Слайд 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ
ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Выполнил: учитель – дефектолог МБОУ
СОШ № 12 города Смоленска Кирсанова Н. С
Слайд 2 Проведенные обследования зрения показали, что в
общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную
патологию разной степени выраженности. Часто глазная патология впервые выявляется при поступлении ребенка в 1-й класс. Основным видом помощи обучающимся в общеобразовательных учреждениях детям является очковая коррекция. Однако эта мера не решает проблемы. В связи с этим назрела необходимость открытия коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 3 В эти классы могут приниматься слабовидящие дети
с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем
глазу с переносимой коррекцией. При этом учитываются состояние других зрительных функций, форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или частично рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в эти классы могут быть приняты дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (0,4), для продолжения лечения зрения.
Слайд 4 Основной целью коррекционных классов общеобразовательных учреждений
является обеспечение полноценного образования обучающихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической,
медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения.
Слайд 5 В данных классах решаются следующие задачи:
1)
психолого-диагностическое изучение обучающихся;
2) специальное педагогическое изучение;
3) разработка
форм взаимодействия коллектива специалистов (тифлопедагога, логопеда, дефектолога, врача);
4) разработка индивидуальных коррекционных программ специалистами;
5) организация образовательного процесса;
6) анализ полученных результатов работы по интеграции обучающихся в традиционные формы обучения.
Слайд 6 Коррекционная работа строится с учетом того, что
ребенок с нарушениями зрения должен обучаться в комфортном психологическом климате,
все учебные предметы должны иметь коррекционную направленность. А также необходимо учитывать комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития.
Слайд 7 Подобная работа должна носить общеразвивающий характер:
повышать уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригировать зрительно-моторные
и оптико-пространственные нарушения общей и мелкой моторики и т.п.
Слайд 8 Основными методическими принципами построения содержания учебного материала
в классах для обучающихся с нарушениями зрения могут быть:
1)
усиление роли практической направленности изучаемого материала;
2) опора на жизненный опыт ребенка;
3) соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
4) введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование значимых для школы функций, необходимых при решении учебных задач.
Слайд 9 Основным принципом учебного процесса в классах с
нарушениями зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на
слуховой анализатор в сочетании с большей физической активностью.
Слайд 10 Использование технических средств обучения (ТСО) значительно повышает
наглядность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, привлекает
интерес и облегчает восприятие. Однако важно сохранить устойчивый уровень работоспособности учащихся на протяжении всего урока, в связи с чем рекомендуется использовать просмотр диафильмов, диапозитивов в 1 - 2-х классах - 7 - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин.; просмотр кинофильмов - 15 - 20 мин., телепередач в 1 - 2-х классах - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин.
Слайд 11 Перед учителями классов охраны зрения ставятся следующие
задачи:
Учебно-физкультурные, оздоровительные мероприятия в классах проводятся по принципу ограничения зрительного
напряжения и усиления слуховой нагрузки;
Трудовое воспитание у детей с близорукостью не должно сопровождаться длительностью зрительной нагрузки (лепка, рисование);
Слайд 123) Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые
столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся
косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
4) Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки.
Слайд 135) Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков;
6) Ограничить просмотр
телепередач до 30 минут;
7) Проводить беседы с родителями о режиме
отдыха и занятий детей дома;
Каждый учитель, а также родители должны знать и выполнять все рекомендации врача-офтальмолога.