыдущих образов, но богаче их по содержанию.
в) представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный воображением. Представление о каком-то объекте или его

Слайд 31 Сторонники сенсуализма (эмпиризма) - эпикурейцы, стоики, Ламетри,

Гельвеций, Локк, Гоббс, Фейербах и др.
Всякое

чувственное познание имеет свои границы и не всегда является достоверным.
Сторонники сенсуализма (эмпиризма) - эпикурейцы, стоики, Ламетри, Гельвеций, Локк, Гоббс, Фейербах и др.

Слайд 32Роль чувственного познания (отражения):
1. Органы чувств – единст-ый канал непосредств.

связи человека с предметным миром.
2. Они – основа познания и

мышления.
3. Рациональное базируется на информации, которую дают органы чувств.
4. Предметная деятельность без органов чувств невозможна.
5. Без первичной информации органов чувств невозможно развитие науч. знания.
Роль чувственного познания (отражения):1. Органы чувств – единст-ый канал непосредств. связи человека с предметным миром.2. Они –

Слайд 33Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума).

Оно осуществляется в трех формах:
1) понятие;
2) суждение;
3) умозаключение.

Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума).  Оно осуществляется в трех формах:1) понятие;2)

Слайд 351) понятие - словесный символ, выражающий существенные признаки объекта;
простые

понятия - человек, стол, камень и ...;
абстрактные понятия -

долг, честь, сознание ...;

В каждом понятии имеется содержание и объем.
Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений,
объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие.

1) понятие - словесный символ, выражающий существенные признаки объекта; простые понятия - человек, стол, камень и ...;

Слайд 362) суждение - совокупность связанных между собой понятий;
например: камень

тяжелый, птицы летают, яблоня – это дерево и т. д.;


Признаки суждения:
– утверждение или отрицание чего-либо о чём-либо;
- суждение может быть истинным или ложным;
- может быть выражено только в повествовательном предложении.
Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия).

2) суждение - совокупность связанных между собой понятий; например: камень тяжелый, птицы летают, яблоня – это дерево

Слайд 37Разновидности суждений:
а) утвердительные и отрицательные;
б) единичное, частное и

общее;
в) условное и разделительное.
3) умозаключение - совокупность нескольких суждений, связанных

между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие;
например: все птицы летают, орел - птица, значит, он должен летать.
Разновидности суждений: а) утвердительные и отрицательные; б) единичное, частное и общее;в) условное и разделительное.3) умозаключение - совокупность

Слайд 38Три формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение – составляют

содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении.
Разум – высшая ступень

логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Сторонники рационализма:
Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др.

Три формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение – составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении.Разум

Слайд 39 Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного

восприятия и рационального размышления.
Существует множество разновидностей и наименований такого типа

познания:
- инсайт,
озарение,
сатори,
чувствознание и т. д.
Все они связаны с интуицией, т. е. непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания.
Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.Существует множество разновидностей и

Слайд 40Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.
Самые известные

сторонники интуитивизма –
А. Бергсон, Н.О. Лосский, Декарт, Спиноза, Лейбниц,

Шеллинг, Блаватская.

Интуиция поддаётся тренировке.

Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.Самые известные сторонники интуитивизма – А. Бергсон, Н.О. Лосский,

Слайд 41 Ряд звеньев познания действительно не осознаётся отчётливо, вытесняясь

в область бессознательного, выпадая из строго логической цепочки.

Такого рода интуитивное прозрение встречается у учёных, врачей, художников.

В научном познании интуицию не отрицают, считая ее озарением, способным понять вещь, явление, процесс.

Ряд звеньев познания действительно не осознаётся отчётливо, вытесняясь в область бессознательного, выпадая из строго логической

Слайд 42 Тесно связано с обыденным (повседневным), эвристическим, интуитивным

и научным клиническое познание.
Его специфика в том,

что на базе законов химии, биологии, физиологии и т.д.,
а также зафиксированных принципов самой медицины врачи ставят диагноз болезни и определяют путь лечения.

Ключом к медицинскому познанию является узнавание или отличие известного заболевания или какого-либо явления по аналогии.

Тесно связано с обыденным (повседневным), эвристическим, интуитивным и научным клиническое познание.   Его

Слайд 43Специфическим видом познания является философия.
Философия познает неизменное, вечное, сущее

само по себе; её цель — истина.

Специфическим видом познания является философия. Философия познает неизменное, вечное, сущее само по себе; её цель — истина.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика