Слайд 1Физическая реабилитация
Лечебная физкультура
ДОШКОЛЬНИКОВ
при нарушениях опорно-двигательного
аппарата
Слайд 2КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Период грудного возраста
(первый год
жизни)
*закладываются все физиологические изгибы позвоночника, укрепляется мышечная система.
Лечебная физкультура,
назначенная врачом ЛФК, направлена на нормализацию мышечного тонуса, улучшение кровообращения.
Основное средство — массаж и пассивные физические упражнения.
Слайд 3КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Раннее детство (1—3 года)
*физиологические изгибы
позвоночника более выражены, нарастает мышечная масса, особенно крупных мышц (туловища).
Появляются первые признаки нарушения осанки.
Лечебная физкультура направлена на укрепление мышечного корсета. Основное средство — физические упражнения и массаж.
Слайд 4КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Первое детство (4—7 лет) *физиологические
изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается
объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10—15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту еще не удается.
Слайд 5ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Реабилитация детей с нарушением осанки, плоскостопием,
профилактика различных заболеваний и функциональных нарушений в условиях дошкольного учреждения
большей частью соответствуют III этапу общей системы физической реабилитации — поликлиническому (I этап — стационарный, II этап — санаторный). ЛФК на этом этапе направлена на полное восстановление сниженных функций, устранение дефектов опорно-двигательного аппарата.
Слайд 6Основные механизмы лечебного действия физических упражнений
1. Тонизирующего влияния
2. Трофического
действия
3. Формирования компенсаций
4. Нормализации функции
Слайд 7Механизм тонизирующего влияния
Преобладание в ЦНС процессов торможения
Снижаются функции всех систем
организма
Применение спец. и ОРУ способствует уравновешиванию процессов
Оказывается общетонизирующее действие на
весь организм и на определенные органы и системы.
Слайд 8Механизм трофического действия
Под влиянием заболеваний снижаются обменные процессы, кровообращение, дыхание.
Физические
упражнения. Активизируют обменные процессы, ускоряют регенерацию, задерживают развитие атрофии мышц
и тугоподвижности в суставах, улучшают кровообращение
Слайд 9Механизм формирования компенсаций
Развитие временных или постоянных замещений нарушенных функций
Слайд 10Механизм нормализации функции
Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения позволяют
нормализовать деятельность основных систем организма.
Устранение дефектов ОДА требует длительного времени
и постоянного контроля со стороны врача ЛФК.
Слайд 11Показания и противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой
Лечебная гимнастика дает возможность
получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаниях всем детям.
Противопоказания
имеют лишь временный характер.
К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Слайд 12Общие задачи лечебной физкультуры для дошкольников:
Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм
ребенка.
Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния.
Формировать и закреплять
навыки правильной осанки.
Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
Слайд 13Основные средства профилактики и физической реабилитации
физические упражнения,
естественные факторы
природы,
массаж.
Слайд 14Физические упражнения — основное средство лечебной физкультуры
Известно много классификаций
физических упражнений:
*по анатомическому признаку,
*по степени активности,
*по характеру
двигательных действий
*и т. д.
Слайд 15по анатомическому признаку
Деление упражнений по анатомическому признаку предполагает выполнение
упражнений
мелкими мышечными группами (кисти и стопы),
средними мышечными группами
(предплечья и голени, лица и шеи)
большими мышечными группами (руки и ноги, туловища — спины и брюшного пресса, сочетанные движения).
Слайд 16по степени активности
По степени активности упражнения могут быть активными,
активно-пассивными и пассивными. Активные упражнения выполняются ребенком самостоятельно.
Активно-пассивные упражнения
используются тогда, когда ребенок самостоятельно не может выполнить движение в пределах физиологической нормы подвижности в суставах (например, при ДЦП, миопатии, после травм и т. д.).
Пассивные упражнения применяются при невозможности выполнить их самостоятельно. Как правило, эти упражнения применяются на ранних этапах физической реабилитации и в условиях дошкольного учреждения используются в минимальном объеме.
Слайд 17по характеру двигательных действий
По характеру двигательных действий различают:
*дыхательные
упражнения, корригирующие упражнения, упражнения в развитии двигательных навыков равновесия, координации,
метания и т. д.
Дыхательные упражнения могут быть статическими (без движения туловища и конечностей) и динамическими (с движением туловища, рук и ног), с произношением звуков (звуковая гимнастика).
Применение дыхательных упражнений в комплексе ЛФК служит снижению нагрузки, нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы (диафрагмальное дыхание), тренировке навыков правильного дыхания.
Слайд 18Естественные факторы природы
солнце,
воздух
вода
Солнечные процедуры — искусственное
облучение с помощью ламп ультрафиолетового излучения;
Воздушные процедуры — лампы Чижевского
для аэронизации воздуха, аппарат «Маримед» для очищения загрязненного вдыхаемого воздуха;
Водные процедуры — локальное (после сна) и общее (занятия в бассейне) закаливание организма ребенка.
Слайд 19Массаж
В лечебном массаже выделяют четыре основных приема:
поглаживание,
растирание,
разминание
и
вибрацию.
Массаж может использоваться как самостоятельная процедура или в
комплексе лечебной гимнастики. На занятиях лечебной гимнастикой применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений.
Слайд 20Формы лечебной физической культуры
В дошкольных учреждениях используются практически все существующие
формы ЛФК:
утренняя гигиеническая гимнастика,
занятия лечебной гимнастикой (ведущая форма),
самостоятельные занятия
(под контролем воспитателей и родителей),
прогулки,
оздоровительный бег,
игровые занятия.
Слайд 21Различные способы проведения занятий с дошкольниками:
индивидуальный,
малогрупповой (5—6 человек)
групповой.
Учитывая особенности детского возраста, необходимость постоянной коррекции при
выполнении физических упражнений, наиболее распространенными следует считать индивидуальный и малогрупповой способы проведения занятий лечебной гимнастикой.
Слайд 22Частные методики
Частные методики лечебной физкультуры следуют основным дидактическим принципам:
сознательности
(для детей старших и подготовительных групп),
активности,
наглядности,
доступности и
систематичности,
последовательности.
Слайд 23Дозированная физическая нагрузка
Различают три вида нагрузки:
*большую,
*среднюю и
*малую
При большой физической нагрузке используются все физические упражнения
без ограничений;
при средней исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения;
при малой используются элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями.
В дошкольных учреждениях при проведении занятий лечебной гимнастикой преобладают большие и средние нагрузки в зависимости от состояния здоровья ребенка и уровня его физической подготовленности.
Слайд 24Занятия лечебной гимнастикой проводятся курсами. Курс лечебной физкультуры подразделяется на
три периода:
вводный (1—2 недели),
основной (3—4 недели или 9— 12
занятий) и
заключительный (1 неделя или 3 занятия).
Слайд 25Вводный период
Вводный период начинается с обязательного тестирования силовой выносливости
мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки или плантографии
при плоскостопии.
На первых занятиях ребенок знакомится с предлагаемыми упражнениями и осваивает их правильное выполнение (совместно с присутствующими родителями), приобретает умение самокоррекции имеющихся недостатков (принятие правильной осанки в основной стойке, в ходьбе, у опоры), адаптируется к возрастающим физическим нагрузкам.
Слайд 26Основной период
В основном периоде курса лечебной физкультуры решаются главные
коррекционные задачи. Продолжает возрастать (до середины периода) нагрузка. Затем физическая
нагрузка на занятиях сохраняется на достигнутом уровне.
Слайд 27Заключительный период
Заключительный период направлен на постепенное снижение физической нагрузки
до 60—70% от максимальной, полученной в основном периоде. Закрепляются навыки
правильной осанки, правильной установки стоп, правильной походки и т. д. Последнее занятие также проводится с родителями, которые получают комплексы и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома на период перерыва между курсами, что позволяет каждый последующий курс лечебной физкультуры начинать с относительно высокого уровня физической нагрузки. Окончание курса ЛФК сопровождается обязательным тестированием ребенка и выявлением степени прироста или констатацией факта отсутствия изменений тестируемых показателей. Все результаты фиксируются в карте формы № 042/У.
Слайд 28В лечебной физической культуре соблюдаются следующие принципы:
индивидуализации в методике
и дозировке физических упражнений;
системности воздействия с обеспечением определенного подбора
упражнений и последовательности их применения;
регулярности воздействия;
длительности применения физических упражнений;
постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса лечения, в первые 7—10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений,;
умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий 25—30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой,
соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление;
всестороннего воздействия на организм ребенка;
учета возрастных особенностей — при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.
Слайд 29Плоскостопие
Плоскостопие - деформация стопы человека, заключающаяся в частичном или полном
опущении продольного (продольное плоскостопие), поперечного (поперечное плоскостопие) или обоих сводов
(смешанное плоскостопие).
По происхождению различают врожденное и приобретенное плоскостопие.
Слайд 30Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и
основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свода стопы,
его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая – книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1-й плюсневой кости до подошвенной поверхности 5-й плюсневой кости.
Продольные своды. Внутренний (медиальный) свод образован ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1-й плюсневой кости. Высота свода составляет 5-7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.
Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и 5-й плюсневой кости. Высота свода около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет опорную функцию. Стопу образуют кости, мелкие суставы и мышечно-связочный аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.
Слайд 31полая
нормальная
уплощенная
плоская
Формы стоп
Слайд 32Методы исследования сводчатости стопы
Визуальный (внешний осмотр)
Измерительный:
Подометрия («прямой
метод» – объективный метод исследования высоты внутреннего свода стопы с
помощью циркуля.
Плантография «косвенный метод» один из самых информативных, популярных и доступных методов диагностики ранних стадий плоскостопия. Методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом.
Слайд 33Получение отпечатков с помощью плантографа
Слайд 34Определение формы стопы
(1-й метод)
Определение плоскостопия
2-й метод
Определение поперечного
плоскостопия
Слайд 35противопоказания
Противопоказано ходить на внутренней стороне стопы
Соскоки, прыжки, бег, особенно по
асфальту
Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (И.П. – стоя).
Кроме физических
упражнений в лечении плоскостопия широко применяется массаж как классический, так и рефлекторных зон стоп.
Слайд 36Клинические симптомы различных типов нарушений осанки
Слайд 38СКОЛИОЗ – боковое искривление позвоночника, сколиотическая болезнь
простые сколиозы -
при которых позвоночник имеет одну дугу искривления.
сложные сколиозы - с
противоискривлениями, — в таких случаях сколиоз называется S - образным.
Слайд 39Четыре степени сколиозов:
Первая (функциональная форма) диагностируется в том случае, если
у обследуемого при напряжении мускулатуры в положении «руки за голову»
сколиоз исчезает.
Вторая степень — промежуточная форма, характеризуется выраженной стойкой деформацией грудной клетки и невозможностью пациента выпрямить позвоночник. Это можно сделать только при вытяжении его весом тела (при висах на перекладине, гимнастической стенке и т. п.). Выражена торсия. (скручивание). Отмечается наличие компенсаторных дуг. Угол первичной дуги искривления в пределах 10-25 град. Клинически определяется мышечный валик из-за торсии позвоночника и небольшой реберный горб.
Третья степень сколиоза — фиксированная форма: активное напряжение мышц спины не в состоянии вызвать выпрямление позвоночника и устранение деформации грудной клетки. Резко выражена торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 25-40 град.
Четвертая степень сколиоза сопровождается тяжелым обезображиванием туловища. Отмечается кифосколиоз грудного отдела позвоночника, деформация таза, отклонение туловища, скованность движений в позвоночнике, стойкая деформация грудной клетки, задний и передний реберный горб. Угол искривления достигает 40-90 град.
Слайд 41Формы грудной клетки
Плоская грудная клетка при рассмотрении сбоку обнаруживает прямолинейное,
близкое к вертикальному, очертание или небольшой выступ на уровне нижнего
конца грудины. Верхний и нижний отделы представляются одинаково развитыми, т.к. в целом грудная клетка низка, в боковой части нередко сужена; при рассмотрении спереди она представляется уплощенной, удлиненной, нижние ребра нередко сильно наклонны, под грудинный реберный угол сужен.
Цилиндрическая грудная клетка при рассмотрении сбоку обнаруживает довольно прямолинейное, вертикальное очертание передней стенки или небольшое выступание в области нижнего конца грудины. Она имеет одинаковое развитие в верхнем и нижнем отделе, но представляется высокой. Сбоку она не кажется узкой, а скорее широкой; при рассмотрении в поперечном сечении – не плоская, а равномерно округленная; её длина средняя. Нижние ребра такой грудной клетки имеют средний наклон, а под грудинный угол среднюю величину.
Коническая грудная клетка при рассмотрении сбоку обнаруживает равномерно наклонный в верх контур передней стенки; нижний конец грудины и вместе с ним вся нижележащая часть выступают вперед по сравнению с её верхним отделом. При рассмотрении спереди она кажется нередко угловатой, в поперечном сечении короткой, длина небольшая; нижние ребра имеют малый наклон; под грудинный угол, как правило, большой.
Слайд 42Формы живота
Впалый - характеризуется тем, что брюшная стенка в
целом или, по крайней мере, с боков обнаруживает некоторое западание
по отношению к тазу и нижним ребрам. Её контур вертикального сечения, как правило, в двух участках вогнутый; в поперечном сечении обнаруживается очертание, близкое к прямолинейному: плоский втянутый живот или с выступом на иногда отвисающей средней части. Если отвисание велико, можно выделить как особую разновидность – отвисающий живот.
Прямой имеет прямолинейный контур вертикального сечения брюшной стенки; в поперечном сечении контур всегда округлый, а иногда прямолинейный (плоский прямой живот характеризует физически крепких людей).
Выдающийся живот имеет выпуклое очертание в вертикальном сечении и круглое в поперечном. При этом нужно иметь в виду, что не следует принимать во внимание жировые скопления или местные западания при исхудании. Путем ощупывания необходимо найти участки, в которых жировой слой распределен равномерно.
Слайд 43Варианты состояния передней стенки живота
(по В.А. Доскину с соавт.,
1997).
Слайд 44Формы ног (положения осей ног):
О-образная форма ног (варусный тип).
При указанной выше позе колени и голени субъекта не соприкасаются,
между ними есть щель (просвет). Ось кости голени образует с осью бедра некоторый угол, обращенный вершиной наружу. Степень выраженности просвета между ногами оценивается баллами: балл 1 (О1) - величина щели от слабого просвета до ширины около 5 см, балл 2 (О2) - величина щели от 5 до 10 см, балл 3 (O3) - величина щели свыше 10 см, угол между костями бедра и голени выражен наиболее ясно. Кроме указанных трех баллов О-образной формы ног, следует отмечать кривые ноги – О4, где щель (просвет) между ногами превышает 20 см.
Тип Х-образная форма ног (вальгусный тип). Тип расположения oceй бедра и голени, противоположный первому: угол между осями бедра и голени обращен вершиной во внутрь. При вышеуказанной позе колени субъекта заходят друг за друга, поэтому следует просить испытуемого занять удобную для него позу, при которой колени лишь соприкасаются. Тогда между медиальными краями стоп образуется заметное расстояние. Чем больше это расстояние при соприкосновении коленных суставов, тем, следовательно, сильнее выражен угол между осями бедра и голени. Степени выраженности этого угла, а, следовательно, величина расстояния между медиальными краями стоп оценивается баллами: балл 1 (Х1) - расстояние между медиальными краями стоп не превышает 5 см, балл 2 (X2) - расстояние между медиальными краями стоп от 5 до 10 см, балл 3 (X3) - расстояние между медиальными краями стоп свыше 10 см.
Прямые ноги. При вышеуказанной позе у такого субъекта соприкасаются не только пятки и колени, но, как правило, и голени (за счет развития икроножной мускулатуры). Угол между осями бедра и голени отсутствует. В случае слаборазвитой икроножной мускулатуры здесь может наблюдаться щель, но колени при этом соприкасаются. Тип обозначается буквой N, градаций не имеет. Следует отличать аномалии крайней степени искривления осей ног – крайне вальгусное и крайне варусное их положение, а также асимметрию в длине ног — хромоту.
Слайд 45О – образная форма ног
Х – образная форма ног
Нормальная (прямая)
Слайд 46Методические рекомендации по коррекционной работе с дошкольниками
При построении занятий основываться
на характере изменений ОДА, его стадии
Учитывать уровень психомоторного развития ребенка
Наблюдать
или спрашивать об особенностях реакции на ЛФК
Осуществлять систематический медико-педагогический контроль за детьми по показателям ЧСС
Учитывать признаки утомления
Переход к занятиям по комплексам с большей психофизической нагрузкой необходимо осуществлять постепенно путем усложнения освоенных упр. и введением новых, более нагрузочных упражнений в комплекс лечебной гимнастики
Слайд 47
7. Заканчивать занятие не позднее чем за 30 мин до
еды и начинать не раньше чем через 45-60 мин после
приема пищи
8. Систематическое проветривание кабинета или зала, обработка оборудования
9. Дошкольнику назначается не менее 2-3 курсов ЛФК в год с перерывом 1-1,5-2 месяца. Количество занятий за один курс составляет 15-18.
10. Моторная плотность занятия к концу основного периода курса постепенно возрастает до 80-90% независимо от возраста
11. Обязательно использование музыкального сопровождения с учетом ВНД ребенка
12. Своевременное назначение на лечебную гимнастику после перенесенного инфекционного заболевания
Слайд 48
13. Занятия проводятся через день с обязательным выполнением спец. упражнений
несколько раз в день под контролем воспитателей или родителей (принимать
правильную осанку)
14. Большинство занятий строится в игровой форме
15. Обязательное тестирование силовой выносливости мышц туловища и брюшного пресса, проведение плантографии до и после курса ЛФК как показателя эффективности занятий
16. Динамика тестируемых показателей учитывается при построении каждого последующего курса ЛФК
17. Все тестовые показатели фиксируются (форма № 042/у)
18. Занятия лечебной гимнастикой в условиях ДДУ не заменяют базовых занятий по физическому воспитанию
19. На занятиях по физическому воспитанию, плаванию, музыкальных занятиях исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения
20. Каждый курс начинается и завершается в присутствии родителей, которых знакомят с методикой выполнения упражнений