Слайд 1Международная миграция рабочей силы
Сущность, причины и виды международной миграции рабочей
силы.
Последствия трудовой миграции.
Государственное регулирование международной трудовой миграции .
Слайд 21.Сущность и причины международной миграции рабочей силы
Международная трудовая миграция
представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой
постоянного места жительства или возвращением к нему с целью получения работы.
Слайд 3Миграция
Эмиграция
Иммиграция
выезд за границу
прибытие из-за границы
Слайд 4Факторы трудовой миграции
Усиление интернационализации экономической жизни, ведущей к возрастанию мобильности
всех факторов производства;
Усиление неравномерности развития мировой экономики;
Слайд 5Причины трудовой миграции
Экономические:
Различия в уровнях экономического и социального развития стран
и, прежде всего, в уровне заработной платы;
Состояние рынка труда
– уровень безработицы.
Вывоз капитала и создание ТНК, требующих соответствующих специалистов.
Слайд 6Неэкономические:
этнические (национализм);
религиозные;
семейные (воссоединение семьи);
экологические (плохая окружающая среда);
политико-правовые (политические гонения, криминальная обстановка в стране);
личные (духовная близость
культур, желание познать новую культуру).
Слайд 7Типы трудовых мигрантов
работающие по контракту;
профессионалы с высоким уровнем подготовки,
образования и практического опыта работы;
нелегальные иммигранты;
переселенцы;
беженцы;
Слайд 8Направления международной миграции рабочей силы
миграция из развивающихся стран в промышленно
развитые страны.
Основными центрами притяжения рабочей силы выступают:
страны Западной Европы
(Германия, Великобритания , Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция и Нидерланды); США; Канада и Австралия.
миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран.
миграция рабочей силы между развивающимися странами.
Слайд 9Основные центры притяжения рабочей силы в группе развивающихся стран:
Нефтедобывающие страны
(Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Ирак и др.)
Новые индустриальные страны (НИС)
в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Индонезия, Тайланд и др); Латинской Америке (Аргентина, бразилия, Венесуэла);
Динамично развивающиеся страны Африки: (ЮАР, Судан, Сомали), Азии: Индия, Пакистан, Йемен и др).
миграция рабочей силы в рамках стран с переходной экономикой.
Центром притяжения рабочей силы является Россия.
Слайд 10Масштабы трудовой миграции.
К началу ХХ1 века нетто-иммиграция обеспечивала в развитых
странах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе
– около 90%.
В основных странах иммигрантах иностранная рабочая сила составляет от 10 до 25% .
Доля иностранной рабочей силы в России- 1,5-2% занятого населения.
Слайд 11Доля иностранной рабочей силы
в % в 2003 г.
Слайд 12Россия является экспортером и импортером рабочей силы.
Валовая миграция рабочей силы
(сумма эмиграции и иммиграции) с 1992 года составила около 10
млн. чел.
Миграционное сальдо (разница между иммиграцией и эмиграцией) является положительным и составило более 3,5 млн. чел., т.е. Число иммигрантов превысило число эмигрантов за счет притока населения из бывших союзных республик.
Миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья является отрицательным: из России эмигрировало в 90-е годы на 1,2 млн. чел больше, чем иммигрировало.
Слайд 13Основными экспортерами рабочей силы в Россию из стран дальнего зарубежья
являются: Турция, Китай, КНДР, Югославия.
Особенностями трудовой миграции в Россию являются:
Приток
осуществляется из развивающихся стран;
Рынок рабочей силы пополняется работниками невысокой квалификации;
Иностранная рабочая сила занята в основном на трудоемких производствах;
Значительны доля нелегальной миграции (от 3 до 10 млн.чел).
Слайд 14Распределение иностранной рабочей силы по отраслям российской экономики 2004 г.
Слайд 15Направления эмиграция рабочей силы из России совпадают с направлениями потоков
международной миграции: в страны Западной Европы и Северную Америку. Наибольший
поток эмигрантов приходится на 1992 г., в связи с либерализаций миграционных процессов.
Около 30% мигрантов составляют работники высокой квалификации: юристы, инженеры, врачи, программисты, и творческие работники: ученые, писатели, художники, музыканты. Убытки от «утечки мозгов» оцениваются в 45 млрд. долл. в год.
Слайд 162. Последствия трудовой миграции
Международная миграция рабочей силы оказывает неоднозначное влияние
на экономику как страны — экспортера, так и страны —
импортера рабочей силы.
Слайд 17Положительные последствия миграции рабочей силы для страны-донора (экспортера рабочей силы)
Сокращение
безработицы и расходов по ее социальному обслуживанию;
Приток в страну части
доходов эмигрантов, что улучшает платежный баланс страны;
Инвестирование доходов эмигрантов с отечественную экономику, что способствует ее развитию.
Слайд 18Отрицательные последствия эмиграции
Отток квалифицированной рабочей силы – «утечка умов»;
Дефицит квалифицированной
рабочей силы в стране-экспортере;
Потеря части доходов, связанных с подготовкой рабочей
силы;
Ухудшение демографической ситуации;
Снижение налоговых поступлений в госбюджет.
Слайд 19Положительные последствия миграции рабочей силы для страны-импортера (рецепиента)
Привлечение квалифицированной рабочей
силы (40% ученых в США-эмигранты)
Снижение расходов на подготовку квалифицированной рабочей
силы;
Обеспечение рабочей силой отраслей, испытывающих ее дефицит;
Пополнение госбюджета за счет платежей эмигрантов (налоги, платежи за получения гражданства, вида на жительство и пр.)
Слайд 20Отрицательные последствия миграции для страны-импортера
Рост напряженности на рынке труда, увеличение
безработицы;
Повышение социальной напряженности в стране, националистических настроений, межнациональных конфликтов;
Рост социальных
расходов государства;
Рост правонарушений.
Слайд 21Несмотря на ряд негативных моментов, связанных с миграцией рабочей силы,
данный процесс усиливается в мире в связи с формирование международного
рынка труда, основой которого является углубление разделения труда, транснационализации и глобализации экономики.
Большинство стран мира являются как экспортерами, так и импортерами рабочей силы. В перспективе процессы миграции будут усиливаться, поэтому возрастает роль государства в их регулировании.
Слайд 223. Государственное регулирование международной трудовой миграции
Государственная миграционная политика представляет
собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта
рабочей силы.
Слайд 23обеспечение оптимального количественного и качественного состава рабочей силы на внутреннем
рынке труда.
Цель политики
Регулирование процессов миграции осуществляется на основе внутренних законодательных
актов страны, так и на основе международных.
Слайд 24Основные международно-правовые документы , регулирующие трудовую миграцию
Всеобщая декларация прав человека
1948 г.
Международные пакты о гражданских, политических и других правах 1966
г.
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г
Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств- участников СБСЕ
Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Слайд 25Основными международными организациями, регулирующей вопросы трудовой миграции являются:
Международная организация
труда (МОТ);
Международная организация по миграции (МОМ)
Странами ОЭСР создана специальная служба
– система постоянного наблюдения за миграцией.
Ее задачей является координация деятельности национальных иммиграционных управлений .
Страны ОЭСР проводят совместную миграционную политику с целью воздействия на потоки трудовой миграции, чтобы свести к минимуму ее негативные последствия для национальных экономик.
Слайд 26Факторы, влияющие на иммиграционную политику :
1) демографическая ситуация в стране;
2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного
хозяйства;
3) необходимость привлечения в страну дополнительных инвестиций;
4) политическая и социальная обстановка в стране.
Слайд 27 Типы национальной миграционной политики
либеральная
протекционистская
Свободное перемещение рабочей силы и населения
Законодательное
и организационное ограничение миграции рабочей силы и населения
Слайд 28Международные правовые акты, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения рабочей
силы, особенно внутри интеграционных группировок и ограничительные нормы для третьих
стран.
Большинством государств за рамками международных соглашений проводится протекционистская миграционная политика, направленная на защиту национального рынка труда.
Слайд 29 Россия с начала 90-х годов активно входит в международный
рынок труда.
Ею подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции со
многими странами: Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами персидского залива, Германией, Аргентиной, Финляндией, Японией, Австрией, Швейцарией, и др.
В 1992 г. подписан договор о сотрудничестве с МОМ.
Основной организацией, регулирующей миграционные процессы в России является Федеральная миграционная служба МВД РФ.