Слайд 1Лекция №4. Стратегический анализ внутренней среды компании
д.э.н., профессор кафедры общего
и стратегического менеджмента
Волкова Ирина Олеговна
Слайд 2 Внутренний анализ (управленческий анализ) –
это процесс комплексного анализа
ресурсов
и возможностей, которыми располагает компания,
и определение ее сильных
и слабых сторон.
Стратегический анализ внутренней среды организации
Слайд 3Ключевые компетенции компании
Ключевая компетенция – уникальное свойство, которым обладаем или
может обладать компания и которое позволяет компании быть лучше других
(Прахалад и Хэмел, 1990)
В основе концепции ключевых компетенций лежит следующая идея: важнейшими составляющими, определяющими устойчивость конкуретного преимущества компании, являются ее уникальные материальные и нематериальные активы (Барни, 1991)
Слайд 45 критериев устойчивых конкурентных преимуществ
Слайд 5Ключевая
компетенция
1
Ключевая
компетенция
2
Ключевая
компетенция
3
Ключевая
компетенция
4
Ключевой
продукт
1
Ключевой
продукт
2
Бизнес
1
Бизнес
2
Бизнес
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Продукты и услуги
ПОСТРОЕНИЕ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Слайд 6Примеры ключевых компетенций:
Sony – миниатюризация электронного оборудования
Honda – создание двигателей
с высокими характеристиками и мощных транспортных средств
Apple – создание удобных
в пользовании (дружеских, как их еще называют) компьютерных интерфейсов и хороший дизайн их продукции
Canon – интеграция точной механики, отличной оптики и микроэлектроники
Слайд 7Позиционирование
На основе разнообразия
продуктов и услуг
На основе разнообразия
потребностей клиентов
На основе разнообразия
доступа
к клиентам
ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ
Слайд 8Выбор места осуществления управленческой деятельности
Слайд 9Привлекательность рынка и степень совпадения с ключевыми компетенциями
Слайд 10Устойчивые конкурентные преимущества Макдоналдс
Поиск и внедрение инноваций
Качество, сервис, чистота
Строгое соблюдение
стандартов (производство – «сборочный конвейер»)
Способность быстро реагировать на изменения окружающей
среды
Сильный бренд
Удобное расположение большое количество ресторанов
Слайд 11Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации
Это ресурсы и организация корпорации,
финансирование, производство, персонал.
Анализ ресурсов организации определяет комплектность
и качество ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по функциональным направлениям ее деятельности (например, производство, сбыт, исследования и разработки, кадры, финансы и т.п.).
Слайд 12Оценка внутренних возможностей компании
Оценка
внутренних
возможностей
Анализ производства
Анализ маркетинга
Финансовый анализ
Анализ трудовых ресурсов
Анализ
менеджмента
Слайд 13Ресурсы предприятия
РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОСЯЗАЕМЫЕ
НЕОСЯЗАЕМЫЕ
Физические
активы
Ноу – Хау
Интеллек-
туальный
Капитал и
т.д.
Репутация
Финансовые
активы
Слайд 14Ресурсы и организация компании
• Образ и престиж компании
• Размеры компании
•
Гибкие и подстраивающиеся структуры.
• Эффективные исследования и разработки.
• Эффективные
системы управленческой информации;
• Уровень подготовки высшего руководства.
• Стандартные процедуры деятельности.
• Система контроля и планирования.
Слайд 15Рынки и сбыт
• Усилия, прилагаемые для успешной продажи, и послепродажное
обслуживание.
• Знание потребностей покупателя.
• Широта ассортимента продукции компании.
•
Качество и репутация продукции.
• Качество обслуживания покупателей.
• Эффективное распределение и размещение.
• Потенциал стимулирования спроса
• Патентная защита
Слайд 16Финансирование
• Гибкость структуры капитала.
• Общий финансовый потенциал.
• Структура роста.
• Финансовые масштабы
• Отношение цены к прибыли на акцию.
• Объемы
собственных средств.
• Дивидендная политика.
Слайд 17Производство, операции и технические аспекты
• Наличие материалов и материальные затраты.
• Затраты на производство и обработку.
• Поведение кривой роста
производительности.
• Гибкость производственного процесса.
• Переработка побочных продуктов и отходов.
• Использование производственной интеграции.
• Характеристики технологий производства.
• Усилия по разработке продукции.
Слайд 18Персонал
• Навыки и опыт руководителей.
• Навыки и опыт рабочей силы.
•
Затраты на рабочую силу и их динамика.
• Отношения с
профсоюзами.
• Количество служащих и его изменение.
• Приверженность служащих интересам корпорации (организационный климат).
• Вид контракта со служащими.
• Уровень овладения несколькими профессиями.
Слайд 19SWOT – анализ как инструмент стратегического анализа.
SWOT-анализ – оценка сильных
и слабых сторон компании и её внешних возможностей и угроз.
Этот вид анализа позволяет быстро оценить стратегическое положение компании.
Общий принцип
соответствие внутренних возможностей компании (баланс ее слабых и
сильных сторон) и внешней ситуации (условия отрасли и конкуренции,
возможности компании на рынке, специфические внешние угрозы
прибыльности и доле рынка компании).
Стратегия должна быть направлена на максимально эффективное
применение ресурсов, использование возможностей и избежание угроз
Слайд 21Определение сильных сторон и ресурсного потенциала компании
Сильные стороны компании –
виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов, или особенности, обеспечивающие
ей дополнительные конкурентные возможности.
Сильные стороны компании:
Навыки или опыт
Ценные материальные активы
Квалифицированные кадры
Ценные организационные ресурсы
Ценные нематериальные активы
Конкурентные возможности
Партнерство или совместные предприятия
Слайд 22Выявление слабых сторон компании
Слабые стороны:
1) отсутствие или недостаточность
существенных для конкуренции ресурсов,
2) виды деятельности, в которых компания
уступает конкурентам,
3) условия, которые ставят компанию в неблагоприятное положение.
Слабые стороны компании могут быть обусловлены:
недостатком навыков,
опыта или интеллектуального капитала, значимых для конкуренции материальных, нематериальных или организационных ресурсов, конкурентных возможностей в ключевых сферах.
Слайд 23Использование SWOT и поиск синергетического эффекта
Шаги построения матрицы SWOT:
Выделение
3-5 сильных сторон компании
Выделение 3-5 слабых сторон компании
Выделение основной стратегической
возможности
Выделение основной рыночной угрозы
Поиск положительной синергии: Сильные стороны и Рыночные возможности
Устранение отрицательной синергии: Слабые стороны и Угрозы - поиск баланса
Сильные стороны - слабые стороны, Сильные стороны-угрозы, Возможности - угрозы
Сравнение сильных и слабых сторон среди 3-5 конкурентов, выделение конкурентных преимуществ.
Построение сравнительного графика конкурентных позиций.
Слайд 26Пример качественного SWOT-анализа
коммерческого банка
Слайд 27SNW – анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных
сторон.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральная сторона)
Weakness (слабая сторона).
В отличие
от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N)
Управленческие цели SW подхода:
сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить + дополнительно усилить;
слабые стороны – т.е. плохой внутренний ресурс – устранить.
Стратегический анализ внутренней среды организации на основе SNW – анализ
Слайд 28 SNW – анализ
Основная причина добавления нейтральной стороны: для победы
в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная
организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
В ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
В результате SNW – анализа:
1) все достоинства SW- подхода остаются в силе;
2) четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции.
Слайд 29
1. Общая стратегия
2. Бизнес стратегии
(бизнес №1,
№2, …., № n)
3. Организационная структура
4. Финансы как общее положение, в
том числе
- как состояние текущего баланса,
- как уровень бухучета,
- как финансовая структура
- как доступность инвестиционных ресурсов)
5. Конкурентоспособность продуктов
(продукт №1, №2,…,№n)
Элементы внутренней среды для SNW анализа
Слайд 30Элементы внутренней среды для SNW анализа
6. Структура затрат (уровень себестоимости) по
бизнесу
(бизнес №1, №2, …., № n)
7. Дистрибуция
как систем а реализации продукта в целом, в том числе
- как материальная структура
- как умение торговать
8. Информационные технологии
9. Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов
10. Способность к лидерству (синтез субъективных и объективных факторов), в том числе
- способность к лидерству 1-го лица организации
- способность к лидерству всего персонала
- способность к лидерству как совокупность объективных факторов
Слайд 31Элементы внутренней среды для SNW анализа
11. Уровень производства, в том числе
- качество материальной базы
- качество ключевых производственных
специальностей
12. Уровень маркетинга
13. Уровень менеджмента ( т.е. способность обеспечить рыночный успех всей системы)
14. Качество торговой марки
15. Качество персонала ( в целом)
16. Репутация на рынке
17. Репутация как работодателя
18. Отношения с органами государственной власти, в том числе
- с правительством
- с местными органами управления
- с системой налогового контроля
Слайд 32 Элементы внутренней среды для SNW анализа
19. Отношения с профсоюзами
- с корпоративными
- с отраслевыми
20. Отношения со смежниками (качество
ключевых звеньев кооперационной сети организации)
21. Инновации
22. Послепродажное обслуживание
23. Степень вертикальной интеграции
24. Корпоративная культура
25. Стратегические альянсы
26. Дополнительные стратегические позиции
Слайд 33Стратегический SNW-анализ внутренней среды
Слайд 34Портфельный анализ
Портфельный анализ позволяет руководителю выявить и оценить доходность и
перспективность развития отдельных продуктов или СЕБ. При этом оценивается относительная
привлекательность рынков и конкурентоспособность компании на каждом из этих рынков с помощью матриц.
Слайд 35Стратегическая единица бизнеса – это совокупность
процессов, в результате которых создается
потребительская ценность, поставляемая на рынок,
и обеспечивается стратегическое единство между
рыночной позицией
и цепочкой создания потребительской
ценности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слайд 36СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА БИЗНЕСА
Функции
Эстетика
Качество
Развитие
технологий
Проектирование
продукта
Производство
Исследования
Патенты
Материалы
Мощность
Организация
Маркетинг
Цены
Реклама
Упаковка
Продажи
Продвижение
на рынок
Гарантии
Цены
Удобство
Каналы
Транспорт
Хранение
Послепродажное
обслуживание
Стратегическое единство и независимость
Слайд 37Создание
маршрутов
Продажи билетов
Маркетинг
Обслуживание
групп
Продажи туров
Маркетинг
Разработка
маршрутов
Перевозки
Снабжение
ПРИМЕР
Слайд 39Подход БКГ включает три главных шага
разделение сферы деятельности фирмы на
товарные группы и оценку долгосрочных перспектив последних;
сравнение товаров между собой
с помощью матрицы;
разработку стратегических целей по отношению к каждой товарной группе.
Слайд 40Исходные данные для построения матрицы БКГ
объем продаж в стоимостном выражении,
он представляется на матрице площадью круга;
доля продукта на рынке относительно
крупнейшего конкурента, которая определяет горизонтальное положение круга в матрице;
темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей продукцией, определяет вертикальную составляющую круга в матрице
Слайд 41Вопросительный знак
высокий темп роста
низкая доля рынка
высокие риски
для увеличения доли на рынке требуются большие вложения, которые могут
превратить продукт в звезду(в случае отсутствия перспективы продукт может быть снят с производства).
Стратегии:
захват рынка
ликвидация
«снятие урожая»
Слайд 42Звезда
высокий темп роста
высокая доля рынка
затрачиваются значительные средства
для поддержки продукции, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда,
затраты с течением времени уменьшаются
Слайд 43Дойная корова
низкий темп роста
высокая доля рынка
большое поступление
денег, которые могут идти на проработку «вопросительных знаков» и выращивание
«звезд»
меньше потребность в расходах на сбыт
Слайд 44Собака
низкий темп роста
низкая доля рынка
продукт требует большого
внимания и усилий со стороны руководства
не приносит денег и прибыли
либо же дает очень низкую финансовую отдачу
Стратегии:
ликвидация
«снятие урожая»
Слайд 45Основные рекомендации БКГ:
избыток средств от «дойных коров» должен использоваться
для развития выбранных «знаков вопроса» и выращивания развивающихся «звезд».
укрепление позиций
«звезд».
превращение привлекательных «знаков вопроса» в «звезд». Слабые «знаки вопроса» должны «раздеваться».
необходимо избавляться от «изгоняемых собак».портфель должен содержать «звезд» и «знаков вопроса» в количествах, достаточных для обеспечения здорового роста компании, и «дойных коров» — для обеспечения «звезд» и «знаков вопроса» инвестициями.
Слайд 46Достоинства матрицы БКГ
фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств
для различных типов товаров
указания на использование этих потоков для оптимизации
портфеля компании
Слайд 47Недостатки матрицы БКГ
слишком проста и дает наиболее общее представление о
портфеле
матрица не предполагает определенных стратегий;
немногие компании могут использовать ее концепцию
(для различных отраслей существует различная корреляция между относительной рыночной долей и прибыльностью)
матрица теряет смысл, если отсутствует возможность роста (рост рынка — не единственный фактор, определяющий привлекательность товарной группы)
на практике принадлежность сферы к левому нижнему квадрату не всегда делает ее «дойной коровой»
Слайд 48Матрица General Electric/McKinsey
Успех, который сопутствовал модели стратегического анализа и планирования
бизнеса, разработанной специалистами Бостон Консалтинг Групп, стимулировал методические исследования в
этой области. Одна за другой начали появляться аналитические модели, несущие подобную BCG смысловую нагрузку и даже весьма схожие с ней в основополагающей идее, но, вместе с тем, некоторым образом отличные, а в чем-то, несомненно, превосходящие ее.
В начале 1970-х годов появилась аналитическая модель, совместно предложенная корпорацией General Electric и консалтинговой компанией McKinsey & Со. и получившая название «модель GE/McKinsey», или «матрица рыночной привлекательности и конкурентных позиций».
Слайд 49Структура модели GE/McKinsey
В центре внимания модели - будущая прибыль или
будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены организациям.
Цель: проанализировать,
какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса.
Особенность модели:
рассматриваются не только "физические" факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса (такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения и т.п.)
различным факторам (оси Х и У) могут даваться различные весовые коэффициенты в зависимости от их относительной важности для того или иного вида бизнеса в той или иной отрасли, что делает оценку каждого бизнеса более точной
Слайд 50Показатели матрицы
Характеристика сильных сторон организации (ось Х):
Относительная доля рынка
Рост
доли рынка
Охват дистрибьюторской сети
Эффективность дистрибьюторской сети
Квалификация персонала
Преданность
потребителя продукции организации
Технологические преимущества
Патенты, ноу-хау
Маркетинговые преимущества
Гибкость
Характеристика отраслевой привлекательности (ось У):
Темпы роста рынка, его ёмкость
Дифференциация продукции
Особенности конкуренции
Норма прибыли в отрасли
Ценность потребителя, преданность потребителя торговой марке
Социальные и политические факторы, факторы окружающей среды, государственного регулирования
Слайд 51Определение взвешенных оценок привлекательности
Каждому показателю присваивается вес, соответствующий его важности
для руководства организации и той роли, которую он играет в
выборе стратегии. Сумма всех весов равна 1,0.
Взвешенные оценки привлекательности рассчитываются путем умножения оценки каждого показателя привлекательности отрасли (при оценке можно использовать шкалу от 1 до 5 или от 1 до 10) на вес данного показателя.
Сумма взвешенных оценок всех факторов привлекательности дает долгосрочную отраслевую привлекательность.
Слайд 52Оценка отраслевой привлекательности (пример)
Слайд 53Алгоритм построения матрицы
По осям У и Х выставляются интегральные
оценки соответственно привлекательности рынка или отрасли бизнеса и относительного преимущества
организации на соответствующем рынке или сильных сторон соответствующего бизнеса организации.
Анализируемые виды бизнеса отображаются на сетке матрицы в виде кружков, или "пузырьков", центры которых однозначно задаются оценками привлекательности рынка (ось У) и относительного преимущества организации на рынке (ось X).
Оси условно делятся на три части: верхний, средний и нижний ряды. Стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере его перемещения на матрице справа налево снизу вверх.
Выделяются три области стратегических позиций: 1) область победителей, 2) область проигравших, 3) средняя область, в которую входят позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса.
Слайд 54Матрица «Привлекательность отрасли —конкурентная позиция»
Конкурентная позиция
Слайд 55Рекомендации матрицы
инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию и следовать за развитием
рынка;
инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции, смещаясь по матрице вправо,
в сторону повышения конкурентоспособности;
инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию. Такая стратегия трудно реализуема, если привлекательность рынка слабая или средняя;
снизить уровень инвестиций с намерением "собрать урожай", например, путем продажи бизнеса;
прекратить инвестиции и уйти с рынка (или рыночного сегмента) с низкой привлекательностью, где предприятие не может добиться существенного конкурентного преимущества.
Слайд 56Анализ позиций, занимаемых СБЕ
«Пограничные» виды бизнеса. Это такие виды бизнеса,
которые могут как расти при определенных условиях, так и, наоборот,
сокращаться:
«вопрос»: неопределённое, но перспективное положение в бизнесе. Стратегия: укрепление конкурентных преимуществ, инвестирование, в противном случае, уход с рынка.
«средний бизнес»: средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса. Стратегия: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
«доходный бизнес»: низким уровнем привлекательности рынка и высоким уровнем относительных преимуществ самой организации в данной отрасли. Стратегия: краткосрочные инвестиции в наиболее привлекательные рыночные сегменты.
Слайд 57Сбалансированный портфель
в основном бизнесы, находящиеся в квадратах «Успех»,
немного бизнесов, находящихся
в квадрате «Вопросительный знак»,
строго определенное число бизнесов, находящихся в квадрате
«Доходный бизнес». (Их количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивать поддержание «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков»)
Слайд 58Сильные и слабые стороны модели GE/McKinsey
Преимущества:
Учёт большего числа стратегически важных
параметров
Наличие промежуточных позиций между «сильной/слабой» и «высокой/низкой»
Указывает направления движения ресурсов
компаний к видам бизнеса, которые вероятнее всего достигнут конкурентного преимущества и смогут лучше всего функционировать
Недостатки:
Оставляет альтернативу выбора стратегического решения, не отдавая конкретного предпочтения
Невозможно определить виды бизнеса, которые готовы стать победителями – статическое отображение рыночного положения организации
Слайд 59Пример матрицы GE/McKinsey для компании Евросеть (2005 год)
Слайд 60Матрица направленной политики компании Shell
Слайд 61Показатели матрицы Shell
Характеристика сильных сторон организации (ось Х):
Относительная доля рынка
Охват дистрибьюторской сети
Эффективность дистрибьюторской сети
Ширина и глубина товарной линии
Оборудование
и местоположение
Эффективность производства
Кривая опыта
Качество продукции
Патенты, ноу-хау
Маркетинговые преимущества
Экономия масштабов производства
Характеристика отраслевой привлекательности (ось У):
Темпы роста рынка, его ёмкость
Дифференциация продукции
Цена продукции
Технологические барьеры для входа в отрасль
Значение договорной дисциплины в отрасли
Заменяемость продукта
Особенности конкуренции
Норма прибыли в отрасли и ее стабильность
Ценность потребителя, преданность потребителя торговой марке
Социальные и политические факторы, факторы окружающей среды, государственного регулирования
Слайд 62Выводы по портфельному анализу
Очевидно, что ограничиваться при анализе портфеля только
одним типом матрицы неразумно. Каждая матрица имеет свои достоинства и
недостатки и дает разную информацию о сильных и слабых сторонах хозяйственного портфеля компании. Если все необходимые данные доступны, то должны быть построены все возможные виды матриц, так как при этом портфель может быть оценен с разных позиций.
Менеджерам корпорации требуется понимание: 1) набора отраслей, в которых функционируют ее подразделения; 2) потенциальных возможностей развития портфеля; 3) стратегического положения каждого вида бизнеса в конкретной отрасли; 4) вариантов решений по распределению финансов и ресурсов.
Использование всех матриц для изучения диверсифицированного портфеля обеспечивает такое понимание.
В качестве результата мы имеем четкий ответы на вопрос, следует ли руководству корпорации подумать об избавлении от некоторых видов деятельности, о новых приобретениях или о реструктуризации хозяйственного портфеля.
Слайд 63Оценка стратегических бизнес-единиц в краткосрочной и долгосрочной перспективе
Слайд 64Матрица баланса жизненных циклов с рядом параметров
Слайд 65Порядок балансирования набора СБЕ
Оценивается привлекательность каждой СБЕ и конкурентный статус
фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе
Все СБЕ распределяются на блоках
матрицы
Оценивается объем продаж и прибылей на которые фирма может рассчитывать в каждой СБЕ и стратегические кап.вложения на каждом этапе жизненного цикла для обеспечения объема продаж
Суммируются объемы продаж и прибылей по СБЕ, находящихся на одной стадии ЖЦ
Определяются контрольные показатели объемов продаж и прибылей на краткосрочную и долгосрочную перспективу
Определяются объемы капиталовложений для обеспечения контрольных показателей прибылей и объемов продаж
Проверяется обеспеченность ресурсами и проводится выравнивание показателей
Слайд 66 Ключевые вопросы при оценке портфеля СБЕ:
содержит ли портфель фирмы
необходимые СБЕ в привлекательных отраслях?
содержит ли портфель достаточное число прибыльных
СБЕ?
присутствует ли баланс развивающихся и затухающих СБЕ?
достаточно ли «производителей прибыли» для финансирования «развивающихся победителей» и «знаков вопроса»?
имеет ли главный бизнес компании достаточную прибыльность и перспективу или он представляет собой «дойную корову»?
действительно ли компании необходимо столько СБЕ или их надо сокращать?
имеется ли в компании отраслевой лидер, занимающий в объеме корпорации значительную долю, или фирма состоит из многих СБЕ в средне-слабой позициях?
что нужно удалить из портфеля СБЕ, чтобы улучшить позиции корпорации в целом?