Разделы презентаций


Методика формирования понятий на уроках истории

Содержание

Основные виды теоретического содержанияЗакономерностиИсторическогоРазвитияобъектовИсторические понятияПричинно-следственные связи, сущность исторических объектовОбобщенные характеристики исторических объектов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика формирования понятий на уроках истории

Методика формирования понятий на уроках истории

Слайд 2Основные виды теоретического содержания
Закономерности
Исторического
Развития
объектов
Исторические понятия
Причинно-следственные связи, сущность исторических объектов
Обобщенные характеристики

исторических объектов

Основные виды теоретического содержанияЗакономерностиИсторическогоРазвитияобъектовИсторические понятияПричинно-следственные связи, сущность исторических объектовОбобщенные характеристики исторических объектов

Слайд 3Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоретическому компоненту содержания

учебного исторического материала. Процесс их формирования всегда являлся важной частью

школьного обучения, по­скольку в понятиях историки видели и видят «стержень» системы научных знаний. 
Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоретическому компоненту содержания учебного исторического материала. Процесс их формирования всегда

Слайд 4Универсальные учебные действия также формируются в процессе работы над понятийным аппаратом. Федеральный

государственный стандарт образования, историко-культурный стандарт, форма рабочих программ уделяет особое

внимание изучению понятий. В каждой рабочей программе есть отдельная графа, куда выносятся понятия данной темы для обязательного усвоения. Это тот минимум знаний, который учащиеся должны обязательно иметь. «Терминологическая неграмотность» приводит к тому, что ученик не понимает предмет и теряет к нему интерес. . Многие понятия очень сложны для понимания и запоминания. Таким образом, особую актуальность в изучении предмета «история» приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления- мышления, которое лежит в основе всех других видов мышлений. 
Универсальные учебные действия также формируются в процессе работы над понятийным аппаратом. Федеральный государственный стандарт образования, историко-культурный стандарт, форма рабочих

Слайд 5Историческое понятие

форма мышления, предполагающая определение сущности и свойств

исторических объектов на основе обобщения их ведущих признаков

Историческое понятие форма мышления, предполагающая определение сущности и свойств исторических объектов на основе обобщения их ведущих признаков

Слайд 6Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, четко представлять себе

их структуру.
Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где под термином понимается

слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением - краткое или развернутое перечисление признаков в их иерархической последовательности: родовые, видовые и дополнительные.
Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, четко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где

Слайд 7Сложность проблемы формирования исторических понятий определяются особой сложностью самих исторических

понятий, подлежащих усвоению учащимися, их исключительным обилием и многообразием. Дело

осложняется и тем, что пути, приемы и методы формирования различных исторических понятий различны и многообразны. Они варьируются в зависимости не только от возраста учащихся, но и от того, в связи с каким историческим материалом, на какой фактической основе в том или другом случае формируется одно и то же понятие.
Сложность проблемы формирования исторических понятий определяются особой сложностью самих исторических понятий, подлежащих усвоению учащимися, их исключительным обилием

Слайд 8Для рассмотрения методики формирования исторических понятий в школьном обучении истории

необходимо расчленить проблему на ряд вопросов:

с какими видами исторических понятий

встречаются школьники в курсе истории;
к какой степенью глубины и точности раскрываются школьникам исторические понятия различной сложности;
каковы приемы и средства раскрытия основных исторических понятий;
как осуществляется развитие и обогащение исторических понятий;
какое значение имеет овладение историческими понятиями в познании учащимися исторического процесса?

Для рассмотрения методики формирования исторических понятий в школьном обучении истории необходимо расчленить проблему на ряд вопросов: с

Слайд 9Классификация исторических понятий
на основе степени и широте обобщения
(по Н.А.

Андреевской; А. А. Вагину)

Классификация исторических понятийна основе степени и широте обобщения (по Н.А. Андреевской; А. А. Вагину)

Слайд 10Классификация исторических понятий
на основе содержания исторического материала
(по Л.В.Петровой).

Классификация исторических понятийна основе содержания исторического материала(по Л.В.Петровой).

Слайд 11Классификация исторических понятий
на объему и времени действия
(по Г. В. Клоковой).

Классификация исторических понятийна объему и времени действия(по Г. В. Клоковой).

Слайд 12Педагогический опыт свидетельствует, что для целенаправленного формирования общеисторических понятий учителю

необходимо определить:
– место первоначального введения понятия в курсе истории,

то есть, при изучении какой темы урока впервые употребляется новое понятие. Для этого при составлении тематического планирования следует выделять новые понятия урочных тем;
– с какой глубиной, на основе каких знаний и фактов будет раскрыто новое понятие в момент его введения;
– как в этот момент будет сформулировано определение понятия;
– какие новые признаки понятия и где именно будут раскрыты при последующем изучении материала;
– как и где нужно раскрыть связи нового понятия с другими понятими курса;
– каким новым конкретно-историческим содержанием должно «наполняться» введенное понятие в ходе последующей работы;
– где будет осуществляться обобщение знаний учащихся о данном понятии;
– на каких уроках и при изучении, какого материала можно обу­чать школьников применению полученного понятийного знания.
Педагогический опыт свидетельствует, что для целенаправленного формирования общеисторических понятий учителю необходимо определить: – место первоначального введения понятия

Слайд 13Система работы с понятиями на уроках истории
Отбор понятий
учителем
к

уроку истории
Запись понятий
На доске
Определение
понятий
Объяснение
терминов
Словарная работа
На каждом уроке

Система работы с понятиями на уроках историиОтбор понятий учителем к уроку историиЗапись понятийНа доскеОпределение понятийОбъяснение терминовСловарная работаНа

Слайд 14пути формирования исторических понятий:
А) Формирование понятия путем простого описания изучаемого

явления или краткого рассказа о нем и закрепления содержания понятия

новым термином.
Пример: формирование понятия «мотыжное земледелие» в курсе древней истории. Описание: «Мужчины топорами расчищали от кустарников участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зерна в землю. Такое земледелие называется мотыжным».

пути формирования исторических понятий:А) Формирование понятия путем простого описания изучаемого явления или краткого рассказа о нем и

Слайд 15Б) Формирование понятия путем перечисления явлений, охватываемых данным понятием.
Пример: Понятие

«культура». 1. В младших классах трактовка: письменность, наука, искусство. 2.

На материале древней Греции это первоначальное, приблизительное понятие обогащается, уточняется, конкретизируется включением новых явлений. 3. В старших классах учащимся дается определение культура близкое к научному.

Б) Формирование понятия путем перечисления явлений, охватываемых данным понятием.Пример: Понятие «культура». 1. В младших классах трактовка: письменность,

Слайд 16В) Формирование понятия путем примера – один из простейших способов. Так,

понятие «оппозиционная партия» мы поясняем путем примера из парламентской борьбы

в Англии 19 века.
В) Формирование понятия путем примера – один из простейших способов. Так, понятие «оппозиционная партия» мы поясняем путем примера

Слайд 17Г) В иных случаях достаточно сжатого объяснения нового понятия. Пример: «Так

как результаты переписи податного населения (крестьян, посадских – тех, кто

платил подушную) оказались крайне неточными, правительство Петра I назначило проверку, ревизию, этих сведений о количестве населения. С этих пор переписи податного населения стали называться ревизиями, а сведения, которые сообщали, сказывали помещики о числе имевшихся у них крепостных душ мужского пола, - ревизскими сказками.
Г) В иных случаях достаточно сжатого объяснения нового понятия. Пример: «Так как результаты переписи податного населения (крестьян, посадских

Слайд 18Д) Новые исторические понятия могут быть введены попутно с изложением

новых для учащихся исторических явлений, затем уточнены в ходе их

разбора и обобщения и закреплены термином.

Д) Новые исторические понятия могут быть введены попутно с изложением новых для учащихся исторических явлений, затем уточнены

Слайд 19Примером такого задания-упражнения при формировании понятия «мануфактура» может быть сравнение

мануфактуры с ремесленной мастерской по общему плану в форме сравнительной

таблицы:
Примером такого задания-упражнения при формировании понятия «мануфактура» может быть сравнение мануфактуры с ремесленной мастерской по общему плану

Слайд 20
Например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть:

фараон – царь, пирамида — гробница, индульгенция – грамота, воеводство

– область и т.д.

Вопросы и задания на усвоение и закрепление, проверку и применение понятийных знаний:

Например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть: фараон – царь, пирамида — гробница, индульгенция

Слайд 21Вставьте пропущенные буквы и объясните смысл

понятия: а...тономия, м…нархия, ф...р...он, сув...р...нитет и др.).

Вставьте пропущенные  буквы  и  объясните  смысл  понятия: а...тономия, м…нархия, ф...р...он, сув...р...нитет и

Слайд 22Учащимся младшего и среднего школьного возраста могут быть предложены

задания по составлению связных предложений или рассказов со словами.
Примеры:

– составьте предложения со словами: дворяне, помещики, зависимые крестьяне, барщина, оброк»;
– составьте рассказ со словами: народное собрание, Совет 500, граждане, афинская демократия, Перикл».
Учащимся младшего и среднего школьного возраста могут быть предложены  задания по составлению связных предложений или рассказов

Слайд 23Задания с игровыми элементами:
Пример 1: объясните ошибки, допущенные при

объяснении следующих понятий:
– «Сенатом называлось то место, где заседали

сенаторы»;
– «Мануфактура - это объединение (владельцев мастерских для извлечения большей прибыли».

Пример 2: Выберите то значение, в котором эти слова употреблялись в изучаемую эпоху (древний мир, средние века):
Цех – а) производственное подразделение промышленного предприятия;
б) объединения ремесленников одной специальности;
шедевр – а) генеальное произведение искусства;
б) образцовое изделие для экзамена на звание мастера;
педагог – а) школьный учитель;
б) раб, сопровождающий детей в школу;
Задания с игровыми элементами: Пример 1: объясните ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий: – «Сенатом называлось то

Слайд 24С помощью кроссвордов можно проверить понятийные знания

С помощью кроссвордов можно проверить понятийные знания

Слайд 25Верховный собственник земли в средние века.
Человек, являющийся полной собственностью своего

господина.
Представитель класса феодалов.
Участок земли, на котором крепостной крестьянин ведет свое

хозяйство.
Воин, вооруженный луком и стрелами.
Участник завоевательных походов на Восток в XI—XIII веках.
Организация ремесленников одной специальности.
Здание, где совершаются религиозные обряды.
Предприятие, где есть разделение труда, но труд остается ручным.
Наука, начало которой было положено арабскими учеными.
Человек, стоящий во главе монастыря.
Военное состязание рыцарей.
Государство, в котором верховная власть принадлежит выбранным.
Лженаука, утверждающая, что по звездам можно определить будущее.

ВОПРОСЫ

Верховный собственник земли в средние века.Человек, являющийся полной собственностью своего господина.Представитель класса феодалов.Участок земли, на котором крепостной

Слайд 26Распространенным приемом работы с понятиями является составление сравнительных таблиц для

сопоставления признаков однородных понятий.
Пример :Основные категории населения Древнего

Рима
Распространенным приемом работы с понятиями является составление сравнительных таблиц для сопоставления признаков однородных понятий. Пример :Основные категории

Слайд 27Задания на подтверждение признаков понятий конкретными историческими фактами

Пример 1:

Выберете правильный ответ и обоснуйте его выбор фактами:

Какой по форме

правления была Россия во второй половине XVII века:

- сословно-представительной монархией;
- конституционной монархией;
- абсолютной монархией;
- находилось в состоянии перехода от сословно-представительской к абсолютной монархии.
Для подбора аргументов в помощь ученикам – перечень фактов из российской истории XVII века:

- сокращение роли Земских соборов;
- церковный раскол;
- появление полков нового типа;
- изменение царского титула;
- складывание всероссийского рынка;
- появление Приказа тайных дел;
- развитие связей с Западной Европой;
- развитие приказной системы;
- подавление народных восстаний;
- отмена местничества;
- успехи во внешней политике;
- Принятие соборного Уложения;
- развитие казенных мануфактур.
Задания на подтверждение признаков понятий конкретными историческими фактами Пример 1: Выберете правильный ответ и обоснуйте его выбор

Слайд 28Пример 2. Докажите фактами, что в России в первой половине

XIX в. начался промышленный переворот.

Пример 2. Докажите фактами, что в России в первой половине XIX в. начался промышленный переворот.

Слайд 29Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.
Например: анархизм (греч.

An – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного

устройства общества.

Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) –

Слайд 30Развивающие значение имеют задания на установление взаимосвязи понятий.
Пример 1. Составьте

смысловые пары из предложенных понятий: суд, земство, издольщина, реорганизация, присяжный

заседатель, самоуправление, испольщина, художники, реформа, передвижники.
Пример 2. Сопоставьте предложенные понятия, найдите в них общее и различное:
Смерды – холопы
Закупы – рядовичи
Бояре – дворяне
Вотчина – поместье
Барщина – оброк

Развивающие значение имеют задания на установление взаимосвязи понятий. Пример 1. Составьте смысловые пары из предложенных понятий: суд,

Слайд 31Пример 3. Применительно к указанным терминам подберите противоположные по значению

понятия:
Демократия –
Продразверстка –
Революция –
Товарное хозяйство –
Реформатор –

Пример 3. Применительно к указанным терминам подберите противоположные по значению понятия:Демократия –Продразверстка –Революция –Товарное хозяйство –Реформатор –

Слайд 32Словарная работа
Виды словарных заданий
Подобрать к историческому термину родственные слова (крепостной,

крепость).
Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений (барин,

получить ярлык).
Классифицировать исторические термины (выписать из учебника новые слова, относящиеся к культуре, распределив их по разделам: образование, литература, архитектура, живопись).
Различить сходные термины и объяснить это различие (воссоединение, присоединение, объединение).

Словарная работаВиды словарных заданийПодобрать к историческому термину родственные слова (крепостной, крепость).Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов

Слайд 33Алгоритм определения понятий (В.О. Пунский)
Найдите более
общее(родовое)
понятие
Установи
отличительный
(видовой)
признак
Составь из этих
элементов
Формулировку


определения

Алгоритм определения понятий (В.О. Пунский)Найдите болееобщее(родовое)понятиеУстанови отличительный (видовой)признакСоставь из этихэлементовФормулировку определения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика