Слайд 1Морфемный
и словообразовательный разбор слова
Слайд 2Урок 1.
Морфема и
морфемный анализ слова
Цель урока: повторить основные морфемы и рассмотреть порядок
морфемного разбора слова.
Слайд 3Порядок морфемного анализа слова
Определите часть речи.
У изменяемого слова найдите окончание,
формообразующий суффикс и определите их значение.
Укажите основу слова (часть слова
без окончания и формообразующего суффикса).
Выделите приставку, словообразовательные суффиксы и подберите слова с теми же аффиксами.
Выделите корень и подберите однокоренные слова.
Запишите графическую схему слова.
Слайд 4Например,
Старинный –
прилагательное, - ый единственного
числа, мужского рода;
основа – старинн
-н- (старинный – старина), подобный суффикс
есть в словах:
«целинный», «надежный»;
4. -ин- (старина – старый), подобный суффикс есть в словах: «целина»,
«величина»;
5. -стар-, однокоренные слова: «старость», «старик», «престарелый»;
6.
Слайд 5Сделайте морфемный разбор слов
Подберезовик
Умываться
Безошибочный
Вниз
Первый
Слайд 6Проверьте себя
Подберезовик
Подберезовик – имя
существительное, имеет нулевое окончание мужского рода именительного падежа единственного числа;
Основа
– подберезовик;
Приставка ПОД- , такая же приставка в словах «подосиновик», «подоконник»;
Суффикс –ОВИК-, такой же суффикс в слове «подосиновик», «грузовик».
Корень –БЕРЕЗ- , однокоренные слова: береза, березовый, березка;
6.
Слайд 7Новые понятия
Аффикс – это словообразующие некорневые морфемы, которые служат для
образования новых слов и делятся на приставки , суффиксы и
постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.
Формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.;
Формообразующие суффиксы не входят в основу слова
Слайд 8Формообразующие суффиксы
Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий –Е, -ЕЕ, -ЕЙ,
-ЕЙШ, -АЙШ;
Суффикс прошедшего времени глагола – Л-;
Суффиксы неопределенной формы глагола
-ТЬ, -ТИ;
Суффиксы причастия –УЩ, -ЮЩ, -АЩ, -ЯЩ, -ИМ, -ЕМ, -Т, -ЕНН, -НН;
Суффиксы деепричастия –А, -Я, -В, -ВШИ,
-ШИ.
Слайд 9Подчеркните основу слов
Доучившись
Пожалели
Изученный
Сильнее
Глубочайший
Теперь сравни свое решение с моим!
Слайд 10Урок 2.
Словообразование
и словообразовательный
разбор слова
Цель урока: вспомнить основные способы
образования слов в русском языке и рассмотреть порядок словообразовательного разбора
слова.
Слайд 12Непроизводная основа – это основа, которая состоит только из корня.
Например, в слове ЗИМА основа ЗИМ- является непроизводной.
Производная основа
– это основа, которая состоит из корня и аффикса.
Например, слово ЗИМНИЙ имеет производную основу ЗИМН-, которая членится на корень и суффикс –Н-
Слайд 13Какую основу можно называть производящей?
Производящая основа – это та основа,
которая «производит», то есть образует новую более сложную основу с
помощью какого-нибудь аффикса.
Например, основа ЗИМ- является производящей по отношению к основе ЗИМН- (ЗИМ + Н),
а основа СНЕГ- является производящей по отношению к основе СНЕЖН- (СНЕГ +Н)
Слайд 14Задание1.
Производная или непроизводная основа в словах?
МЫШЬ
ИЗДАВНА
ОЧЕНЬ
ВОЛЧИЙ
КЛАД
ВОРОТНИК
Слайд 16Схема словобразовательного анализа
1. Дайте толкование лексического значения слова.
2. Найдите слово,
от которого оно образовано, выделите производящую основу.
3. Укажите морфему, с
помощью которой оно образовано.
4. Постройте словообразовательную цепочку.
5. Определите способ образования.
Слайд 17Пример 1.
ПЕЧНИК
1. Печник – это человек, складывающий ПЕЧИ;
2. ПЕЧНИК
ПЕЧЬ;
3. Слово образовано суффиксальным способом.
Слайд 18Пример 2.
Добывают
1. Добывают (начальная форма –ДОБЫВАТЬ – глагол несовершенного
вида от ДОБЫТЬ);
2. Добывают добы+ть;
3.
Слово образовано суффиксальным способом.
Слайд 19Определите способ образования слов
Восхищением;
Устремленность;
Запустению;
Прилет;
Заработали.
Суффиксальный
Суффиксальный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Приставочный
А теперь проверьте себя!
Слайд 20Урок 3.
Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова
Слайд 21Давайте построим словообразовательную цепочку
Слово ВХОД
ХОДИТЬ ВХОДИТЬ
ВХОД
бессуффиксный способ
Слово ПОХОД
ХОДИТЬ
ПОХОДИТЬ ПОХОД
бессуффиксный способ
Слайд 22Проверьте себя!
Смотреть → Смотр
Ездить → Подъезжать → Подъезд
Плыть → Заплыть
→ Заплыв
Бегать → Набегать → Набег
Делать → Переделать → Передел
Слайд 23Проверьте себя!
Безветренно ← безветренный
Дословно ← дословный
Бессердечно ← бессердечный
Поэтапно ← поэтапный
Безошибочно
← безошибочный
Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных!
Слайд 24Трудные случаи!
Найдем основу слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Могла ли эта основа образоваться суффиксальным
способом от основы ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ- ?
Нет, поскольку слова с такой основой
нет.
Тогда нам придется рассмотреть другой способ. Основа ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ- могла быть образована только сложением основ двух слов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В таком случае основа ЖЕЛЕЗНОДОРОЖН- образована путем сложения основ с одновременной суффиксацией
Слайд 25Трудные случаи!
Найдем основу слова ХОРОВОДНЫЙ
Эта основа образована суффиксальным способом от
основы ХОРОВОД-, которая в свою очередь является основой слова ХОРОВОД
Способ
образования слова - суффиксальный
Слайд 26Сверим ответы?
1. 3) надломленный, надкусить, надсечка
2. 2) загородный,
задушевность, закатиться
3. 1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
4. 2)
походка, отцветший, вытяжка, заварка
5. 4) вблизи, второпях, вскоре
6. 3) лесопарк, летопись, косогор
7. 4) горняк
8. 3) переименовать
9. 4) учить – научить – наука - научность
10. 4) быть – прибыть – прибыль – прибыльно
11. 4) перестроить
12. 3) волчица
13. 4) раздолье
14. 1) роно
15. 1) обход