Слайд 1
МАРКЕТИНГ
ТЕМА №2. «Методология изучения рынка»
Преподаватель: Еремия Татьяна Владимировна к.э.н.
Контакты: tutsy83@mail.ru
Слайд 2Вопросы для рассмотрения:
Составляющие анализа маркетинговой среды.
Маркетинговые исследования.
Сегментация: понятие, цель, задачи.
Этапы
процесса сегментации.
Позиционирование товара на рынке: понятие и подходы.
Слайд 3Маркетинговая среда фирмы
― совокупность активных субъектов
и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности
руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Слайд 4Микросреда
представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее
возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами
и контактными аудиториями.
Макросреда
представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Слайд 5Поставщики
это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию
и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров
или услуг.
Слайд 6Маркетинговые посредники
― это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте
и распространении ее товаров среди клиентуры.
Слайд 7Маркетинговые посредники:
ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ.
ФИРМЫ ― СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ.
АГЕНТСТВА ПО ОКАЗАНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ.
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Слайд 11Факторы макросреды (PEST-анализ)
Политические факторы;
Экономические факторы;
Социальные факторы;
Экономические факторы.
Слайд 12«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Н. Ротшильд
Информация
– совокупность знаний
и данных о состоянии какого-либо объекта, его окружающей среде и
процессов, протекающих в ней.
Слайд 13Маркетинговая информация
– информация, содержание которой имеет отношение к маркетинговой
деятельности, т. е. это совокупность знаний и данных о состоянии
маркетинговой деятельности фирмы, об окружающей ее маркетинговой среде и характерных для нее процессов.
Слайд 14Требуемые свойства информации:
достоверность;
актуальность;
полнота;
релевантность;
сопоставимость;
доступность для восприятия получателя;
экономичность.
Слайд 15Маркетинговая информация характеризуется:
разнообразием источников получения;
коротким временным циклом получения и преобразования;
большим
объемом необходимых данных;
значительным удельным весом качественных данных, что определяет сложность
их сопоставимости.
Слайд 16Классификация маркетинговой информации.
необработанная информация регистрируется на месте ее возникновения и
отражает состояние объекта на определенный момент времени;
обработанная информация получается в
результате переработки и анализа информации в определенных целях, относительно стадии обработки бывает промежуточной и результативной;
1. По факту обработки:
Слайд 172. По функциональному назначению:
плановой,
учетной,
нормативно-справочной
и т.д.
Слайд 183. по периодичности поступления:
дискретная информация – это информация, которая поступает
на предприятие периодически, она подразделяется на долгосрочную (с периодом поступления
более 1 года), текущую (с периодом поступления от 1 месяца до 1 года) и оперативную (с периодом поступления от 1 часа до 1 месяца) информацию;
эпизодическая информация – это информация, которая поступает на предприятие единовременно, например, по результатам маркетингового исследования;
непрерывная (мониторинговая) информация – это информация, которая поступает в соответствии с ритмом работы изучаемого объекта;
Слайд 194. По степени стабильности:
переменная информация характеризуется случайностью возникновения или частой
сменяемостью данных;
условно-постоянная информация сохраняет свое значение в течение некоторого периода
времени и может быть использована неоднократно;
постоянная информация сохраняет свое значение в течение длительного периода времени;
Слайд 205. По виду охватываемого периода:
ретроспективная информация характеризует состояние объекта за
прошедший, как правило, довольно длительный период;
текущая информация характеризует состояние объекта
на современный момент с охватом предшествующего периода не более года;
прогнозная информация характеризует состояние объекта на последующий период времени;
Слайд 216. По степени охвата исследуемого объекта:
Общая информация;
Локальная информация.
Слайд 22Маркетинговая информационная система
– это совокупность ресурсов и процедур для
сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения информации используемой для принятия
маркетинговых решений.
Слайд 23Целью функционирования МИС является предоставление информации для принятия управленческих решений
с заданными свойствами.
Задачи МИС:
1. Определен круг пользователей информации.
2. Определены
информационные потребности пользователей информации, т.е. тот круг проблем, для решения которых необходима информация.
3. Отобраны источники информации.
4. Определена структура баз данных и основные процессы ее функционирования.
5. Определен порядок предоставления информации.
Слайд 24Маркетинговая информационная система
Слайд 25Процесс маркетинговых исследований
Слайд 26Наблюдение
– это метод сбора первичной информации путем пассивной (т.е.
выявленной посредством восприятия органами чувств) регистрации исследователем определенных процессов, действий
людей, событий.
Слайд 27Наблюдения проводится с соблюдением ряда условий:
в отрезок времени наблюдения не
должны происходить изменения в окружающей обстановке, которые повлияли бы на
изучаемое поведение;
наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться;
наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения;
наблюдению подвергается такое поведение, которому люди не придают значения, чтобы запоминать.
Слайд 28Достоинства и недостатки наблюдений
Слайд 29Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает несколько этапов:
Определение цели, задач,
объекта и предмета наблюдения
Выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа
к среде наблюдения
Выбор формы наблюдения
Разработка процедуры наблюдения (системы понятий, которая включает в себя единицы и рамки наблюдения)
Разработка бланка наблюдения
Подготовка технических документов и оборудования
Подготовка инструкций для исполнителей
Подбор кадров и инструктаж наблюдателей
Организация наблюдения в полевых условиях, контроль наблюдения
Подготовка отчета
Слайд 30Единица наблюдения
– это некоторые действия или их признаки, с
помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить
о произошедшем событии.
Слайд 31Рамки наблюдения
– это степень детализации (количество уровней, определяющих глубину
детализации) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования.
Слайд 32Эксперимент
– это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства
исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями.
Слайд 33Достоинства и недостатки эксперимента
Слайд 34Процесс планирования и проведения эксперимента содержит в себе ряд процедур:
Определение
целей и задач эксперимента.
Выбор зависимых и независимых переменных и показателей
их оценки.
Определение логической структуры доказательства гипотезы эксперимента.
Формирование объекта в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы.
Проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей.
Анализ выявленных зависимостей.
Определение внутренней и внешней достоверности результатов эксперимента.
Составление отчета о проведении эксперимента, где указывается информация об условиях существования объекта исследования и проведения эксперимента.
Слайд 35Опрос
– это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных
мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Слайд 37Фокусирование (фокус-группа)
– это форма опроса, предполагающая всестороннее дискуссионное обсуждение
проблемы отобранной группой людей (7-15 чел.), проводимое модератором с целью
установления качественных параметров поведения потребителей.
Слайд 38Панель
– это форма опроса, предполагающая сбор данных в одной
и той же группе людей, на одну и ту же
тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
Слайд 39Сегментация
это процесс разделения рынка на четко выраженные группы покупателей
относительно предпочтения их к определенным товарам.
Слайд 40Сегментация
это процесс разделения рынка на четко выраженные группы покупателей
относительно предпочтения их к определенным товарам.
Слайд 41Сегмент рынка
– это идентифицируемая по каким-либо признакам группа покупателей
внутри рынка, одинаково реагирующих на комплекс маркетинговых инструментов.
Слайд 42Основные цели сегментации:
наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, «подгонка» товара
под желания и предпочтения покупателей;
повышение конкурентоспособности, как товара, так и
его производителя, усиление конкурентных преимуществ;
уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;
увязка инновационной политики фирмы с запросами четко выявленных совокупностей потребителей;
ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.
Слайд 45Признак сегментации
– это показатель, который служит основанием выделения конкретного
сегмента на рынке.
Критерий сегментации
– это показатель оценки обоснованности выбора
сегмента.
Слайд 46Выделяют классические признаки сегментации:
Сегментация рынка по географическим признакам
Сегментация рынка
по демографическим
Сегментация социально-экономическим признакам
Сегментация рынка по поведенческому признаку
Сегментация
рынка по психологическому признаку
Слайд 47Содержание признаков сегментации
Слайд 48Критерии сегментации:
количественные параметры сегмента;
доступность сегмента для предприятия;
существенность сегмента;
прибыльность;
совместимость сегмента с
рынком относительно интересов основных конкурентов;
эффективность работы на выбранный сегмент рынка.
Слайд 49Позиционирование
– это действия по разработке рыночного предложения компании, направленные
на то, чтобы занять благоприятное положение в сознании целевой группы
потребителей.
Слайд 50Э. Райс и Дж. Траут выделяют три вида позиционирования товара:
позиционирование
лидера требует от компании первой проникнуть в сознание потребителя, при
этом, формируя ассоциации с товарной категорией в целом, после чего сохранять эту позицию;
позиционирование последователя предполагает поиск и последующий захват пустого, ни кем не занятого места в сознании потребителя;
репозиционирование означает замещение позиции конкурента, то есть, чтобы внушить людям новую идею продукта, необходимо вытеснить старую посредством ее отрицания.
Слайд 51Основные стратегии позиционирования
Слайд 52СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ
МАРКЕТИНГА!
Еремия Татьяна Владимировна
tutsy83@mail.ru