Разделы презентаций


методология научного исследования. Теория и практика создания научного текста

Содержание

Лекция 1. Основные характеристики научной деятельности. Этапы научного исследования и их содержание1. Критерии научного знания. 2. Характеристики и принципы научной деятельности. 3. Понятие научного исследования, его основные особенности. 4. Этапы научного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1методология научного исследования. Теория и практика создания научного текста
Автор-составитель: к.ф.н.,

доцент Чернышева Елена Николаевна
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин (ком. 257)
ENChernysheva@pushkin.institute

методология научного исследования. Теория и практика создания научного текстаАвтор-составитель: к.ф.н., доцент Чернышева Елена НиколаевнаКафедра социально-гуманитарных дисциплин (ком.

Слайд 2Лекция 1. Основные характеристики научной деятельности. Этапы научного исследования и

их содержание
1. Критерии научного знания.
2. Характеристики и принципы научной

деятельности.
3. Понятие научного исследования, его основные особенности.
4. Этапы научного исследования.
Лекция 1. Основные характеристики научной деятельности. Этапы научного исследования и их содержание1. Критерии научного знания. 2. Характеристики

Слайд 3Что такое наука?
1. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная

на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении

и познании окружающего мира.
2. Наука – это результат такой деятельности – система полученных научных знаний.
3. Наука – одна из форм общественного сознания, социальный институт – система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, включает также систему научной информации, норм и ценностей науки.

Что такое наука?1. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о

Слайд 4Цели науки
1. Получение знаний об объективном и субъективном мире
2. Постижение

объективной истины

Цели науки1. Получение знаний об объективном и субъективном мире2. Постижение объективной истины

Слайд 5Критерии научного знания
1. рациональность
2. истинность
3. объективность

4. системность
5. доказательность

Критерии научного знания1. рациональность2. истинность3. объективность…4. системность5. доказательность

Слайд 6Функции науки
1. объяснить
2. предсказать


Функции науки 1. объяснить2. предсказать

Слайд 7Научное исследование
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают

в виде системы понятий, законов и теорий.
Отличительные признаки:
1. это обязательно

целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
2. это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
3. оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;
4. ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Научное исследованиеНаучное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.Отличительные

Слайд 8Два уровня научного исследования
1. эмпирический: цель – получение и первичная

обработка исходного фактического материала (факты)
2. теоретический: цель – глубокий анализ

фактов, проникновение в сущность исследуемых явлений, познание и формулирование в качественной и количественной форме законов, то есть объяснение явлений (проблема, гипотеза, теория)
Два уровня научного исследования1. эмпирический: цель – получение и первичная обработка исходного фактического материала (факты)2. теоретический: цель

Слайд 9Что такое научный факт?
ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся)

– 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в

противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.
В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Что такое научный факт?ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат;

Слайд 10Требования к научному факту
ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в

которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие составляет объективную основу

факта. Субъективной его стороной является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. Научный факт должен удовлетворять следующим требованиям:
1) отнесённость к определенной предметной области науки;
2) содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события;
3) усреднённость результатов наблюдений и измерений;
4) воспроизводимость в научной деятельности других исследователей;
5) соотнесённость с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов.
Требования к научному фактуФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие

Слайд 11Основные этапы научного исследования
Замысел исследования – это основная идея, которая

связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования,

его этапы.

Основные этапы научного исследованияЗамысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет

Слайд 12Первый этап научного исследования
1. выбор проблемы и темы
2. определение объекта

и предмета
3. определение целей и задач
4. разработка гипотезы

Первый этап научного исследования1. выбор проблемы и темы2. определение объекта и предмета3. определение целей и задач4. разработка

Слайд 13Проблема и тема исследования
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто

неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема – в ней

отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Проблема и тема исследованияПроблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.Тема

Слайд 14Объект и предмет исследования
Объект – это совокупность связей, отношений и

свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит

источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Объект и предмет исследованияОбъект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и

Слайд 15Что такое проблема?
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении

задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.
Проблемы бывают:

1. развитыми
2. неразвитыми
Что такое проблема?Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны

Слайд 16Что такое неразвитая проблема?
Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется

чертами:
нестандартная задача;
задача возникла на базе определенного знания как закономерный результат

процесса познания;
задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании;
задача, путей решения которой не видно.
Что такое неразвитая проблема?Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется чертами:нестандартная задача;задача возникла на базе определенного знания

Слайд 17Что такое развитая проблема?
Если есть более или менее конкретные указания

на пути решения, проблема называется развитой.
Развитая проблема – это

знание о некотором знании, дополненное более или менее конкретным указание путей устранения этого незнания.
Что такое развитая проблема?Если есть более или менее конкретные указания на пути решения, проблема называется развитой. Развитая

Слайд 18Что такое гипотеза?
Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами.
2 смысла

гипотезы:
1) особого рода знание – обоснованное предположение о причинах явления
2)

особый процесс развития знания – сложный процесс познания, выдвижения предположения, обоснования, доказательства или опровержения.

Что такое гипотеза?Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами.	2 смысла гипотезы:1) особого рода знание – обоснованное предположение

Слайд 19Требования, предъявляемые к гипотезе
Предположение должно быть логически непротиворечивым и не

должно противоречить фундаментальным положениям науки.
Предположение должно быть принципиально проверяемым.
Предположение не

должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено
Предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений.
Требования, предъявляемые к гипотезеПредположение должно быть логически непротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки.Предположение должно быть

Слайд 20Второй этап научного исследования
1. выбор методов и разработка методики исследования
2.

проверка гипотезы
3. непосредственно исследование
4. формулирование предварительных выводов, их апробирование, уточнение
5.

обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций
Второй этап научного исследования1. выбор методов и разработка методики исследования2. проверка гипотезы3. непосредственно исследование4. формулирование предварительных выводов,

Слайд 21Что такое теория?
Теория – это достоверное знание об определенной области

действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснить

и предсказать явления из данной области.
Принимая достоверность (обоснованность) за отличительную черту теории, мы стремимся отделить этот вид знания от гипотезы.

Что такое теория?Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений

Слайд 22Что такое методика?
Методика – совокупность приемов, способов исследования, порядок их

применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Что такое методика?Методика – совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью

Слайд 23Общая структура методики исследования
1. теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой

строится вся методика
2. исследуемые явления, процессы, признаки, параметры
3. субординационные и

координационные связи и взаимосвязи между ними
4. совокупность применяемых методов, их субординация и координация
5. порядок применения методов и методологических приемов
6. последовательность и техника обобщения результатов исследования
7. состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла

Общая структура методики исследования1. теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика2. исследуемые явления, процессы, признаки,

Слайд 24Третий этап научного исследования
1. внедрение полученных результатов в практику
2. литературное

оформление исследовательской работы

Третий этап научного исследования1. внедрение полученных результатов в практику2. литературное оформление исследовательской работы

Слайд 25Лекция 2. Средства и методы научного исследования и их специфика

в социально-гуманитарном познании
1. Понятие метода.
2. Основные классификации методов исследования.


3. Специфика социально-гуманитарного исследования.
4. Методы исследования в социально-гуманитарных дисциплинах.
Лекция 2. Средства и методы научного исследования и их специфика в социально-гуманитарном познании1. Понятие метода. 2. Основные

Слайд 26Основные средства научно-теоретического исследования
1. совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и

сведенных в единую систему;
2. совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных

между собой и образующих характерный язык науки
Основные средства научно-теоретического исследования1. совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;2. совокупность понятий, строго

Слайд 27Что такое Метод?
Метод - это совокупность приемов или операций практической

или теоретической деятельности.
Методы научного познания включают так называемые всеобщие

методы, то есть общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук.
Что такое Метод?Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Методы научного познания включают

Слайд 28Что такое методология?
В широком смысле:
Методология – система научных принципов

и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а

также – учение об этой системе.
Что такое методология? В широком смысле:Методология – система научных принципов и способов организации и построения теоретической и

Слайд 29Что такое научная методология?
Методология науки
1. дает характеристику компонентов научного

исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств, необходимых для решения

задач исследования,
2. а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи.
Что такое научная методология?Методология науки 1. дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств,

Слайд 304 уровня методологии
1. Философская методология
2. Общенаучная методология
3. Конкретно-научная методология
4. Методология

данного конкретного исследования

4 уровня методологии1. Философская методология2. Общенаучная методология3. Конкретно-научная методология4. Методология данного конкретного исследования

Слайд 31Философская методология
Метафизический метод – вещи и явления рассматриваются изолировано, отдельно,

независимо друг от друга (простое, единое, целостное)
Диалектический метод:
1. законы диалектики
2.

объект исследования – объективная реальность
3. вещи и явления рассматриваются всесторонне, во взаимосвязи, в непрерывном изменении, конкретно-исторически
4. практика как основной критерий истинности знаний
Философская методологияМетафизический метод – вещи и явления рассматриваются изолировано, отдельно, независимо друг от друга (простое, единое, целостное)Диалектический

Слайд 32Общенаучные методы
1. общелогические
2. теоретические
3. эмпирические

Общенаучные методы1. общелогические2. теоретические3. эмпирические

Слайд 33Общелогические методы
индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда

частных единичных фактов, то есть познание от частного к общему.


дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.
анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
аналогия
Общелогические методыиндукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, то есть познание от

Слайд 34Общелогические методы
Обобщение понятия – это логическая операция в ходе, которой

совершается переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом,

но меньшим содержанием.
Ограничение понятия – это логическая операция, в ходе которой происходит переход от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
Общелогические методыОбобщение понятия – это логическая операция в ходе, которой совершается переход от некоторого понятия к понятию

Слайд 35Теоретические методы
Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность исследуемых объектов.
Аксиоматизация

– построение теорий на основе аксиом.
Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы

дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Теоретические методыФормализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность исследуемых объектов.Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом.Гипотетико-дедуктивный метод

Слайд 36Эмпирические методы
Наблюдение – целенаправленное восприятие действительности.
Сравнение – одновременное соотносительное исследование

и оценка общих для объектов свойств и признаков.
Измерение – сравнение

объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.
Эмпирические методыНаблюдение – целенаправленное восприятие действительности.Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для объектов свойств и

Слайд 37Эмпирические методы
Описание – фиксация средствами языка сведений об объектах.
Эксперимент –

наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Моделирование

Эмпирические методыОписание – фиксация средствами языка сведений об объектах.Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.Моделирование

Слайд 38Общенаучные методы
Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей

своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.
Логический метод -

это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного.
Общенаучные методыИсторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и

Слайд 39Общенаучные методы
Восхождение от абстрактного к конкретному – это получение представления

о реальной действительности посредством осмысления абстракций. Абстрактное, или абстракция, есть

результат абстрагирования - процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами.
Общенаучные методыВосхождение от абстрактного к конкретному – это получение представления о реальной действительности посредством осмысления абстракций. Абстрактное,

Слайд 41Специфика методов СГН
В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное)

могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы и

принципы.
Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность).
Специфика методов СГНВ сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и

Слайд 42Особенности применения метода наблюдения
В социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей

степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации

и других субъективных факторов.
В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».
Особенности применения метода наблюденияВ социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных

Слайд 43Метод понимания
Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в

том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий

дополнить идеей их понимания.
Специфика этнометодологического подхода выражается в том, что он ориентирует исследователя на изучение сугубо духовных явлений культуры, выражая социальную реальность через значение слов, понятий, суждений и т. п., отождествляя ее с практикой языковой коммуникации.
Метод пониманияРазновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных

Слайд 44 социальный эксперимент
Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению

в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом.


Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.
Своеобразной формой социального эксперимента является социальная инженерия. Развитием социальной инженерии является социальное проектирование, широко распространенное в современной социологии.
социальный экспериментВсе шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и

Слайд 45Сравнительный метод
В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнительный (компаративистский) метод, опять

же с учетом специфики их предмета.
а) Сопоставление различных групп

по возрастам деятельности и другим параметрам — метод поперечных срезов.
б) Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени — лонгитюдный метод.
Сравнительный методВ социально-гуманитарных науках широко применяется сравнительный (компаративистский) метод, опять же с учетом специфики их предмета. а)

Слайд 46Специфические методы СГН
идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических

фактов и событий;
диалог («вопросоответный метод»);
понимание и рациональное (интенциональное) объяснение;


ценностный подход («отнесение к ценностям») (Риккерт, Вебер).
Специфические методы СГНидиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;диалог («вопросоответный метод»); понимание и

Слайд 47Анализ документов
Анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях,

наблюдение за которыми уже невозможно.
Анализ документов может быть качественным

(«проблемный поиск», тематические обобщения) и количественным (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).
Анализ документовАнализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Анализ документов

Слайд 48Методы опроса
Методы опроса — основаны на высказываниях людей с целью

выявления их мнений по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных методов

сводится к двум основным формам.
•Анкетирование — опрос по специальным анкетам, содержащим конкретные вопросы.
• Интервью — целенаправленная, заранее запланированная беседа с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».

Методы опросаМетоды опроса — основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам. Все

Слайд 49Монографический метод
Метод монографический — метод, состоящий в том, что данную

проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют

на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.
Названный метод требует максимально полного описания данного случая как характерного, типичного.
Монографический методМетод монографический — метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со

Слайд 50Библиографический метод
Биографический метод — один из методов исследования субъективной стороны

общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в

которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.
Библиографический методБиографический метод — один из методов исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых

Слайд 51тестирование
Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения

которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание

и т.п.).
Выделяют три основные группы тестов — тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ), тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.) и тесты способностей — как общепсихологических (сенсорных, моторных и др.), так и специальных (математических, художественных, музыкальных и др.).
тестированиеТестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания,

Слайд 52социометрия
Метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений.


Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений

в них (например, выявление «лидеров» группы, отношений формальных и неформальных, конфликтных и неконфликтных и т. п.).
социометрияМетод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп»

Слайд 53Игровые методы
Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений —

имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе

нестандартных ситуаций).
Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.
Игровые методыИгровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа

Слайд 54иконография
Иконография (греч. — изображение, образ и описание) — систематическое изучение

и описание изображений каких-либо (чаще всего — религиозных и мифологических)

сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных особенностей.
иконографияИконография (греч. — изображение, образ и описание) — систематическое изучение и описание изображений каких-либо (чаще всего —

Слайд 55Принципы СГ познания
1) Принцип терпимости: этическая толерантность к продуктам научного

творчества, легализация здорового плюрализма, восприимчивость к аргументам, отсутствие идиосинкразии (изменения

чувствительности) к инакомыслию.
2) Принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения.
3) Принцип аполитичности: эпистемологическая реалистичность, автономность, самодостаточность, система запретов на использование идеологем, мифологем, утопий, ориентации на предрассудки.
4) Принцип антиактивизма: деятельная, политическая абсистенция (уклонение, отсутствие). Назначение теоретика — объяснять, а не изменять мир.
5) Принцип гуманизма: общество — средство, человек — цель.
Принципы СГ познания1) Принцип терпимости: этическая толерантность к продуктам научного творчества, легализация здорового плюрализма, восприимчивость к аргументам,

Слайд 56Лекция 3. Научный стиль. Основные жанры научного стиля речи
1. Понятие

научного стиля, его характерные особенности.
2. Классификации жанров научного стиля.


3. Основные жанры научного стиля речи: монография, научная статья, доклад, реферат, аннотация, конспект, тезисы и т.д.
Лекция 3. Научный стиль. Основные жанры научного стиля речи1. Понятие научного стиля, его характерные особенности. 2. Классификации

Слайд 57Научный стиль
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, –

это наука.
Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь.


Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи.
Научный стильСфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле

Слайд 58Основные черты научного стиля речи
Основными чертами научного стиля и в

письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и

объективность изложения.
Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология.
Основные черты научного стиля речиОсновными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность,

Слайд 59Жанры научного стиля речи
Жанр - форма организации речевого материала в

рамках того или иного стиля речи.
В жанровом отношении научная

речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи.
Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
Жанры научного стиля речиЖанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В

Слайд 601. Функционально-стилевая классификация
1.1. Собственно научный стиль
1.2. Научно-информативный
1.3. Научно-справочный
1.4. Научно-учебный
1.5. Научно-популярный
1.6. Научно-деловой

1.	Функционально-стилевая классификация1.1.	Собственно научный стиль1.2.	Научно-информативный1.3.	Научно-справочный1.4.	Научно-учебный1.5.	Научно-популярный1.6. Научно-деловой

Слайд 612. Жанровая классификация
2.1. Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
2.2. Реферат,

аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
2.3. Словарь, справочник, каталог
2.4. Учебник, словарь, методическое пособие,

лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
2.5. Очерк, книга, лекция, статья

2.	Жанровая классификация2.1.	Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа2.2.	Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание2.3.	Словарь, справочник, каталог2.4.	Учебник,

Слайд 62Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме
В основании

этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис

включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете).
Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста.
Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схемеВ основании этой схемы находится главный тезис - утверждение,

Слайд 63первичные жанры научного стиля
Монография - научный труд, научная книга, посвященная

изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья - сочинение небольшого

размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

первичные жанры научного стиляМонография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса. Научная статья

Слайд 64Собственно-научный стиль речи
В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная

работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к

другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам.
Собственно-научный стиль речиВ эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная

Слайд 65В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
– название (заголовок),
– введение,

основная часть,
– заключение.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:– название (заголовок),– введение,– основная часть,– заключение.

Слайд 66Название (заголовок) научного текста
Название (заголовок) научного текста - важнейшая

информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста.


Существует несколько типов заголовков:
название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);
название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);
названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).
Название (заголовок) научного текста Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и

Слайд 67Введение
Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем

обосновывается
выбор темы исследования,
описываются методы исследования,
формулируются цели и задачи работы.

ВведениеВведение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновываетсявыбор темы исследования,описываются методы исследования,формулируются цели и

Слайд 68Основная часть
Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы

в соответствии с задачами и объемом работы.
В научной статье

главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Основная частьОсновная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы.

Слайд 69заключение
Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого

резюме.

заключениеЗаключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Слайд 70Как написать научную статью?

Как написать научную статью?

Слайд 71Виды статей
1. Научно-теоретические статьи 
2. Научно-практические статьи 
3. Научно-методические статьи 

Виды статей1. Научно-теоретические статьи 2. Научно-практические статьи 3. Научно-методические статьи 

Слайд 72Структура научной статьи
- заголовок статьи,
- сведения об авторах,


- аннотация,
- ключевые слова,
- основной текст статьи,
-

библиографические ссылки,
- библиографический список

Структура научной статьи - заголовок статьи, - сведения об авторах, - аннотация, - ключевые слова, - основной

Слайд 73Заголовок статьи
должен отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного

научного исследования. Название научной статьи должно кратко и точно суммировать

исследование
Заголовок статьи должен отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно кратко

Слайд 74Сведения об авторах
статьи должны содержать ученое звание, ученую степень,

место работы, учебы, контактные данные

Сведения об авторах статьи должны содержать ученое звание, ученую степень, место работы, учебы, контактные данные

Слайд 75Что такое аннотация?
1) жанр научно-информативного подстиля, характеризующийся кратким обозначением тематики

(или проблематики) статьи без её подробного раскрытия;
2) письменное высказывание

создаваемое с целью убеждения читателя, формирования его мнения.

Что такое аннотация?1) жанр научно-информативного подстиля, характеризующийся кратким обозначением тематики (или проблематики) статьи без её подробного раскрытия;

Слайд 77Полезные фразы
- В данной статье рассматривается проблема...
- В данной статье

обосновывается идея о том, что...
- В данной статье прослеживается...
- В

статье затрагивается тема...
- В данной статье даётся сравнение...
- Статья посвящена комплексному исследованию...
- Целью статьи является анализ изучения...
- Статья посвящена феномену...
- В статье раскрываются проблемы...
- В статье выделяются и описываются характерные особенности...
- В статье выяснены особенности...
- На основе изучения… установлено...
- Статья посвящена анализу...
- На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
- Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
- Автором предложены...
- Основное содержание исследования составляет анализ...
- Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
- В статье речь идет о...
- Статья раскрывает содержание понятия...
- Автор прослеживает становление...
- Обобщается практический опыт...
- В статье исследуются характерные признаки...
- В статье рассматриваются ключевые этапы...

Полезные фразы- В данной статье рассматривается проблема...- В данной статье обосновывается идея о том, что...- В данной

Слайд 78Что надо помнить
В тексте аннотации следует употреблять стандартную терминологию

и синтаксические конструкции, свойственные языку научной литературы, а также значимые

слова из материала для обеспечения автоматизированного поиска.

Следует избегать сложных предложений.

Сокращения и условные обозначения, кроме общепринятых в научных текстах, используются в исключительных случаях.

Имена собственные (фамилии, наименования организаций и др.) приводятся на языке первоисточника. Допускается транслитерация собственных имен и перевод их на язык аннотации с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании.

Географические названия следует приводить в соответствии с последним изданием «Атласа мира». При отсутствии данного географического названия в «Атласе мира» его приводят в той же форме, что и в исходном документе.

С точки зрения языковых средств, аннотация характеризуется употреблением однозначных слов, терминов, кратких прилагательных для выражения постоянных свойств предметов, глаголов в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.

Что надо помнить В тексте аннотации следует употреблять стандартную терминологию и синтаксические конструкции, свойственные языку научной литературы,

Слайд 79Что неуместно в аннотации
Не допускается повествование от собственного имени и

выражение мнения автора («я думаю», «я считаю», «по моему мнению»

и пр.).

- В аннотации также неуместны расхожие штампы и общеизвестные сведения.

- Аннотация должна быть понятна читателю-неспециалисту, для чего используют общепринятые определения термины: узкая научная терминология употребляться не должна.

- Аннотация не может представлять собой выдержку из текста, обширную цитату из книги или статьи.

Что неуместно в аннотацииНе допускается повествование от собственного имени и выражение мнения автора («я думаю», «я считаю»,

Слайд 80Ключевые слова
набор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной

отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество ключевых слов – 5-7,

количество слов внутри ключевой фразы – не более 3.
Ключевые слованабор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество ключевых

Слайд 81Основной текст статьи
В российских журналах:
1) введение,
2) основную часть,


3) выводы.

В зарубежных журналах:
1) введение (Introduction),
2) материалы и

методы (Materials and Methods),
3) результаты (Results),
4) обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions).

Основной текст статьи В российских журналах:1) введение, 2) основную часть, 3) выводы. В зарубежных журналах:1) введение (Introduction),

Слайд 82Введение
Во введении автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами

исследования. Введение предназначено, чтобы позволить читателя понять гипотезу авторов и

средства ее проверки.
Во введении необходимо также описать методы исследования, процедуры, оборудование, параметры измерения, и т.д., чтобы можно было оценить и/или воспроизвести исследование. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Материалы и методы (Materials and Methods).
ВведениеВо введении автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами исследования. Введение предназначено, чтобы позволить читателя понять

Слайд 83Основная часть статьи
Научная статья должна отображать не только выбранный

инструментарий и полученные результаты, но и процесс самого исследования или

последовательность рассуждений, в результате которых получены теоретические выводы.
В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и обоснование общего вывода в виде физического или статистического объяснения.

Основная часть статьи Научная статья должна отображать не только выбранный инструментарий и полученные результаты, но и процесс

Слайд 84ГОСТы
Формулы, уравнения, рисунки, фотографии и таблицы должны иметь подписи или

заголовки. При их оформлении рекомендуется следовать положениям ГОСТ 2.105-95 и

ГОСТ 7.32-2001.
Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и практика составления».
ГОСТ 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
ГОСТыФормулы, уравнения, рисунки, фотографии и таблицы должны иметь подписи или заголовки. При их оформлении рекомендуется следовать положениям

Слайд 85выводы
В данной части собираются тезисы основных достижений проведенного исследования.
Они

могут быть представлены как в письменной форме, так и в

виде таблиц, графиков, чисел и статистических показателей, характеризующих основные выявленные закономерности.
Выводы должны быть представлены без интерпретации авторами, что служит двум целям: во-первых, дает другим ученым возможность оценить качество самих данных, и во-вторых, позволяет другим давать свою интерпретацию результатов.

выводыВ данной части собираются тезисы основных достижений проведенного исследования. Они могут быть представлены как в письменной форме,

Слайд 86Научно-информативный стиль речи
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:
– реферат,
– аннотация,

конспект,
– тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными

жанрами речи.
Научно-информативный стиль речиОсновными жанрами научно-информативного стиля речи являются:– реферат,– аннотация,– конспект,– тезисы.Эти жанры научных текстов объединены общими

Слайд 87реферат
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации

аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.
Реферат - адекватное по

смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
рефератРеферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.Реферат

Слайд 88Виды рефератов
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста,
и

продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Виды рефератовРеферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого

Слайд 89Репродуктивные рефераты
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал,

сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме

приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Репродуктивные рефератыРеферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и

Слайд 90Продуктивные рефераты
Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление

различных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду

с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
Продуктивные рефератыРеферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.Реферат-доклад имеет

Слайд 91Структура реферата
библиографическое описание
собственно реферативный текст
справочный аппарат

Структура рефератабиблиографическое описаниесобственно реферативный текстсправочный аппарат

Слайд 92В реферате используются речевые клише
- Автор останавливается на вопросе…

- Он

анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- Далее автор рассматривает…

- При этом он

отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

- Отсюда автор делает вывод, что…

- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

- Автор рассматривает…
В реферате используются речевые клише- Автор останавливается на вопросе…- Он анализирует…- Оценивая, он отмечает…- Далее автор рассматривает…-

Слайд 93конспектирование
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений

читаемого или воспринимаемого на слух текста.
При конспектировании происходит свертывание,

компрессия первичного текста.
Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте.
конспектированиеКонспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При

Слайд 94Виды конспектов
С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть

кратким, подробным или смешанным.
По степени соответствия первоисточнику - интегральным

или выборочным.
По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным).
С точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.
Виды конспектовС точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным. По степени соответствия

Слайд 95Виды конспектов
В зависимости от формы представления информации в конспекте и

от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды

конспектов:
конспект-план,

конспект-схема,

текстуальный конспект.
Виды конспектовВ зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста

Слайд 96Правила работы над конспектом
1. Следует записать название конспектируемого произведения (или

его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста,

дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.
Правила работы над конспектом1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.2. Осмыслить

Слайд 97Правила работы над конспектом
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы

и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в

подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Правила работы над конспектом5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное

Слайд 98тезисы
Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с

ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Сокращение при тезировании

производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
тезисыТезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.

Слайд 99Виды тезисов
По представленному в них материалу и по содержанию тезисы

могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным

текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора.
Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
Виды тезисовПо представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением,

Слайд 100Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру
1. Преамбула.
2. Основное тезисное положение.
3.

Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
Графическое

обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса.
В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру1. Преамбула.2. Основное тезисное положение.3. Заключительный тезис.Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается

Слайд 101Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
- Известно, что…
- Следует отметить,

что…
- Однако…
- При этом важно, что…
- Предполагается, что…
- Специалисты ставят

своей задачей
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:- Известно, что…- Следует отметить, что…- Однако…- При этом важно, что…- Предполагается,

Слайд 102Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных

лексических средств:
- Ставит вопрос…
- Считает…
- Сравнивает…
- Приводит пример…
- Перечисляет…
- Характеризует…
-

Подчеркивает…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:- Ставит вопрос…- Считает…- Сравнивает…- Приводит

Слайд 103Лекция 4. Правила написания магистерского диссертационного исследования
1. Методологические основы квалифицированной

работы выпускников магистратуры.
2. Понятие диссертации.
3. Правила организации научной

работы и работы над диссертацией.
4. Основные правила сбора и обработки данных.
5. Оформление полученных результатов.
Лекция 4. Правила написания магистерского диссертационного исследования1. Методологические основы квалифицированной работы выпускников магистратуры. 2. Понятие диссертации. 3.

Слайд 104Что такое диссертация?
Под диссертацией понимают научную работу, которую следует защитить

для получения определенной квалификации по специальности.

Что такое диссертация?Под диссертацией понимают научную работу, которую следует защитить для получения определенной квалификации по специальности.

Слайд 105Признаки диссертации

научное исследование, которое осуществлялось автором лично;
полученные после исследования научные

результаты;
внутреннее единство в структуре и языке повествования работы;
инновационные решения, предложенные

исследователем, которые должны быть четко аргументированы, соотнесены с научными работами по аналогичной тематике и адаптированы под реалии современных общественных отношений;
новые решения, выдвинутые автором работы, должны быть основаны на выводах, полученных из рассмотренных им источников информации;
результаты научно-исследовательской деятельности должны быть вынесены на публичную защиту.
Признаки диссертациинаучное исследование, которое осуществлялось автором лично;полученные после исследования научные результаты;внутреннее единство в структуре и языке повествования

Слайд 106Структура диссертации
В работе всегда должны присутствовать такие стандартные пункты, как:

введение;
основные параграфы, главы и разделы;
заключение;

библиографический список;
приложение.

Главное для автора, чтобы план работы был структурирован, а все его разделы полно отражали содержание работы. Главы должны строиться по принципам последовательности, логичности, подчиненности и взаимосвязи.
Структура диссертацииВ работе всегда должны присутствовать такие стандартные пункты, как:  введение;  основные параграфы, главы и

Слайд 107Магистерская диссертация
Магистерская диссертация является разновидностью диссертационных работ, относящихся к разряду

учебно-исследовательских.
Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная работа учебно-исследовательского содержания,

в которой с помощью авторских научных исследований решаются научные проблемы в той области знаний, которой посвящена тема работы.
Магистерская диссертацияМагистерская диссертация является разновидностью диссертационных работ, относящихся к разряду учебно-исследовательских. Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная

Слайд 108Магистерская диссертация
Магистерская диссертация демонстрирует ее автора как научного работника, показывая

его способность самостоятельно вести научный поиск, творчески формулировать и решать

научные проблемы с помощью общих методов и приемов их решения.
Это первая ступень научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В российской высшей школе магистерская диссертация не считается научным произведением, т.к. степень магистра – это не ученая, а академическая степень.
Магистерская диссертацияМагистерская диссертация демонстрирует ее автора как научного работника, показывая его способность самостоятельно вести научный поиск, творчески

Слайд 109Магистерская диссертация
Магистерская диссертация содержит новый материал, состоящий из описания новых

факторов, явлений и закономерностей, или обобщение известных научных положений в

совершенно ином свете.
Главная задача ее автора – показать уровень своей научной квалификации и способность вести научные исследования, решая конкретные научные задачи.
Она выполняется с целью публичной защиты для получения квалификации и академической степени магистра соответствующей научной специальности.
Магистерская диссертацияМагистерская диссертация содержит новый материал, состоящий из описания новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение известных

Слайд 110Особенности магистерской диссертации
Начальная степень научной деятельности, которая может привести к

поступлению в аспирантуру и написании кандидатской диссертации.
Разработки и выводы, которые

содержатся в диссертации, свидетельствуют о наличии определенных навыков у автора в выбранной научной отрасли.
Написание диссертации свидетельствует не о решении поставленных задач, а о том, насколько автор может самостоятельно осуществлять поиск нужной информации и осуществлять отбор и анализ собранных данных, использовать методы и приемы для решения проблемы.
Для магистерской диссертации не является обязательным требованием публиковать полученные результаты в научных изданиях.
Магистерская диссертация обычно посвящена узкому кругу вопросов, поэтому в процессе проведения сравнительного анализа, необходимо принимать во внимание только вопросы, связанные с конкретной темой, а не по всей проблеме в целом. Критическая оценка публикаций, относящихся к теме исследования, не требуется.
Особенности магистерской диссертацииНачальная степень научной деятельности, которая может привести к поступлению в аспирантуру и написании кандидатской диссертации.Разработки

Слайд 111Задачи магистерской диссертации

Систематизации теоретических навыков и практической подготовки по специализации.
Обобщения

теоретических положений и поиска новых подходов к решению поставленных задач

в исследуемой области.
Проведения исследования, аргументации полученных результатов, способности использовать полученных данные на практическом опыте.
Разработки предложений и рекомендации по имеющейся проблеме.
Задачи магистерской диссертацииСистематизации теоретических навыков и практической подготовки по специализации.Обобщения теоретических положений и поиска новых подходов к

Слайд 112Структура магистерской диссертации
Традиционно магистерская диссертация состоит из следующих структурных элементов:

Титульный лист
Аннотация
Оглавление
Перечень сокращений,

символов и обозначений, если таковые имеются
Введение
Основная часть работы, состоящая из разделов, подразделов и пунктов
Заключение
Библиографический список
Приложения

Структура магистерской диссертацииТрадиционно магистерская диссертация состоит из следующих структурных элементов:  Титульный лист  Аннотация  Оглавление

Слайд 113Стандартные требования
Объем магистерской диссертации составляет примерно 80-100 страниц.
Она должна

быть выполнена на компьютере и напечатана на стандартных листах белой

бумаги А4 через полуторный интервал шрифтом Times New Roman, размером шрифта – 12, размером полей: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 15 мм, нижнее – 20 мм.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, начиная с титульного листа, на котором номер 1 не ставится. Номер страницы ставят в верхнем поле. Каждая глава начинается с новой страницы. Это относится ко всем структурным элементам работы: введению, заключению и т.д.
Стандартные требованияОбъем магистерской диссертации составляет примерно 80-100 страниц. Она должна быть выполнена на компьютере и напечатана на

Слайд 114Аннотация и оглавление
Аннотация включает в себя объем работы, количество страниц,

иллюстраций и таблиц, использованных источников, перечень наиболее часто употребляемых в

работе терминов. Текст содержит объект исследования, цель работы и краткое содержание, методы исследования, их результаты и новизну, качественную и количественную характеристику собранного материала. Объем аннотации – одна страница.

Оглавление включает в себя заголовки магистерской диссертации, начиная с введения, где указаны страницы, с которых они начинаются.
Аннотация и оглавлениеАннотация включает в себя объем работы, количество страниц, иллюстраций и таблиц, использованных источников, перечень наиболее

Слайд 115План работы над диссертацией
Выбор темы. Тема Магистерской диссертации должна быть

актуальной в научном мире. Вы можете самостоятельно выбрать тему, предварительно

обсудив выбор с научным руководителем.
Составление плана работы магистерской диссертацией. Этот этап очень важный. В составлении плана написания магистерской работы должен помочь научный руководитель, так как часто студент-магистрант впервые приступает к такого рода научному исследованию. Форма плана может быть произвольной и состоять из нескольких подтем, которые раскрывают тему научной работы. Эти подтемы могут изменяться во время написания диссертации, меняться местами.
Работа с литературой в библиотеках и Интернете. Книги, научные диссертации, статьи в научных журналах – вот основная литература, которую необходимо обработать и на основе имеющихся данных приниматься за написание магистерской диссертации. Совет, который окажется полезным на этом этапе – это составление картотеки литературных источников.
План работы над диссертациейВыбор темы. Тема Магистерской диссертации должна быть актуальной в научном мире. Вы можете самостоятельно

Слайд 116План работы над диссертацией
Отбор фактического материала и написание разделов магистерской

диссертации. Важно в работе использовать цитаты и давать ссылки на

научные статьи, но не стоит забывать о том, что важно не только заимствовать материал и пересказывать его, а высказывать свою точку зрения по поводу написанного. Помните, что каждый раздел магистерской диссертации должен быть связан с названием темы, ее актуальностью.
Консультации научного руководителя. На протяжении всех этапов работы над магистерской диссертацией научный руководитель помогает, направляет, консультирует, рекомендует литературу и другие источники по теме, оценивает содержание выполненной диссертации (по частям, в целом). Важно перед консультацией с научным руководителем иметь план каждого раздела, его четкую структуру.
Выводы магистерской диссертации должны быть четкими и лаконичными, а также четко структурированными.
План работы над диссертациейОтбор фактического материала и написание разделов магистерской диссертации. Важно в работе использовать цитаты и

Слайд 117Титульный лист диссертации
Титульный лист - первый лист диссертации, заполняемый в

соответствие с ГОСТ 7.32-2001.
Текст “Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования” пишется строчными буквами с первой прописной, наименование вуза - прописными буквами.
Слова «магистерская диссертация» и наименование темы - прописными буквами.
Обязательно указываются должность и ученая степень научного руководителя диссертации, а также консультантов, если они имеются.
Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица.
Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания.
С тем, чтобы увеличить ответственность научного руководителя за подготовку диссертации, на титульном листе в графе «Допустить к защите в ГАК» ставится его подпись.
Титульный лист диссертацииТитульный лист - первый лист диссертации, заполняемый в соответствие с ГОСТ 7.32-2001.Текст “Федеральное государственное образовательное

Слайд 118Оглавление диссертации
В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в

полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы,

на которых эти названия размещены. Название разделов печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов - с отступом (0,8 см). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием.

Над колонкой цифр (колонцифр) в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Библиографический список» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются.
Оглавление диссертацииВ оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в

Слайд 119Введение диссертации
Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку

содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена

диссертация.
Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность.
Введение диссертацииВведение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения,

Слайд 120Основная часть диссертации
Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации

устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Основная часть должна содержать,

как правило, три главы. В ней на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов.
Основная часть диссертацииТребования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.Основная

Слайд 121Заключение диссертации
В заключении должны быть представлены:

общие выводы по результатам работы;
оценка

достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и

зарубежных работ;
предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.
Заключение диссертацииВ заключении должны быть представлены:общие выводы по результатам работы;оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными

Слайд 122Библиографический список диссертации
Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных

при написании магистерской диссертации. В него необходимо включать только те

источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы.

Нормативные акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности:

Нормативные правовые акты (если необходимо);
Иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
Монографии, учебники, учебные пособия;
Авторефераты диссертаций;
Научные статьи.

Библиографический список магистерской диссертации должен содержать не менее 40 источников. Допускается привлечение материалов и данных, полученных с официальных сайтов Интернета. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (адрес сайта, дату получения).
Библиографический список диссертацииБиблиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании магистерской диссертации. В него необходимо

Слайд 123Приложения к диссертации
В приложениях, по необходимости, помещаются иллюстративные материалы, имеющие

вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.п.). Приложения

оформляют как продолжение магистерской диссертации. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной магистерской диссертации, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения также можно включать иллюстрации, таблицы, выполненные на листах формата A3 (297x420 мм).
Приложения к диссертацииВ приложениях, по необходимости, помещаются иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика