Слайд 1
Методология и методы научного исследования
Слайд 2Наука
– это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности
Функции
науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности на основе открываемых ею законов и закономерностей
Объект науки (исследования): выделенная по некоторым правилам часть мира, существующая независимо от сознания субъекта, противостоящая ему в его познавательной и предметно-практической деятельности
Предмет науки (исследования): это научные знания о выбранном объекте или о той его стороне, которая рассматривается данной наукой (исследованием)
Слайд 3Критерии научности теорий:
Верифицируемость (или верификация) — это понятие методологии науки, которое характеризует возможность
установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различаются непосредственная верифицируемость, связанная с возможностью прямой
проверки утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента, или утверждений, фиксирующих зависимости между этими данными и их обобщения, и косвенная верифицируемость, основанная на установлении логических отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифицируемыми утверждениями.
Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.
Слайд 4Критерии научности
– это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых
знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания
Слайд 5Признаки научного знания
Истинность - соответствие знания познаваемому предмету.
В условиях
научного знания не просто сообщается об истинности того или иного
содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истинно.
Рациональность - это совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Наука опирается на логику, а её аргументация обращена к разуму людей.
Методичность - научные проблемы решаются на основе метода, то есть, разработанных и обоснованных правил исследования.
Интерсубъективность - выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания. В силу объективности и логической обоснованности, знание приобретает независимый от индивида характер, становится интерсубъективным, общезначимым.
Системность - в основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
Слайд 6Научное исследование
Научное исследование является способом достижения научных знаний
Научное исследование
– это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы
понятий, законов и теорий
Научное исследование характеризуется систематичностью, наличием отработанного механизма получения новых знаний, теоретичностью и рациональностью знаний
Слайд 7Виды научного исследования
I. Исследования по характеру делятся на:
Фундаментальное
исследование (для производства новых знаний независимо от перспектив их применения)
Прикладное
исследование (направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач)
Монодисциплинарное исследование (проводится в рамках отдельной науки)
Междисциплинарное исследование (требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин)
Комплексное исследование (проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности)
Однофакторное или аналитическое исследование (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности)
Слайд 8Виды научного исследования
II. Исследования по цели делятся на:
Поисковое исследование (направлено
на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных
задач)
Критическое исследование (проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность)
Уточняющее исследование (это самый распространённый вид исследований, их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности; обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика)
Воспроизводящее исследование (его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов)
Слайд 9Этапы проведения исследования
I. Подготовительный этап
Постановка проблемы.
Выдвижение гипотезы.
Планирование
исследования.
II. Основной этап
Сбор данных.
III. Заключительный
этап
Обработка данных.
Интерпретация результатов.
Выводы и включение результатов в систему знаний.
Слайд 10Характеристика этапов
На первом этапе формулируются цели и задачи исследования, производится
ориентация в совокупности знаний в данной области, составляется программа действий,
решаются организационные, материальные и финансовые вопросы.
На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: ученый с помощью специальных методов вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом и производит сбор данных о нем. Именно этот этап обычно в наибольшей степени отражает специфику исследования: изучаемую реальность в виде исследуемых объекта и предмета, область знаний, вид исследования, методическое оснащение.
На заключительном этапе производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний.
Слайд 11Психолого-педагогическое исследование
– это процесс формирования новых психолого-педагогических знаний, вид познавательной
деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Вернее
всего психолого-педагогическое исследование определяется как педагогическое исследование с использованием психологических знаний и методов.