Слайд 1Методы и процедуры социально-психологического исследования
Поссель Ю.А.
Канд.психол.н., доцент
Слайд 2Литература:
Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы :
учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина.
— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 316 с.
Бусыгина, Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. П. Бусыгина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 423 с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Ин-т социологии РАН, Добросвет, 2003. – 596 с.
Социальная психология. Практикум. Под ред.Т.В.Фоломеевой, М.: Аспект-Пресс, 2006, - 408 с.
Слайд 3Признаки научного исследования
Научное исследование имеет дело с конкретными объектами, с
обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в
распоряжении науки.
Эмпирические данные — то есть данные полученные опытным путем (не теоретически) …
Слайд 4Данными* в социальной психологии могут быть:
а)сведения об открытом
поведении индивидов в группах,
б)либо какие-то характеристики сознания этих индивидов,
в)либо психологические характеристики самой группы,
г) характеристики продуктов человеческой деятельности
Д) отдельные события в жизни человека и группы
Какие категории данных предполагается использовать в вашей работе?
Слайд 5Признаки научного исследования
2. В научном исследовании решаются определенные задачи:
теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или
законов),
эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения),
логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними),
познавательные (расширение знаний об окружающем мире).
Слайд 6Признаки научного исследования
3. Для научного исследования характерно четкое разграничение между
установленными фактами и гипотетическими предположениями.
4. Исследование считается научным, если
методы, которые используются в нем, могут быть воспроизведены и другими людьми.
.
Слайд 7Признаки научного исследования
5. Цель научного исследования – не только объяснение
фактов, но и предсказание их.
В связи с этим остро
стоит вопрос надежности используемых методов (например, насколько точно предсказание победы в выборах какого-либо кандидата, или оценка состояния психологического климата производственного коллектива). Кроме того, наука определяется часто как деятельность, направленная на разрешение проблем.
Слайд 8Признаки научного исследования
6. Научный метод предусматривает, что теоретические суждения и
понятия должны быть связаны с наблюдаемыми явлениями.
7. Используемые термины
должны быть тщательно определены, чтобы их значение было понятным относительно событий действительности. Наличие единой терминологии также является признаком научного исследования.
Слайд 9Социально-психологическое исследование
Это вид научного исследования, проводимого с целью установления в
поведении и деятельности людей определенных психологических закономерностей, обусловленных фактом вхождения
этих людей в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп.
В чем состоит специфика психологических исследований и социально-психологических, в частности, по сравнению с другими науками?
Слайд 10Методология
Для организации процесса научного познания необходима какая-то методология.
Методология
– система принципов научного исследования. Именно она определяет, в какой
мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания.
Можно ли назвать «метод тыка» методологией?
Слайд 11Уровни методологии
У нас
За рубежом
Философская методология
Общенаучная методология - междисциплинарные принципы и
формы исследования (например, теория систем)
Конкретно-научная методология (психологическая) – напр. Деятельностный
подход
Уровень методики и исследовательской техники
Уровень философии метода
Уровень исследовательской технологии
Для решения многих задач этой 2хуровневой схемы достаточно
Слайд 12Метод
Путь, способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; - в
широком смысле
Путь осуществления научного исследования, его организация с использованием соответствующих
приемов и процедур. – в узком смысле.
Слайд 13Научный метод
Совокупность общепринятых приемов и операций, которые использует ученый для
того, чтобы изучать социально-психологические (или какие-либо другие) явления. Новые методы
нуждаются в серьезных обоснованиях.
Использование научных методов важно для достижения объективности
Слайд 14Существует некоторое смешение понятий, НО!:
Метод – основной способ сбора, обработки
и анализа данных. Метод определяется также как способ выполнения чего-либо,
упорядоченная работа с фактами и концепциями, а также принцип воздействия на объект.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методика выступает как конкретная форма реализации метода.
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки психологической информации.
Слайд 15Пример:
Метод – опрос (анкетирование)
Техника – совокупность вопросов, сфломулированных определенным образом
Методика
– конкретный анкетный бланк, вместе с инструкциями для респондента и
анкетера
Процедура - в крупных исследованиях может быть использовано большое количество процедур. В данном случае речь может идти об организации конкретного исследования, а также способах обработки данных.
Слайд 16Виды исследований
По разным основаниям
Слайд 17Виды исследований
(По характеру решаемых исследователем задач )
в социальной психологии
можно также выделить следующие типы (В. Ядов):
1) теоретико-прикладные исследования;
2) прикладные исследования, направленные на решение достаточно ясно очерченных социальных проблем, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику, их психологическое обоснование.
Слайд 18ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
(по условиям)
ЛАБОРАТОРНЫЕ
ПОЛЕВЫЕ
Проводятся в жестко контролируемых условиях лаборатории
Возможность контролировать
все переменные и быть уверенным в источнике влияния
Проводятся в реальных
и привычных для респондента условиях
Трудно контролировать условия, значит нет уверенности в том, что именно какое-то из них повлияло на результат
Слайд 19Лабораторные и полевые исследования
Каждый из этих видов имеет свои плюсы
и минусы
Наиболее продуктивная тенденция – совмещать их, дополняя друг друга
Сначала
выявляют основные закономерности в лаборатории, затем проверяют результат в полевых условиях
Слайд 20ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
(по целям)
Описательное – фиксируется какой-то один показатель (представления,
эмоции, оценки, поведение)
Корреляционное – фиксируется как минимум два показателя, связь
между которыми нас интересует (большой объем данных)
Экспериментальное – изучение причин возникновения и факторов, влияющих на поведение или внутренние процессы (ограниченный объем данных)
Слайд 21Виды исследований
По особенностям используемых методов и объему выборки исследования
можно также выделить
количественные исследования; - «жесткие методы»
качественные исследования –
«мягкие методы».
Слайд 22Количественные и качественные исследования
Слайд 23 Количественный подход
Под ним подразумевается научный, номотетический, объясняющий, естественнонаучный подход.
Методологический сциентизм считает методы точных и естественных наук универсальными и
предлагает распространить их на все остальные науки как средство выявления устойчивых и объективных характеристик изучаемого объекта.
Однако абсолютизация математической статистики и экспериментальных технологий с критериями научности без учета индивидуальных различий сводит образ человека как объекта исследований к теоретической схеме, к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы
Слайд 24Качественный подход
В отличие от количественного подхода в гуманитарных науках под
качественным, определяемым как интуитивистский, описательный, понимающий подход, понимается «гуманистический, гуманитарный,
опытный, феноменологический, клинический, исследование случаев, включенное наблюдение, оценивание и обыденное знание»
Слайд 25Числа
Категории
Абстракции
объяснения
Значения
Опыт
Переживания
понимание
Слайд 26«Emic» и «etic» – данные.
«Emic-данные» – это данные, которые
вытекают из природных или естественных форм поведения. Они только в
минимальной степени зависят от исследователя или обстановки исследования. Они свободные или неформализованные, не зависящие от влияния исследователя данные.
«еtic-данные» представляют собой строгие, формализованные данные, как бы навязанные исследователем. Как правило они получены в результате использования стандартизированных методик
Слайд 27Взаимосвязь этик и эмик аспектов
Только небольшая часть конкретного исследования может
быть описана как полностью независимая от влияния исследователя или полностью
навязанная им. Даже наиболее структурированные типы исследований подвергаются влиянию индивидуальности респондента и его социальной ситуации.
Но и самые естественные ситуации не могут дать полностью свободные от этого влияния результаты, потому что исследователь принимает решение о том, на что обратить внимание, а что проигнорировать.
Слайд 28Континуальность методов
Таким образом, существует континуум методов со свободным («emic») и
строгим («etiс») полюсами данных.
Качественные методы исследования обеспечивают результаты, которые
ближе к свободной, независимой стороне континуума, потому что они позволяют респондентам отвечать своими словами, используя свои категории и осознанные ассоциации.
Тем не менее, они не полностью лишены структуры, т. к. исследователь задает определенные вопросы. По мнению авторов, ни свободные, ни строгие данные не являются предпочтительными, они просто разные
Слайд 29 Количественные и качественные исследования.
Выделяются по особенностям преимущественно используемых
методов и объему выборки
Количественные и качественные методы исследования связаны
друг с другом по принципу функциональной дополнительности. Поэтому речь может идти не о противопоставлении, а о сопоставлении двух традиций – количественной и качественной – и о сочетании этих подходов при проведении социально-психологических исследований.
Слайд 30Комплексный подход к СП-исследованию
социально-психологическое исследование - процесс, движущийся от свободных
данных к строгим и обратно, по кругу.
Малоизученные явления часто
начинают исследовать при помощи инструментов, дающих более свободные данные.
Если же явление изучено лучше, в исследовании преобладают методики, дающие больше строгих данных. При накоплении знаний становится очевидной недостаточность существующих объяснительных схем и возникает потребность в новых свободных данных, и процесс продолжается.
качественные методы не опровергают, а гармонично дополняют статистические количественные методы.
Слайд 31Основные характеристики количественных методов
«формализм»
«массовость».
Исследуемые переменные заданы разработчиком
заранее
отступление от них в процессе сбора невозможно
массовый сбор однотипных данных
предшествует их количественной, цифровой обработке.
Слайд 32Достоинства количественных методов
возможно изучить большое количество испытуемых
обобщить полученные данные достаточно
быстро и легко.
Выявление устойчивых и обьективных характеристик обьекта исследования
позволяет сравнить полученные индивидуальные результаты исследований с обобщенными данными исследований больших выборок.
результаты применения количественных методов дают возможность построения математической модели исследуемого обьекта.
Слайд 33Недостатки количественных методов
необходимым условием применения количественных методов служит наличие системы
понятий, образующих теоретическое описание исследуемого обьекта. Само создание такой системы
понятий требует значительных исследовательских процедур и усилий, а методический аппарат, используемый для достижения этой цели, должен обладать высокой подвижностью.
Очевидно, что количественные методы этой способностью в должной мере не обладают, и в результате изучаемому обьекту искусственно навязывается неадекватный понятийный аппарат.
Слайд 34Недостатки количественных методов
Количественные методы подвергаются критике, прежде всего, с позиций
методологии, поскольку их способность должным образом объяснить и понять глубинный
смысл происходящих явлений и процессов оказывается явно недостаточной.
Там, где нужно проверить уже сформулированную гипотезу или оценить различные варианты практических действий, количественные методы могут предоставить соответствующий инструмент. Если же нужно выявить проблему, сформулировать ее, то такие методы мало эффективны.
Слайд 35Недостатки количественных методов
количественные методы с наибольшей эффективностью используются при анализе
ответов на стандартные вопросы и для изучения стандартных процессов, но
часто беспомощны в определении того, что получило название уникальных и изменчивых свойств личности
«…человек – это форма движения, а «надежность» – это мера нечувствительности теста к изменению». Дж.Келли
Слайд 36Качественные методы
это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные
закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации
Слайд 37Причины обращения к качественным методам
Природа изучаемой проблемы (нетипичный индивидуальный опыт
– болезнь, религиозные убеждения, потребление наркотиков).
Качественные методы необходимы там,
где нужно понять природу неизвестного феномена, детально описать новые аспекты известных проблем, раскрыть скрытые субъективные смыслы социальной практики.
Слайд 38Кто проводит качественные исследования?
Специалисты в разных областях поведенческих и социальных
наук, практики, которые связаны с проблемами человеческого поведения.
Проекты осуществляются и
группами, и одиночками
Слайд 39Качественные методы
носят нестандартизованный характер.
направлены на широкое изучение всего
спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности
ориентируются
на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью
Слайд 40Качественные методы
Предназначены прежде всего для изучения индивидуального аспекта социальной практики
– реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах
Но через
анализ индивидуального могут исследоваться более широкие социальные проблемы, касающихся социальных групп, движений или даже характера функционирования социальных институтов в конкретной социальной ситуации.
Слайд 41Исследователь
изучает проблему в процессе длительного непосредственного контакта с объектом
своего интереса в естественной для него обстановке
является активным инструментом
познания: постигает мироощущение людей, смыслы их жизни, гибко строит процесс сбора данных без жесткой схемы, постоянно пересматривает ее с учетом обстоятельств
Анализирует поток разнообразных полевых материалов, что может привести к пересмотру первоначальной стратегии
Монтирует фрагменты информации об изучаемой реальности в концептуальное видение
Слайд 42Разновидности качественных методов
По фокусу интереса:
Исследование случая (кейс-стади)
Этнографическое описание
Восхождение к теории
История
жизни
История семьи
Историческое исследование (устная история)
Слайд 43Качественные методы
избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют
результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность
для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений.
возможность высказаться совершенно свободно (без навязанной системы понятий) предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.
Слайд 44Они позволяют
преодолеть субъект-объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное,
так и объективное пoзнание;
преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами,
т.е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления;
получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации;
достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных;
представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме;
получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов.
Слайд 45Качественные методы
несмотря на многие преимущества, применение качественных методов вызывает много
споров из-за отсутствия статистических обоснований полученных результатов, что нередко вызывает
сомнения в их валидности.
По мнению Лапьера , количественные измерения, конечно, точны, а качественные, конечно, имеют субъективные ошибки, тем не менее, представляется более ценной тонкая догадка, чем аккуратное исследование по не относящемуся к делу явлению.
Слайд 46Классификация методов психологии по Б.Г.Ананьеву:
Организационные
Эмпирические (методы сбора данных)
Методы обработки данных
(статистические или качественного описания)
Методы интерпретации результатов (приписывание или присвоение смыслов
полученным в исследовании данным)
Слайд 471. Три способа организации исследования:
Сравнительный - изучение одних и тех
же психологических особенностей у разных групп людей, выводы делаются на
основе сравнения групп;
Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени (несколько лет)
Комплексный – с привлечением разных приемов и методов (даже измерительных средств других наук) Это позволяет обнаружить связи между разнопорядковыми явлениями
Слайд 482. Эмпирические методы
По Ананьеву
В социальной психологии
Основные
Наблюдение
Эксперимент
2. Вспомогательные
Опрос
тесты
Наблюдение
Опрос
Фокус-группы
Социометрия
Эксперимент
Тесты в социальной психологии
Проективные методы
Психосемантические процедуры
Слайд 493, 4.Методы обработки и интерпретации
Количественный анализ
Качественный анализ
Слайд 50Методы социальной психологии
Общий обзор методов социальной психологии позволяет расклассифицировать их
на следующие основные категории.
• методы эмпирического исследования;
• методы
обработки и анализа данных исследования;
• методы воздействия;
• методы математического моделирования;
• аппаратурные методы;
Слайд 51Этические принципы проведения исследования:
Принимая решение о проведении исследования следует исходить
из оценки вклада, которое оно способно привнести в психологическую науку
и общее благосостояние людей
Необходимо уважительно относиться к испытуемым и максимально обеспечивать их физическое и психологическое благополучие
Тсследователь должен уважать свободу респондента и его право отказаться от участия в исследовании или выйти из уже начавшегося исследования в любой момент
Слайд 52Этические принципы проведения исследования:
Исследователь должен проинформировать участников о тех аспектах
исследования, которые потенциально могут повлиять на принятие ими решения об
участии в данном исследовании.
Если специфика проведения исследования требует, чтобы его истинная цель была скрыта от испытуемых, то сразу после завершения исследовательских процедур психолог должен сообщить об истинных целях исследования.
Информация об испытуемых, полученная в ходе исследования является СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ.
Слайд 53Программа социально-психологического исследования
Методологический и процедурный раздел
Слайд 54Программа исследования
Любое исследование начинается с написания программы
В программе должно быть
отражено не только ЧТО мы собираемся изучать и КАК мы
будем это делать, но и ПОЧЕМУ
Это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам.
Слайд 55Программа исследования
– это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции)
в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования
с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Составление программы предполагает осуществление следующих процедур:
Слайд 56l. Методологический раздел программы:
Формулировка проблемы, определение объекта и предмета
исследования.
Определение цели и постановка задач исследования
Уточнение и интерпретация
основных понятий
Предварительный системный анализ объекта исследования
5. Развертывание рабочих гипотез
Слайд 57Процедурный раздел программы
Принципиальный (стратегический) план исследования
2. Обоснование системы выборки,
единиц наблюдения
3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и
техник)
4. Схема анализа исходных данных
Слайд 58 1.1.Постановка проблемы
В логике научного знания под проблемой понимается вопрос,
для решения которого пока нет накопленных знаний, поэтому требуются определенные
теоретические и практические действия, направленные на то, чтобы этот вопрос был разрешен.
Решение проблемы в научном исследовании нацелено на приращение некоторого знания, связанного с предметом социальной психологии
Слайд 591.1.Постановка проблемы
В то же время проблемы в социальной психологии тесно
связаны с общественной практикой и запросами общества, социальных институтов и
различных групп людей.
Таким образом, выбор проблемы должен быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социально-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), И тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (ее актуальность).
Слайд 60формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
• возможно более точное разграничение
между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и
известным;
• отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
• расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по приоритету (цели и задачи).
Слайд 611.1.Постановка проблемы
Лучше избегать слишком неясной проблемной ситуации. Иногда над проблемой
трудно работать, так как невозможно собрать информацию и эмпирический материал.
Формулируя
проблему необходимо тщательно проанализировать имеющиеся в литературе попытки ее разрешения.
В литературном обзоре исследователь дает характеристику степени изученности проблемы, отмечает ее отдельные стороны, выделяет противоречия в понимании явления в целом и в имеющихся эмпирических данных.
Слайд 621.2.Цели
ЦЕЛЬ исследования— это то, ради чего проводится исследование, она
ориентирует исследователя на конечный результат и определяет характер работы, она
может быть как теоретико-познавательной так и прикладной. Цель всегда соотносится с выводами.
Слайд 63Если цель исследования теоретико-прикладная , то действия исследователя будут включать:
1 Определение существа познавательной проблемы на основе доступной
информации
2 Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, – разработка теоретической концепции исследования
3 Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий сбор информации на объекте изучения
4 Детальный анализ полученных данных соответственно гипотезам; определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практических приложений на конкретных объектах
Слайд 64Цель исследования практически-прикладная
Анализ литературы и консультации со специалистами
для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте
Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использованием уже апробированных или специально создаваемых методик
Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами
Анализ итогов исследования, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу
Слайд 651.3.Задачи
ЗАДАЧИ должны быть сформулированы таким образом, чтобы они позволили реализовать
конечную цель исследования.
Задачи можно назвать целями второго порядка .
Они показывают нам весь путь исследования, определяют то, что мы должны сделать, чтобы добиться цели (одновременно подсказывают процедуру исследования).
Другими словами, задачи представляют собой определенные шаги, ведущие нас к поставленной цели.
Слайд 66Основные и дополнительные задачи
В программе необходимо отделять основные задачи от
дополнительных. Сразу предусмотреть последовательность задач (для всех этапов исследования) даже
в индивидуальном исследовании очень сложно, да в этом и нет необходимости. Формулировка задач исследования может представлять собой довольно длительный процесс, в ходе которого будут уточняться задачи, возникать новые, и так до окончания работы.
Основная задача исследования отвечает его целевой установке,
дополнительные могут быть поставлены для подготовки решений проблемы в последующих исследованиях (например, изучение второй непредметной стороны объекта; проверка побочных гипотез, не связанных с проблемой проводимого в настоящий момент исследования) или же для решения каких-то методических вопросов (например, дополнительная апробация новой методики и т.п.).
Слайд 67объект исследования
Объект – это то, на что направлен процесс познания.
Объект
— это то, что содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.
В качестве объекта в социальной психологии могут выступать различные социально-психологические процессы (социализация, адаптация, развитие группы и т.д.), явления, социально-психологические образования. Часто в качестве объекта социально-психологического исследования могут указываться группы людей (профессиональные, этнические, возрастные, половые, а также аудитория, масса и т.д.), реже отдельные индивиды.
Им может быть какое-то социально-психологическое явление, какие-то взаимоотношения, содержащие противоречия, конфликт.
Слайд 68Предмет исследования
Предмет изучения – те наиболее значимые с практической
и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат
непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя.
Обычно предмет исследования связан непосредственно с центральным вопросом проблемы.
Одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования.
Вопрос: Объект и предмет полностью совпадают, если или когда…? ??.
Слайд 69Ответ:
перед исследователем стоит задача познания всех сторон и закономерностей функционирования
данного объекта.