Слайд 2Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки
архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства.
Мозаику можно назвать искусством
декорирования поверхностей — полов, стен или сводов — изображениями, выполненными из плотно прилегающих друг к другу кусочков камня, стекла или керамической плитки.
Слайд 3 Христос - Добрый Пастырь.
Мозаика V века. Мавзолей Галлы Плацидии
Слайд 4Материалы для мозаики
В мозаике можно использовать: смальту, мозаичное стекло, мрамор,
керамическую плитку, керамогранит, природный камень.
В современной мозаике выбор используемых материалов
гораздо шире. Мозаику стали делать буквально из всего, здесь и бутылочное стекло сгодится, и фактура яичной и перепелиной скорлупы может быть задействована, обычные монеты, или части от микросхем и различных плат.
Слайд 6Смальта
Смальта — традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой
кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов.
Смальта обладает
как рядом положительных свойств (рукотворность материала, палитра — несколько тысяч цветов, насыщенность и неповторимость оттенков мозаики, эффект свечения, долговечность), так и особенностями, ограничивающими сферу её применения:
неровная поверхность, колотые грани
высокая трудоёмкость
высокая себестоимость материала
Слайд 8Смальта
Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки
также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии
создает эффект живого цвета, мерцания, так же может быть золотой и серебряной. Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Поэтому мозаика из смальты всегда выглядит очень эффектно. Это один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.
Слайд 9Прямой набор, смальта вдавлена в массу
Слайд 10Стеклянная мозаика
Промышленная стеклянная мозаика имеет достоинства, которых нет, например, у
покрытий из керамики и даже камня. Стекло - самый износостойкий
и непористый материал. При всех вышеперечисленных качествах стеклянная мозаика доступна по цене. Промышленная стеклянная мозаика — идеальный материал для использования на кухнях, бассейнах, банях или саунах, а также при облицовке печей и каминов. Современные технологии позволяют также сделать "золотую" мозаику: листы сусального золота помещают между двумя слоями прозрачного стекла.
Слайд 12Мозаика из мрамора
Мозаика из мрамора может служить как для внутренней
отделки помещений — пол, стены — создавая неповторимый уют плавными
переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркивая утонченный вкус хозяина, так и для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции и ярко выделяя ваш дом или офис из череды серых будней.
Слайд 14Мозаика из мрамора
Мозаика из мрамора, как и мозаика из натурального
камня — это флорентийская мозаика. Художественный эффект флорентийской мозаики основан
на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. Тонкие каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу.
Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности.
Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора, позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.
Слайд 16Мозаика из керамической плитки
Этот материал самый распространенный и дешевый, варианты
цветов и фактур, предлагаемые различными производителями, практически безграничны, что дает
массу свобод в творческом воплощении мозаики. Керамическая плитка может быть эмалированная, глазурованная, или не покрытая эмалью.
Эмалированные плитки имеют поверхность, покрытую слоем цветного стекла, придающего им важные эстетические характеристики (цвет, блеск, декоративный рисунок, различные оттенки и т.д.), а также технические свойства (твердость, непроницаемость и т.д.). Все эти характеристики, как технические, так и эстетические, зависят от типа эмали и могут варьировать в весьма широких пределах. Неэмалированные плитки практически однородны по всей толщине и обычно не имеют никаких декоративных рисунков.
Слайд 17Мозаика из битой керамической
плитки
Слайд 18Промышленная мозаика
Промышленная стеклянная мозаика имеет достоинства, которых нет, например, у
покрытий из керамики и даже камня. Стекло - самый износостойкий
и непористый материал. При всех вышеперечисленных качествах стеклянная мозаика доступна по цене.
Промышленная стеклянная мозаика — идеальный материал для использования на кухнях, бассейнах, банях или саунах, а также при облицовке печей и каминов. Современные технологии позволяют также сделать "золотую" мозаику: листы сусального золота помещают между двумя слоями прозрачного стекла. Выпускается стеклянная мозаика обычно в форме стандартной плитки размером 20х20 мм, 15х15 мм или 10х10 мм.
Для большего удобства при укладке элементы мозаики крепятся по несколько штук к бумаге или пленке на клеевой основе. После застывания плиточного клея бумажную или пленочную основу снимают и затирают швы мозаики.
Слайд 20Методы набора мозаик
Есть всего два метода набора мозаики: прямой и
обратный. Тогда как способов набора этих двух методов существует множество.
Смысл прямого набора - в прямой укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Частицы вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение.
Слайд 22Методы набора мозаик
Мозаика, набранная обратным методом имеет обычно ровную поверхность.
На твердую основу натягивается холст или иная ткань, на которую
в зеркальном отражении переводится рисунок. Дальнейший набор мозаики производится с учетом того, что лицевая сторона расположена со стороны холста. В процессе работы камни закрепляются особым водорастворимым клеем. По окончании работы вся площадь мозаики покрывается тонким слоем песка, а затем широкой кистью аккуратно расчищается. Затем проводится окончательная заливка. Залитая мозаика сохнет положенное время, затем переворачивается. Ткань либо отходит сама, либо отмачивается горячей водой. Песок и остатки клея смываются.
Слайд 24Храм Спаса-на-Крови
Православный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память
того, что на этом месте 1 марта 1881 года в
результате покушения был смертельно ранен император Александр. Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.
Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Слайд 26Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных
сортов итальянского мрамора
Слайд 29Современная мозаика
В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди
(Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария).
В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А.А. Дейнека, П.Д. Корин, И.М. Рабинович, Б.А. Тальберг и др.)
В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.
Слайд 31Работа Антонио Гауди, парк Гуэля в Барселоне, Испания. 1900-1914 гг.
Слайд 32Работа Антонио Гауди, парк Гуэля в Барселоне, Испания. 1900-1914 гг.
Слайд 33«Сказочный город» Антонио Гауди (парк Гуэль)
Слайд 37Мозаичное панно
из яичной скорлупы,
окрашенной
акриловыми
красками
Слайд 38Стеклянная мозаика в современном интерьере
Слайд 39Промышленная стеклянная мозаика в современном интерьере