Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов
1711 - 1765
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл»
А.С.Пушкин
Слайд 3 У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография.
Родился он
в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением
Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.
Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.
Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.
Слайд 4 Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло
юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом
по санному пути, имея за щекой гривенник.
Слайд 5 В 19 лет Михаил Ломоносов попал в
Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую
академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.
В академии курс обучения составлял 8 лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.
Слайд 6В том доме жил М.В. Ломоносов в г.Марбург в Германии.
В
1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных
наук - физики, химии, механики, горного дела, языков.
В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.
Слайд 7 С этого момента начинается стремительная академическая
деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного
проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.
Слайд 8Московский государственный университет
В 1775 году в Москве по инициативе профессора
Ломоносова открывается Московский университет.
Слайд 9Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет
удостоен звания академика
Слайд 10Могила М.В.Ломоносова
Девизом жизни этого гениального человека
до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».
Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 11Прочитайте стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...»
Словарная работа
Астроном -
астроном (ученый).
Весьма - очень сильно.
В жару - в пылу спора
(сильно).
Слыл - все его знали.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Коперник – польский астроном
Птолемей - древнегреческий астроном.
Очаг - место, где разводят огонь для приготовления пищи.
Слайд 12—
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли
ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Точные даты
жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Слайд 13Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей
встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог
изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
В чем противоположность взглядов ученых?
К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
Как повар решает этот спор?
Слайд 14Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
Коперник утверждал, что
Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все
остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
Слайд 15В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута
учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли,
а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
Какова идея стихотворения?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
Слайд 16В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в
стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?
Содружество филологии, астрономии
и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Слайд 17Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «с пышностью, остротой и великолепием»
наполнили русскую поэзию III в. глубоким содержанием.
Главная идея его
творчества - гражданином, служить отечеству - вдохновляла передовых писателей последующих эпох.
Выводы
Слайд 18«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление
впереди книги».
Н.В.
Гоголь.
Слайд 19В.Г.Белинский.
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом
и
пестуном; он был её Петром Великим».
Слайд 20Домашнее задание
Выучить стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…».
Как будем
сдавать его, пока не знаем. До особого распоряжения.