Слайд 1Личность
как предмет воспитания
Факторы формирования личности
Слайд 2Личность -
Это социальная характеристика человека, это тот, кто способен на
самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность.
Это осознание себя, внешнего мира и
места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Слайд 3В.П.Тугаринов к признакам личности относил
разумность,
ответственность,
свободу,
личное достоинство,
индивидуальность.
Слайд 4Развитие происходит:
в единстве биологического и социального в человеке.
диалектично (переход
количественных изменений в качественные преобразования
Слайд 5Факторы развития личности
Социальные факторы
развития: среда
обитания,
политические,
географические
Воспитание (или
педагогические факторы):
образование, воспитание,
обучение, самовоспитание
Что
влияет на
развитие личности?
Развитие
личности
Биологические факторы:
генетика,
наследственность,
задатки, способности.
Слайд 6Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание
относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения,
а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним.
Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Взаимодействие факторов хорошо прослеживается в схеме чешского ученого Й.Шванцары.
Слайд 7Схема Й. Шванцары:
С 1
С 3
С
С 2
А
наследственность
В
Среда
Воспитание
Слайд 8Л.С. Выготский
выделил два уровня развития детей:
уровень актуального развития: отражает
особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;
зона ближайшего
развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Слайд 9На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические
и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий)
– движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
Слайд 10Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы
и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс
и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.
Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.
Слайд 11К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только
под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате
собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.
Слайд 12Список использованных источников:
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика
Степанов В.Г. Нейропедагогика. Мозг и эффективное
развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество