Разделы презентаций


Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать

Содержание

Методы и формы обученияХороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать

стремлению природы к своему собственному развитию.

И. Песталоцци
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

Слайд 2Методы и формы обучения

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует

хороших учителей.
Д. Пойа

Методы и формы обученияХороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа

Слайд 3 Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых,

направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).    
Метод обучения -

система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).

Слайд 4Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения»
Метод обучения –

это…
– это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.


(В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев)
- способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков.
(М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
— это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся
(И. Ф. Харламов).
— это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
(Л.П. Крившенко)
Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения»Метод обучения – это…– это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной

Слайд 6Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

Обучающая

2. Развивающая

3. Воспитывающая

4. Мотивационная

(выступают как средство побуждения к учению)

5.Контрольно-коррекционная  (диагностика и управление

процессом обучения учеников)

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающая2. Развивающая3. Воспитывающая4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная

Слайд 7Взаимосвязь приема и метода обучения

- Прием обучения — это составная

часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие

по отношению к общему понятию «метод».

- Отдельные приемы могут входить в состав различных методов

- Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения

Прием и метод могут меняться местами

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.
Взаимосвязь приема и метода обучения- Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.

Слайд 9Существуют различные подходы к классификации методов обучения.
Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И.

Петровский)
за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия


Методы обучения

Словесные методы

Наглядные методы

Практические методы

(источником информации выступает устное или печатное слово)

рассказ
объяснение
-беседа
дискуссия, лекция
работа с книгой

(источником информации
являются наблюдаемые
предметы, явления,
наглядные пособия)

метод демонстраций
метод иллюстраций

(предназначены для формирования практических умений и навыков)

упражнения
практические и лабораторные работы

Существуют различные подходы к классификации методов обучения.Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский)за основание берется источник передачи информации и

Слайд 10Словесные методы Источник знаний - слово
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного

материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Учебная лекция – систематическое

изложение материала.
Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.
Дискуссия – обсуждение проблемы.
Словесные методы Источник знаний - словоРассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Слайд 11Наглядные методы Источник знаний – образ, наглядное представление объекта
Иллюстрация - показ

учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника,

зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д.
Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.



Наглядные методы Источник знаний – образ, наглядное представление объектаИллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц,

Слайд 12Практические методы Источник знаний – практическая деятельность учащихся
Упражнение - многократное выполнение

учебных действий с целью отработки умений и навыков.
Лабораторная работа -

проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
Практические методы Источник знаний – практическая деятельность учащихсяУпражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений

Слайд 13Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).
имеет своим основанием дидактические цели, решаемые

на том или ином этапе обучения.

Методы обучения:
- приобретения новых

знаний
- формирования умений и навыков
- применения знаний
- закрепления и проверки знаний, умений и навыков
Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы

Слайд 14Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)
основанием является характер познавательной деятельности учащихся

Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся

Слайд 15Бинарный подход (М.И. Махмутов)
основан на сочетании способов деятельности

преподавателей и учащихся
Методы обучения
Методы преподавания
- информационно-сообщающие
- объяснительные
-

инструктивно-практические
- объяснительно-побуждающие
- побуждающие

Методы учения

- исполнительные
- репродуктивные
- продуктивно-практические
- частично-поисковые
- поисковые

Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихсяМетоды обученияМетоды преподавания - информационно-сообщающие -

Слайд 16Логический подход (А.Н. Алексюк)
предусматривает логику изложения материала учителем и

логику восприятия его учащимися
Методы обучения:
- индуктивные (от частных случаев,

примеров, фактов – к обобщениям и выводам)
- дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)
Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения:- индуктивные

Слайд 17





Методы организации и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности
- перцептивные (передача и

восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и

др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Методы
стимулирования
и мотивации учения

- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

Методы контроля
и самоконтроля
в обучении

- методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен)
- методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.)
- методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы);
- методы самоконтроля

Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);- словесные (лекция,

Слайд 20Традиционные методы обучения
Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике

и являются основой организации и осуществления процесса обучения
Выделяют следующие

традиционные методы обучения:

- Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение)
- Объяснение
- Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа)
- Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические)
- Учебная дискуссия
- Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.)
- Демонстрация (показ)
- Метод иллюстраций
- Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.)
- Лабораторная работа
- Практическая работа







Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса

Слайд 21Инновационные методы обучения
Имеют следующие особенности:
- «вынужденная активность» учащихся
-

принудительная активизацию мышления и деятельности
- повышение эмоциональной включенности учащихся


- творческий характер занятий
- обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем
- формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения
Инновационные методы обученияИмеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение

Слайд 22Активные методы обучения —методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит

продуктивный, творческий, поисковый характер.
К активным методам обучения относят
-

дидактические игры,
- анализ конкретных ситуаций,
- решение проблемных задач,
- обучение по алгоритму,
- мозговую атаку,
- внеконтекстные операции с понятиями.

Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

Виды инновационных методов обучения

Активные методы обучения —методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам

Слайд 23Внеконтекстные операции с понятиями Оперирование с понятиями
Узнавание термина
Определение понятия
Раскрытие

объема и содержания понятия
Установление связей данного понятия с другим
Практическая интерпретация

понятия
Внеконтекстные операции с понятиями  Оперирование с понятиями Узнавание терминаОпределение понятияРаскрытие объема и содержания понятияУстановление связей данного

Слайд 24Методы формирования познавательного интереса
Положительные эмоции по отношению к деятельности.
Наличие познавательной

стороны этой эмоции.
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Методы формирования познавательного интересаПоложительные эмоции по отношению к деятельности.Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего

Слайд 25Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых

ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации

успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации

Слайд 26Выбор оптимального сочетания методов обучения

Выбор оптимального сочетания методов обучения

Слайд 27Критерии выбора методов обучения
Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам

обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню

подготовленности.
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Соответствие возможностям самих преподавателей

Критерии выбора методов обученияСоответствие методов принципам обучения.Соответствие целям и задачам обучения.Соответствие содержанию данной темы.Соответствие учебным возможностям обучаемым:

Слайд 28Уровни принятия решения о выборе методов обучения

Уровни принятия решения о выборе методов обучения

Слайд 29Классификация методов обучения
1. По источнику знаний
Словесные
Наглядные
Практические
2. По

характеру познавательной деятельности
Объяснительно-иллюстративный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
3. Активные и интенсивные методы
Метод дидактических

игр
Обучение по алгоритму
4. Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака
Внеконтекстные операции с понятиями






Классификация методов обучения 1. По источнику знанийСловесныеНаглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельностиОбъяснительно-иллюстративныйПроблемное изложениеЧастично-поисковыйИсследовательский 3. Активные и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика