Слайд 1Методическая система обучения математике
Слайд 2План:
1. Характеристика методики математики.
1.1. история развития МОМ;
1.2.предмет, объект и содержание
МОМ.
2. Понятие и структура методической системы обучения математике
Слайд 3«Математика»
mathema - «познание», «наука»
Слайд 4Периоды развития математики
– период зарождения математики
(до VI – V
в.в. до н.э.);
– период элементарной математики
(до XVII в);
– период математики
переменных величин
(с XVII в. до середины XIX в.);
– период математики переменных отношений
(с середины XIX в.).
Слайд 6Периоды развития математического образования
период создания первых светских школ
(1700 –
1800 гг.) ;
период становления светского школьного образования (1800 – 1860
гг.);
период массового среднего образования и широкого обсуждения проблем методики преподавания математики (1860-1900 гг.);
период всероссийских съездов преподавателей математики (1900 – 1917 гг.);
период становления послереволюционной школы
(1918 – 1932 гг.);
период совершенствования общеобразовательной школы
(с 1932 г.)
период реформы школьного математического образования
(1965-1984 гг.)
Слайд 7Основные тенденции:
гуманизации образования;
гуманитаризации образования;
демократизации образования;
дифференциации обучения.
Слайд 8Современная методика обучения
модернизация содержания математического образования (МШ № 1,
2000);
совершенствование структуры школьного курса математики;
совершенствование методов, средств и форм обучения;
развитие
творческих способностей учащихся;
формирование устойчивого интереса к математике.
Слайд 9Методика обучения математики – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике
на определенном уровне ее развития в соответствии с целями обучения,
поставленные обществом.
Слайд 10Объект МОМ – процесс обучения математике в школе.
Предмет МОМ –
служит система целей, содержание, средств, форм и методов обучения, обеспечивающих
математическое образование учащихся, а также процесс обучения математике.
Слайд 12Для чего? (Зачем?)
Что? Чему?
Как?
Слайд 15Компоненты методической системы
«обучение математике»:
целостную структуру личности и закономерности ее
развития,
цели математического образования,
математическое содержание,
методы,
средства,
формы обучения.
Слайд 16Компоненты методической системы
«обучение математике»:
целостную структуру личности и закономерности ее
развития,
цели математического образования,
математическое содержание,
методы,
средства,
формы обучения.
Слайд 17Компоненты методической системы
«обучение математике»:
целостную структуру личности и закономерности ее
развития,
цели математического образования,
математическое содержание,
технология обучения (методы, средства,
формы обучения).
Слайд 18Значение математического образования
математическое образование необходимо каждому человеку ввиду технического прогресса;
математическое
образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, в
частности, оно выступает средством развития логического мышления (умение анализировать, классифицировать, выдвигать гипотезы и т.д.);
средствами математики развивается воображение, пространственное представление, интуицию;
средствами математики происходит эстетическое воспитание;
развитие практических навыков (расчеты, работа с графиками и диаграммами и т.д.).
Слайд 19Цели обучения математике в школе:
воспитание личности в процессе освоения математики,
математической деятельности, интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для
математической деятельности и необходимых для жизни в обществе;
овладение конкретными математическим знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Слайд 20Цели обучения математике в школе:
дидактические (общеобразовательные),
воспитательные,
развивающие.
Слайд 21Дидактические (общеобразовательные)
передать учащимся определенную систему знаний, формировать умения для их
применения в практической деятельности;
помочь учащимся овладеть математическими методами познания реальной
действительности;
научить устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами (четкость, лаконичность, простота, ясность, полнота);
помочь учащимся овладеть минимумом математических сведений, нужных для того, чтобы применять имеющиеся у них ЗУН для активной познавательной деятельности в процессе обучения и самообразования.
Слайд 22Развивающая цель:
развитие математического мышления (свободно оперировать математическими категориями, терминами –
алгоритм, теорема, понятие, определение, формула, закон);
развитие различных видов мышления (понятийного,
логического, пространственного, алгоритмического, операционного, критического, системного и т.д.). В первую очередь логического мышления (умение анализировать (вопрос), обобщать, сравнивать, умение выделить необходимые и достаточные условия, умение решать задачи);
развитие геометрической интуиции и пространственного воображения, представления;
развитие продуктивного (творческого, нестандартного) мышления.
Слайд 23Воспитательные цели:
формирование научного мировоззрения (через содержание);
воспитание интереса к математике;
воспитание свойств
ума и характера (сообразительность, настойчивость, самостоятельность, дисциплина и др.).
Слайд 24начальная школа
старшая школа
основная школа
1-4 классы – математика;
5-6 классы – математика;
7-9 классы – алгебра, геометрия;
10-11 классы – алгебра и начала
анализа, геометрия
или математики и информатика.
Слайд 25Подходы к построению курса математики:
базовый курс;
интегрированный курс (математика и информатика);
профильный
курс.
Слайд 26Структура содержания математического образования
знания о человеке, обществе, технике, мышлении и
способах деятельности (знания - результат);
опыт осуществления коммуникативной, умственной, физической и
трудовой деятельности, обеспечивающий формирование интеллектуальных, трудовых и др. умений и навыков (представляется в форме умений действовать по образцу);
опыт творческой поисковой деятельности (представляется в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях);
опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и ее объектам.
Слайд 27Разделы ШКМ
«Арифметика»,
«Алгебра»,
«Геометрия»,
«Математический анализ»,
«Вероятность и статистика».
Слайд 28Ядро ШКМ
числовая линия;
линия выражений и тождественных преобразований,
функциональная линия,
линия уравнений и неравенств,
линия геометрических фигур,
векторно-координатная линия,
линия
геометрических преобразований.
Слайд 29Педагогическая технология
есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной
и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса
с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Слайд 30Педагогические технологии
методы,
формы обучения ,
средства.
Слайд 31метод обучения
– упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством
которых реализуются цели обучения и воспитания.
Слайд 32метод обучения
цель,
систему действий,
средства обучения,
намеченный результат.
Слайд 33Форма обучения
– виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности
школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями
и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.
Слайд 34Форма обучения
внешние формы
формы процесса обучения математике.
внутренние формы
формы организации деятельности учащихся на уроке.
Слайд 35Классификация форм обучения
индивидуальная форма
(учитель работает с одним учеником);
парная
форма
(взаимодействие между двумя учениками, например, взаимоконтроль, пары сменного состава);
групповая
форма
(работа в группе);
коллективная форма
(занятия с целостным коллективом под руководством или самостоятельно).