Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ
Наталья Валерьевна Трубникова,
Д.и.н., профессор ОСГН ТПУ
Слайд 2Тема 1. Понятие менеджмента.
Роль менеджера в работе организации
1. Понятие
менеджмента.
2. Роль менеджмента в развитии человеческой цивилизации.
3. Сущность процессов
управления.
4. Субъект управления
5. Основные функции управления.
6. Роли менеджера
7. Специфика современного российского менеджмента.
Слайд 3Управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют ее
собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники
Деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации,
мотивации, контролю деятельности фирмы
Менеджмент связан с людьми
Слайд 4Менеджмент - особый тип управления предпринимательской фирмой в условиях рыночных
отношений
Деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает
планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы.
Слайд 5Менеджмент –
наука и искусство побеждать
целенаправленное воздействие на людей
использование всех
человеческих возможностей для достижения целей организации
Слайд 8Предмет науки управления – отношения между людьми, возникающие по поводу
согласования в пространстве
и во времени
производственных ресурсов
для достижения
поставленной цели.
Управление организацией — целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность работающих в ней сотрудников для достижения поставленных перед организацией целей.
Слайд 9Цель менеджмента
В научном смысле: разработка теории управления, научных подходов, принципов
и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование системы
управления
В практическом смысле: достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия
Слайд 11Какие социальные и технологические сдвиги влияли на управленческие практики в
новейшее время
Промышленный переворот (вторая половина 18-19 вв.): паровой двигатель, вулканизация
резины, железные дороги, телеграф, общенациональные рынки, фабричная система, капиталистическая конкуренция.
Слайд 12Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.): 1) конвейер,
массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров; 2) малонасыщенный рынок;
3) демпинг; 4) четкая дифференциация отраслей; 5) экономический рост при малой роли государства.
Слайд 13Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
насыщение спроса на
товары и услуги;
переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена
производственной ориентации на рыночную;
усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
государственное регулирование экономики.
Слайд 14Постиндустриальное общество (60—90-е гг. XX в.):
новое качество жизни: высокий
уровень благосостояния граждан, качество товара, индустрия досуга;
новые условия производства:
новые технические решения, значительные вложения капитала в НИОКР, увеличение неопределенности внешней среды;
растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
требования к «этике бизнеса»
Слайд 15Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
от расточительности ресурсов к
ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
рывок развития
прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.
Слайд 16В системе управления различают
субъект и объект управления
Аппарат управления
Субъект управления
.
Объект управления
Слайд 17Субъект управления - только люди (социальные элементы, сотрудники организации)
Объект управления
- люди, а также факторы, процессы, области, ситуации, имеющиеся в
организации и оказывающие влияние на неё.
Слайд 18Действия, которые осуществляет руководитель для оказания воздействия на подчинённых, отражают
динамику управленческой деятельности.
Управленческая деятельность, рассматриваемая в динамике - процесс
управления.
Процесс управления — это последовательность и комбинация действий по разработке и реализации управленческих решений.
Специфика управленческой деятельности заключается в воздействии.
Основная задача руководителя - воздействовать на подчинённых и обеспечивать достижение целей организации.
Слайд 19Взаимосвязь между субъектом и объектом осуществляется посредством управляющих воздействий и
организации обратной связи.
Слайд 20Функция управления —
конкретный вид управленческой деятельности,
соответствующая организация работы,
которая осуществляется специальными приемами и способами.
Каждая функция имеет специфический характер,
особое содержание и может осуществляться самостоятельно
Функции управления делятся на общие и конкретные
Слайд 21Общие функции менеджмента и связующие процессы
Слайд 24Типы (функционального) менеджмента по объекту управления
Слайд 26РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Обеспечивает существование на рынке
Определяют и достигаются цели
Выявляет приоритетность целей
рационально использует материальные и трудовые ресурсы
разрабатывает стратегия развития
Обеспечивает
сочетание интересов собственника,
работников и потребителей
прогнозирует и минимизирует риски
Слайд 27осуществляет стимулирование работы сотрудников
контролирует эффективность деятельности фирмы
Координирует работа всех подразделений
вырабатывает
система мероприятий для решения проблем
определяют необходимые ресурсы и источники их
обеспечения
Распределяют полномочия и ответственность за выполнение конкретных задач
Слайд 28Специфика современного российского менеджмента
Общие принципы, методы, организационные формы и технологии,
как правило, не меняются в зависимости от национальной специфики. Однако
национальные особенности- менталитет - образ жизни, психология, обычаи, привычки влияют на организационную и корпоративную культуру (образование, выносливость, долготерпение, стойкость; неумение ставить амбициозные цели, равнение на других)
исторические особенности (негативное отношение к предпринимательству и уравнительное распределение; коллективистская идеология)
Слайд 29наличие командной системы во многих организациях; подавление инициативы подчиненных
менеджеры высшего
звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента
значительная зависимость
условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителем. Имеет место бесправие наемных работников
в ситуации сотрудничества видят прежде всего конфликт интересов
Слайд 30Начальник стремится лично генерировать все решения
упор делается на осуществление функции
контроля (надзор); специфическое отношение к ошибкам
не распространено обучение сотрудников
решения
администрации подчиненными принимаются безоговорочно
подбор работников среди знакомых и родственников
законы, предписания и правила не имеют обязательного характера