Слайд 1«Механизм административно-правового регулирования »
Выполнила : Апалихова А.С.
Группа : ЮРД 09
– 01
Москва, 2011
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Слайд 2Административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие норм административного права на
общественные отношения с целью обеспечения на основе административно-правовых средств, прав
свобод и законных интересов физических и юридических лиц, нормального функционирования гражданского общества и государства.
Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на
социальные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.
Слайд 3Структурно данный механизм составляют следующие части:
Слайд 4Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев. Возьмем, к
примеру, Государственную Думу, Правительство и МВД Российской Федерации.
МВД посчитало необходимым назначить административную ответственность за незаконное употребление наркотиков в общественных помещениях и мест приравненных к ним. Оно обратилось в Правительство, обладающее правом законодательной инициативы. Правительство направляет на ознакомление и рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором предлагается рассмотреть соответствующую норму.
Слайд 52. Нормы административного права.
Под нормой права понимается регулирование отношений и
регулирование правил поведения, образец , установленный или санкционируемый государством, имеющий
общеобязательную силу, наделяющий субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее социальные отношения и предусматривающее в случае несоблюдения ответственность.
В нашем примере мера будет такой: «потребление наркотических препаратов без предписания врача в общественных помещениях».
Однако правоприменитель безусловно обязан знать, что такое «наркотическое средство» и что такое «общественные помещения». Необходимо официальное понимание этих понятий.
Слайд 63. Акты толкования норм административного права.
Такими актами могут быть законы,
указы Президента, Постановления Пленума Верховного Суда, Постановления Правительства и другие
официальные документы.
Но к правонарушителю данную норму необходимо применять.
Сотрудник милиции должен составить протокол, а судья (как правило) – рассмотреть дело и вынести постановление о наложении административного взыскания в отношении конкретного лица. Это постановление является актом применения нормы административного права.
Слайд 74. Акты применения норм административного права- правовой акт, содержащий индивидуальное
государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и
обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.
Между сотрудником милиции, ведущим производство по делу, судьей, рассматривающим дело, лицом, привлекаемым к административной ответственности, а также другими субъектами производства возникают административные правоотношения, которые конкретно выражаются во взаимных обязанностях и правах.
Слайд 85. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные
отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются
разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками.
Они являются последним элементом механизма, по существу, результатом административно-правового воздействия на общественные отношения.
Слайд 9Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании
поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно,
эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.
Структура административно-правовой нормы - это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Слайд 10Гипотеза – структурный элемент нормы права, формулирующий жизненные обстоятельства и условия,
наличие которых позволяет реализовать предписания, содержащиеся в норме.
Диспозиция — правило
поведения сторон, предписываемое нормой.
Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Слайд 11Классификация Административно-правовой нормы
По методу воздействия:
- обязывающие — содержат юридическое предписание действий
- уполномочивающие —наделяют правами совершать определенные юридические действия;
- запрещающие— запрещают
совершение определенных действий;
- стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств поощрения.
По форме предписания административно-правовые нормы бывают:
- императивные (категорические);
- рекомендательные;
диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).
По пределу действия в пространстве :
- федеральные или общероссийские;
- региональные, действующие в пределах субъектов РФ;
- местные, действующие в граница МО, на территории к-о они были введены;
- локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.
Слайд 12Методы государственного управления бывают прямыми и косвенными.
Методы прямого (административного) воздействия
– носят императивный характер.
По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные
(неправовые) административные методы.
По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.
Методы косвенного государственного управления – носят диспозитивный характер.
Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов (премия, льготы, з/п..).