Слайд 1
Презентация к фронтальному занятию по обучению грамоте детей с ОНР,
старшая группа
Тема: «Звук и буква [А]»
Слайд 2 Цель: Познакомить с артикуляторно-акустической характеристикой звука [А]. Познакомить
с буквой «А».
Задачи:
Коррекционные: обучение четкому произношению звука [А], развитие
фонематических процессов, умение различать звук [А] на слух среди других звуков, слогов, слов; выделение начального ударного и безударного звука [А]; деление слов на слоги; соотнесение звука и буквы, составление простых нераспостранённых предложений п 1-фигурным картинкам с помощью вопросов.
Развивающие: развитие слухового, зрительного восприятия, слухового внимания развитие силы голоса, развитие координации речи с движениями, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие мышления (операция анализ).
Воспитывающие: воспитание умения выслушивать ответы товарища.
Слайд 3
Звук и буква А
Отгадайте загадку и
вы узнаете кто прилетел к нам на занятие.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он
летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Назовите первый звук в слове аист.
Сегодня Аист приглашает вас в страну звуков и букв. В этой удивительной стране живёт его любимый звук — «А». Аист вам предлагает спеть звук А. (Дети поют громко, тихо, шёпотом.)
Слайд 4
Фонетическое упражнение
Ребята, где мы можем услышать звук «А»?
Слайд 7Характеристика звука
[А]
Звук А — гласный, его можно петь, язык,
губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, посмотрите как
широко открывается рот, нет преграды.
Звук «А» носит красный костюмчик и живёт в красном домике гласных звуков.
Каким символом мы будем обозначать звук «А»? (Красный большой кружок).
Слайд 8
Игра «Ловишки»
Ребята, Аист предлагает Вам поиграть в игру «Ловишки» с
закрытыми глазами и поймать звук «А».
Закройте глазки, слушайте внимательно
и хлопните в ладоши, когда услышите звук - «А».
А, У, И, О, А, И, А, У, А, Ы, А, ...
АХ, УХ, ОМ, АМ, ИК, АК, …
Ап, ам, уп, оп, ах, ух, их, им, он …
Абажур, обувь, Англия, акация, инжир, айва, ура, ананас, умный, артист, осень, адвокат, акробат, индюк, …
Слайд 9
Игра «ЭХО»
А сейчас поиграем в игру «ЭХО». Слушайте внимательно, как
ЭХО повторяйте, первый звук, что слышите, сразу называйте.
а) в звукосочетаниях:
АУ, АЫ, АО, АИ …
б) в обратных слогах: АМ, АП, АТ, АК, АХ, ...
в) в словах: акация, аист, автор, аквариум ...
Слайд 10
Игра «Отгадай и назови звуки»
А сейчас поиграем в игру «Отгадай
и назови звуки». Слушайте внимательно,отгадайте сколько звуков я произнесу, назовите
звуки и выложите их с помощью символов: Ау, уа.
Слайд 11
Проверь себя
А сейчас поиграем в игру «Отгадай и назови звуки».
Слушайте внимательно,отгадайте сколько звуков я произнесу, назовите звуки и выложите
их с помощью символов: АУ
Слайд 12
Проверь себя
А сейчас поиграем в игру «Отгадай и назови звуки».
Слушайте внимательно,отгадайте сколько звуков я произнесу, назовите звуки и выложите
их с помощью символов: УА
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист бодро отвечает:
- Топай
правой ногой,
Топай левой ногой,
Снова – правой ногой,
Снова – левой ногой,
Потом – правой ногой,
Потом – левой ногой,
Вот тогда придешь домой.
Слайд 14
Игра «Гимнастика ума»
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антена)
Сам алый, сахарный
Кафтан
зелёный, бархатный.
(Арбуз)
Ребята, Аист предлагает Вам отгадать
загадки и назвать первый звук в словах отгадках.
Слайд 15Игра «Четвёртый лишний»
Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвёртый
лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся
в стране букв и звуков. Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.
Слайд 16Игра «Хлопушки» Прохлопай слова и посчитай количество слогов, покажи нужную
цифру.
2
1
3
Слайд 17Игра «Где спрятался звук ?»
Звук «А» любит играть в прятки.
Найдите и назовите картинкие, где с звук «А» спрятался в
начале слова.
Слайд 18
Игра « Подбери словечко»
Это Аня и Антон, приятно познакомиться!
Ребята, помогите
Аисту найти друзей, придумайте имена мальчику и девочке на звук
А.
Слайд 19
Игра « Кто что делает?»
Что делает Аня?
(Аня поёт)
Что
ещё делает Аня?
(Аня подметает.)
Что делает Антон?
(Антон идёт.)
Что делает
автобус?
(Автобус едет.)
Что ещё делает автобус?
(Автобус стоит.)
Ребята, помогите Аисту разобраться Кто, что делает? Выбери нужную картинку и закончить предложение.
Слайд 20
Игра « Кто внимательный»
Аист азбуку учил,
И пятерку получил.
И сегодня без
подсказки,
Сам себе читает сказки.
Какие слова со звуком «А» вы услышали
и запомнили?
Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?
Что делал аист?
Что получил аист?
Чему научился аист?
Аист предлагает разучить это стихотворение.
Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.
Слайд 22Напиши букву «А».
Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают
писать с нижнего левого угла поднимаются вверх к середине квадрата,
а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.
Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам
А
Слайд 23Найди и обведи все буквы «А»
А сейчас возьмите красный карандаш
и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке
(см приложение 1). После выполнения задания дети проверяют себя на экране.
А
Слайд 24 Итог занятия.
О каком звуке и букве мы сегодня
говорили? Кто нас познакомил со звуком и буквой А? Давайте
вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?
Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.
[А]
А
Слайд 25
МОЛОДЦЫ,
ВСЕ ХОРОШО ПОРАБОТАЛИ,
ЗАНЯТИЕ ЗАКОНЧЕНО