Слайд 1Либеральные реформы
60-70-х гг. XIX века
Слайд 2Цели урока:
1.познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в
области просвещения;
2. оценить
историческое значение
реформ 60-70-х гг. XIX в.
Слайд 3Реформы Александра II
(1855 – 1881 гг.)
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864
г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В
области
просвещения (1863-1864 гг.)
Слайд 4*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как
великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали
их незавершенными и половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).
Слайд 6Земская реформа 1864 г.
Разработчики проекта реформы – комиссия
во главе с
Н.А. Милютиным
Суть: создание в уездах и губерниях выборных
органов местного самоуправления
(земств)
Принципы:
Лишены политической власти
Запрещено общаться друг с другом
Введены в губерниях, где были русские помещики
Отделение от
административной
власти
Выборность,
всесословность
Хозяйственно-
финансовая
самостоятельность
Слайд 7Губернское
земское собрания
Губернская
земская управа
Курия
землевладельцев
избиратели
Курия городских
избирателей
Курия выборных от
крестьянских обществ
Сельские
сходы
Волостные сходы
Уездный съезд
выборщиков
Уездное
земское собрания 1/3
Уездная
Земская управа
6 тыс.
руб.
Вопросы местного
хозяйственного значения:
строительство школ,
больниц, дорог
развитие местной
промышленности и др.
«+»
1. «Третий элемент» -
представители сельской интеллигенции: земские врачи, учителя, агрономы,
статисты.
2. Благоустройство, благотворительность
Слайд 9«-»
1. Отсутствие земств в госуд-х землях.
2. Преобладание в управах дворян
и городских собственников.
Слайд 10Недостатки реформы
Земства не имели политической силы и находились под контролем
губернаторов.
Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
Избирательная система
обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).
Слайд 11Городской голова
Городская управа
Городская дума – 4 года
Крупные
налогоплательщики
Средние
налогоплательщики
Мелкие
налогоплательщики
Имущественный
ценз
Функции
Благоустройство
города
Попечение о местной
торговле и
промышленности
Здравоохранение
Образование
Санитарные
и
противопожарные
меры
Слайд 14Судебная палата
Окружной суд
Суд присяжных,
прокурор,
адвокат
Сложные уголовные и
гражданские дела
Сенат
- мелкие
уголовные и
гражданские дела
мировой судья
Мировой судья
(образовательный и
имущественный ценз,
3 года)
Коронный суд
Прокурор
Министерство юстиции
Мировой суд
апелляция
кассация
Судебная реформа 1864 г.
Съезд мировых судей
Слайд 161) принципы нового суда
2) мировые суды
3) общие суды:
а) окружные суды
б) судебные палаты
4) роль Сената
5) значение реформы
6) недостатки реформы
Судебная реформа 1864 г.
Слайд 17
Принципы нового суда:
*равенство всех сословий перед
законом
*гласность суда
*независимость судей
*состязательность
обвинения и защиты
*выборность некоторых судебных
органов
Слайд 18Судебная система России по реформе 1864 г.
Император
Сенат
Особые суды
Волостной
для крестьян
Для духовенства
Для высших сановников
Для военных
Окружной суд
Судебная палата
Мировой суд
Съезд мировых
судей
Слайд 19Судебная реформа 1864 г.
Значение реформы:
создана самая передовая в тогдашнем мире
судебная система.
Недостатки реформы:
сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.
Слайд 21Военная реформа 1874 г.
Милютин
Дмитрий Алексеевич
военный министр в 1861-1881 гг.,
руководил проведением реформы
Слайд 22Военная реформа 1863 - 1874 гг.
Д.А. Милютин – военный министр
1863-1864 гг. – реформирование военно-учебных заведений, образование военных округов
1874 г.
– «Устав о воинской повинности»
введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
сокращение срока службы:
сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)
Отмена телесных наказаний
Улучшение быта
Перевооружение армии
Изменена система боевой подготовки
Слайд 23Содержание В. РЕФОРМЫ:
1. Переход от рекрутчины к всеобщей воинской повинности:
а) все сословия,
б) с 20 лет,
в) пехота –
6 лет, флот – 7 лет, для образованных:
- с начальным образованием (4 года)
- со средним образованием (1,5 года)
- с высшим образованием (6 месяцев)
Слайд 24
1) Численность русской армии составляла
в 1864 г. - 1
млн. 132 тыс. человек,
в 1867 г. – 742 тыс.
человек.
Слайд 25
2) Создание военных гимназий и училищ для дворян,
юнкерских училищ
для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и
Морской академии
(1877 г.)
Слайд 26
3) Отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности для мужчин
с 20 лет.
Слайд 27
4) Гладкоствольное оружие заменялось нарезным,
чугунные орудия заменялись на стальные,
принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка),
началось
строительство парового флота.
Слайд 28
5) По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому,
что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено
время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.
Слайд 29Военная реформа 1874 г.
Значение реформы:
создание массовой армии современного типа,
поднят авторитет воинской службы,
удар по сословному строю.
Недостатки реформы:
просчеты
в системе организации и вооружения войска.
Слайд 30Реформы в области просвещения (1863-1864 гг.)
1)Начальное образование:
Положение о начальных народных
училищах
(1864 г.)
2) Среднее образование:
Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства
Народного Просвещения
(1864 г.).
3) Высшее образование:
Университетский устав ( 1863 г.)
Слайд 31Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.
Начальное
образование
Среднее
образование
Высшее
образование
«Положение о начальных
народных училищах»
1864
г.
Учебные заведения
могли открывать земства,
общественные орга-
низации, частные лица
«Положение гимназий и
прогимназий»
1864 г.
Прогимназии
(4
года обучения)
Гимназии
Реальные
Готовили к поступлению
в высшие технические
учебные заведения
Классические
Готовили к поступлению
в университет
«Университетский
устав» 1863 г.
Автономия
(выборность ректоров,
проректоров, деканов,
профессоров;
создание советов
университетов)
Образование стало более доступным для
представителей различных сословий
+
женские
гимназии
Слайд 32«Положение о начальных училищах»
Церковно-приходские
земские
министерские
Гимназический устав – 7 лет
реальные
классические
гуманитарные
точные
университеты
Технические вузы
Университетский устав
– автономия
«Временные правила о печати»
Слайд 33Положение о начальных народных училищах (1864 г.)
1. Какие учебные заведения
создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался
в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?
Слайд 34Устав гимназий и прогимназий
Министерства Народного Просвещения (1864 г.)
1. Какие
виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько
лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступным для всех?
Слайд 35
Университетский устав 1863 г.
1.Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались
деканы факультетов и ректор университета?
3.Как формировался Университетский суд? Каковы
его функции?
4.Кто мог стать студентом университета?
5.Каковы преимущества университетов?
Слайд 36Реформы в области просвещения
(1863-1864 гг.)
Значение реформ:
расширение и совершенствование образования
всех уровней.
Недостатки реформ:
недоступность среднего и высшего образования для всех
слоев населения.
Слайд 38Значение либеральных реформ состоит в том, что они способствовали развитию
капиталистических отношений в России.
В результате преобразований в 1860 -
1880-е гг. экономика России сделала заметный рывок, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира.
К концу 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание страны в первой половине XIX в. не позволили ей встать вровень с Англией, Францией, Германией.
Слайд 39Домашнее задание:
*подготовиться к самостоятельной работе,
*повторить содержание и значение реформ
Александра II по п.20, стр.144-150.