Слайд 1Менеджмент организаций топливно-энергетического комплекса
Слайд 2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЭК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Слайд 3СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ В ОТРАСЛЯХ ТЭК;
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС КАК ИНСТРУМЕНТ
СОГЛАСОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РОЛЬ ТЭК В ЭКОНОМИКЕ
РОССИИ;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ТЭК РОССИИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА.
Слайд 4Топливно-энергетический комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, предприятий, установок и
сооружений, которые осуществляют добычу, производство, транспортировку, переработку, хранение и распределение
всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Слайд 5ТЭР – это сырьевые материалы и виды первичной энергии, которые
можно использовать в энергопотребляющих установках.
Подразделяются на:
возобновляемые, невозобновляемые;
сжигаемые, несжигаемые.
Слайд 7ТЭК обладает всеми чертами большой экономической системы, в частности, целостностью,
обусловленной взаимозаменяемостью процессов добычи, производства и переработки ТЭР.
Особенности энергетического хозяйства
привели к необходимости применения системного метода экономического исследования.
Слайд 8Важность оптимизационных технико-экономических расчетов в энергетике особенно велика в связи
с широкой взаимозаменяемостью отдельных энергетических установок, видов энергетической продукции и
сравнительно высокой капиталоемкостью энергоустановок.
Слайд 9Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной из них энергии
с одной стороны (приход) и объем использования их в народном
хозяйстве с другой стороны (расход) в пределах территории страны за определенное время (обычно за год) называется
топливно-энергетическим балансом страны (ТЭБ).
Слайд 10Энергетический баланс охватывает все элементы энергетического хозяйства от источника получения
первичных энергетических ресурсов до полезного использования всех видов энергии потребителями.
Термин
«энергетический баланс» означает полное количественное соответствие (равенство) для данного момента времени между расходом и приходом топлива и энергии в энергетическом хозяйстве.
Слайд 11«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства
РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р)
«Энергетическая стратегия России на период
до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р)
Слайд 12ЭС – 2020
Целевая задача энергетической политики предусматривала наиболее эффективное энергоснабжение
страны и использование ее энергетического потенциала с помощью механизмов (в
основном экономических) государственного регулирования.
Идеология, предусматривающая постепенную либерализацию рынков.
Слайд 13ЭС - 2030
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование
природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста
экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Слайд 14Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
энергетическая безопасность;
энергетическая эффективность
экономики;
бюджетная эффективность энергетики;
экологическая безопасность энергетики.
Слайд 15Основные задачи реформирования естественных монополий.
В соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
Первая задача - сокращение масштаба монополизации инфраструктур, разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных секторов.
Вторая задача - обеспечение равноправного и прозрачного доступа всех экономических субъектов к объектам естественных монополий.
Слайд 16Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые естественными монополиями.
Переход к
установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала
обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики;
направлен на стимулирование частных инвестиций в регулируемый сектор;
стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать издержки.
Слайд 17Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция — в микроэкономике, это степень владения одним холдингом
инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара
или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.
Слайд 18Вертикальная интеграция. Холдинги.
По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями
образованные в РФ после приватизации крупные нефтяные компании являются холдингами.
Холдингом признается любое акционерное общество, являющееся собственником контрольного пакета акций других АО. Большинство холдингов, сформированных на базе приватизированных предприятий, замыкается на единый технологический процесс.
Ориентация на завершенность технологического цикла «от скважины до бензоколонки» (ВИНК).
Слайд 19Газовая директива ЕС (2009/73/ЕС)
Третий энергетический пакет Евросоюза
Под «вертикально-интегрированным предприятием» в
газовом секторе понимается предприятие или группа предприятий, в которых одни
и те же лица вправе прямо или косвенно осуществлять контроль и в которых предприятие или группа предприятий выполняет одну из функций транспортировки, распределения, СПГ или хранения и по меньшей мере одну из функций производства или поставки природного газа.
Слайд 20ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВЕННОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОТРАСЛЯМИ ТЭК:
•
обеспечение энергетической безопасности;
• монопольный характер сетевых энергетических систем;
• масштабное
влияние развития отраслей ТЭК на экономику страны;
• оптимальное использование ресурсов страны;
• получение соответствующей доли ренты;
• защита окружающей среды;
• крупные масштабы инвестиций в проекты развития отраслей ТЭК.
Слайд 21Результаты реализации ЭС-2020
Осуществлена реформа электроэнергетики, происходят либерализация рынка
электроэнергии и реформа атомной энергетики, созданы более благоприятные налоговые условия
в нефтегазовом комплексе, стимулируется развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивается биржевая торговля энергоресурсами, устраняются избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний. Активно реализуются инфраструктурные проекты, являющиеся основой развития отечественной энергетики.
Слайд 22ЭС -2020
Определены основные механизмы реализации стратегии – это формирование
рациональной рыночной среды, поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов, техническое регулирование.
Государственное
управление отраслями ТЭК в основном осуществляется путем оптимального сочетания инвестиционного, ценового (тарифного), налогового, таможенного и антимонопольного регулирования.
Слайд 23ЭС – 2030
Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
энергетическая
безопасность;
энергетическая эффективность экономики;
бюджетная эффективность энергетики;
экологическая безопасность энергетики.