Слайд 1Лекция 3
Магистерская диссертация
Слайд 2Диссертация
Понятие «диссертация» произошло от латинского слова dissertation, что означало
рассуждение, исследование.
Долгое время научные исследования и разработки, которые представлялись к
защите, назывались рассуждения.
Диссертация – научная работа, защищаемая автором в ученом совете для получения ученой степени (современный смысл).
Слайд 3диссертации академические издавать на всякую треть по частям, а по
прошествии года, сочинив общее предисловие и титул, собирать в один
том;
сокращения диссертаций должен сочинить сам автор, ибо он свое сочинение лучше, нежели кто другой, разумеет и не сделает остановки печатанью, не имея нужды требовать от других помощи;
все диссертации переводить на русский язык и на оном печатать. Чрез сие избежим роптания, и общество российское не останется без пользы.
«Представление в канцелярию АН об ускорении выпуска «Комментариев» Академии и о печатании всех диссертаций в русском переводе» , 3 февраля 1761 г.
М.В. Ломоносов
Слайд 4Диссертация в России
1804 г. – новый устав российских университетов
предоставили им право давать «университетские достоинства» кандидата, магистра и доктора.
1819 г. - Императорский указ «Положение о производстве в ученые степени».
1864 г. – Положение об ученых степенях.
Диссертация получила статус квалификационной научной работы, т.к. ее защита является одним из важнейших компонентов в подготовке магистров и докторов наук.
Для получения ученой степени: сдать устные и письменные экзамены, публичная защита диссертации на заседании факультета.
Слайд 5Диссертация в России
1918 г. - Декретом Совнаркома РСФСМР «О
некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших
учебных заведений Российской республики» в России были ликвидированы ученые степени и звания.
1925 г. - «Положение о порядке подготовки научных работников при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях», ставшее основой для создания аспирантуры.
1934 г. - Постановление «Об ученых степенях и званиях», которое предусматривало соискателями ученых степеней подготовку квалификационной научной работы - кандидатской или докторской диссертации.
Слайд 6Диссертация в России
1991 г. – эксперимент по переходу на
уровневую подготовку (участники: Ростовский государственный университет, Самарская государственная архитектурно-строительная академия,
Томский политехнический университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Калужский государственный педагогический институт им. К.Э Циолковского)
1992 г. – возрождение магистерского образования
2010 г. – переход всех вузов на реализацию уровневых образовательных программ бакалавриата и магистратуры
Слайд 7Диссертация в России
ВКР
Магистер-ская диссерта-ция
Кандидатская диссертация
Доктор-ская диссертация
Сложность исследуемой
проблемы
Объем текста
До 100 стр.
До 80 стр.
До 180 стр.
До 350
стр.
Слайд 9Магистерская диссертация – требования образовательного стандарта к выпускнику
Задачи профессиональной
деятельности
Анализ, систематизация и общение результатов научных исследований в сфере
науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.
Проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
Профессиональные компетенции
Способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование.
Готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.
Слайд 10Магистерская диссертация
это самостоятельная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию;
выполняется с
целью публичной защиты и получения академической степени магистра;
основная задача
автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи;
языково-стилистическое оформление материала определяется особенностями научного стиля речи, главной чертой которого является объективность;
Слайд 11Магистерская диссертация
работа научного содержания, должна иметь внутреннее единство и отображать
ход и результаты разработки выбранной темы, должна быть написана;
наполнение каждой
части магистерской диссертации определяется ее темой;
тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения;
результаты работы должны свидетельствовать о том, что ее автор способен вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.
Слайд 12Автор диссертации должен продемонстрировать
Формулировать и решать задачи, возникающие в
ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
Выбирать необходимые методы
исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.
Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.
Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.
Слайд 13Автор диссертации должен продемонстрировать
Вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий.
Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для
самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.
Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Слайд 14СОЗДАНИЕ ТЕКСТА ДИССЕРТАЦИИ
Хороший язык научной работы незаметен читателям. Заметной
должна быть только мысль.
Д.С. Лихачев
Примерная структура диссертации
Введение
Глава 1
Глава
2
Заключение
Библиография
Приложения
Слайд 15Введение диссертации
Обоснование актуальности проблемы исследования.
Формулировка;
объекта и предмета исследования;
цели
исследования;
гипотезы исследования;
задач исследования
Теоретико-методологическая основа исследования.
База:
источниковая (обязательно для сравнительных и
исторических исследований);
опытно-экспериментальная (для всех остальных)
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Апробация результатов исследования (публикации, представление на конференциях, семинарах)
Слайд 16Тема: Стандартизация образования как средство обеспечения качества образования
Объект: качество образования
(уровень школьного образования)
Предмет: стандартизация школьного образования в России, Казахстане, Украине
как средство обеспечения качества образования
Цель: выявить условия стандартизации, оказывающие влияние на обеспечение качества школьного образования
Слайд 17Заключение диссертации
Выводы о полученных результатах исследования.
Описание возможных перспектив продолжения
исследования.
Слайд 18Библиография диссертации
По алфавиту.
Последовательность:
печатные источники на русском языке;
печатные источники на
иностранном языке;
электронные источники.
Оформление библиографии и библиографических ссылок по Национальному стандарту
РФ «Диссертация и автореферат» (доступ: http://law.spbu.ru/Libraries/8eea8807-a900-4190-9d05-cd6594312a4d.sflb.ashx)
Слайд 19На зачет нужно подготовить
1. Тема исследования
2. Проблема исследования
3. Объект и
предмет исследования
4. Цель исследования
5. Гипотеза исследования
6. Задачи исследования
Слайд 20Этические нормы проведения исследования
Этические нормы проведения исследования с участием
человека регулируются Национальным стандартом РФ для добровольного применения «Услуги населению.
Надлежащая практика гуманитарных исследований»
Доступ: http://docs.cntd.ru/document/1200121949