Слайд 1Методы и приемы
обучения дошкольников
Слайд 2Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и
обучаемых детей, которая направленная достижение дидактических задач.
Прием – часть метода,
способ работы педагога.
Слайд 3Выбор метода обучения зависит от:
1. Цели и содержания предстоящего занятия
(н-р, при обучении лепке, рисованию, пению ведущим методом будет упражнение).
2.
Оснащенности педагогического процесса (н-р, если в ДОУ нет репродукций, слайдов, то педагог отдает предпочтение словесным методам).
3. От личности педагога (от его способностей, ответственности)
Слайд 4Общие правили использования методов обучения:
Ни один отдельно взятый метод не
может обеспечить результатов в полном объеме.
Хороших результатов в обучении можно
добиться лишь только при использовании не просто нескольких методов, а ряда методов.
Наибольшего эффекта можно добиться, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы обучения, ориентированные на единую цель. т.е. систему методов.
Слайд 51. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ –
умение всматриваться
в явления окружающего
мира, выделять в них
существенное,
основное,
замечать
происходящие
изменения,
устанавливать
причины,
делать
выводы.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
НАГЛЯДНЫХ
ПОСОБИЙ – метод
обучения, дающий
ребенку
наглядный образ
знакомых и незнакомых
предметов, а также позволяющий увидеть
предметы и явления в
динамике.
Слайд 6НАБЛЮДЕНИЕ
В зависимости от
характера
познавательных задач:
По времени:
кратковременные
длительные
распознающего
характера
за изменением и
преобразование объектов
репродуктивного
характера
Слайд 7Требования к наблюдению:
(Е. А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и
др.),
объект наблюдения должен быть интересен для детей;
объект наблюдается в
таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности( лучше в естественной обстановке;
педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;
детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия;
усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);
обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;
- наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Слайд 8Демонстрация картин
и репродукций:
Демонстрация с
использованием ТСО
(технические средства обучения):
слайды
диафильмы
видеофильмы
компьютерные
программы
Виды картин:
специально созданные дидактические картины (сюжетные и предметные0
репродукции известных художников
книжная
графика (иллюстрации)
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Слайд 9Порядок вопросов при
рассматриванием картины.
Вопросы, помогающие восприятию общего смысла
картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»).
Вопросы, побуждающие
к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).
Вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами.
Вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям предлагают представить себя какими-либо персонажами картины и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину».
Слайд 10Наглядные приемы обучения:
показ способов действий,
показ образца,
показ способов
работы.
Слайд 112. ПРАКТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ
ОПЫТЫ И
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Слайд 12Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного
содержания.
Виды упражнений
В зависимости
от способов
выполнения:
В зависимости
от дидактического
материала:
подражательные
конструктивные
творческие
речевые
предметные
игровые
Слайд 13Дидактические правила проведения упражнений:
ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что
им предстоит делать (будем учиться составлять предложения, решать задачи, пересаживать
растения и т.д.);
показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением.
для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования.
выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. От прямого контроля переходить к косвенному, постепенно развивая у детей элементы самоконтроля.
Слайд 14ОПЫТЫ И
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – особая форма поисковой
деятельности ребенка ,
направленная на познание
признаков и свойств предметов и явлений, непосредственно
воспринимаемых при помощи органов чувств (цвет, величина,
форма, запах) и скрытых, неподдающихся такому
непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из
одного состояния в другое и пр.).
Слайд 15
Моделирование - наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип
замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо
условным знаком.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Слайд 16ВИДЫ МОДЕЛЕЙ:
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНО-
СХЕМАТИЧЕСКИЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ
Слайд 17
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ:
1. Они должны легко отражать основные свойства и
отношения. которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичными изучаемому
объекту.
2. Быть простыми для восприятия, доступными для создания и действия с ней.
3. Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью.
4. Должны облегчать познание.
Слайд 183. ИГРОВЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
дидактическая
игра
роль
воображаемая
ситуация
Слайд 19
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ:
внезапное появление объектов, игрушек (сюрпризный момент),
выполнение воспитателем
различных игровых действий,
инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации,
загадывание
и отгадывание загадок,
введение элементов соревнования (в старших группах),
создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
Слайд 204. СЛОВЕСНЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
рассказ
воспитателя,
рассказы детей
беседа
чтение
художественной
литературы
Слайд 21
ТРЕБОВАНИЯ К РАССКАЗУ ПЕДАГОГА:
в рассказе должна отчетливо прослеживаться главная идея,
мысль,
динамичность содержания,
лаконичность,
созвучность личному опыту дошкольников,
художественность его формы,
новизна и
необычность информации для детей,
выразительность речи взрослого.
Слайд 22Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы
и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.
ВИДЫ БЕСЕД:
по содержанию
по дидактическим
целям
познавательные
этические
вводные
обобщающие
(итоговые)
Слайд 23ТРЕБОВАНИЯ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном
отношении,
произведения, соответствующие возрасту и уровню развития детей,
необходимо подготавливать детей
к восприятию произведения краткой беседой, ставить перед ними учебно-познавательную задачу,
следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными ,
после чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
Слайд 24
Словесные приемы обучения:
вопросы к детям,
указание,
пояснение,
объяснение,
педагогическая
оценка.