Слайд 1
Муниципальное учреждение
культуры «Межпоселенческая центральная районная библиотека Пачелмского района Пензенской
области»
Слайд 2КРУЖЕВО НА РУСИ
.
До сих пор нет точных сведений, о том,
в какое время кружево появились на Вятской земле, как и
откуда оно пришло. Бытует предание, что в начале ХVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии и женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был направлен мастеровым по кораблестроению в Воронеж, однако за провинность попал в немилость и чтобы избежать казни бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотничьему делу, а жена занималась плетением кружев и обучала этому промыслу местных женщин.
Слайд 3В конце ХVIII – начале ХIХ века существовало на Вятской
земле и кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без
сколков простым рисунком. Украшали таким кружевом полотенца и дарили в качестве свадебного подарка.
В середине ХIХ века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. В Кукарке к 80-м годам ХIХ века кружевоплетением занимались уже более 500 женщин. Плели они кружево по готовым сколкам, самостоятельно составлять рисунки умели лишь немногие.
В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получает широкое распространение. Стремясь помочь кустарям, перспективами развития промысла заинтересовалось Вятское земство. В это время активно создаются школы кружевоплетения, издаются для мастериц альбомы с рисунками и сколками кружев.
Слайд 4Покрывала, скатерти, занавески, дорожки, салфетки, накидки, воротнички, отделки к платью
– так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся
они тоже парами коклюшек, но все изделие еще при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком.
Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приемами.
Слайд 5
Кукарское кружево
Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского
кружева не разрабатываются так богато и решетки – они могут
быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решетки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту
Слайд 6 Вологодское кружево
Отличительной особенностью
традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на
узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Слайд 7 Рязанское кружево
Рязанское кружево – поистине уникальное явление в русском
прикладном искусстве. Прославленный не только на всю страну, но и
за ее пределами, этот народный промысел стал самым настоящим ярким пятном на всей истории кружевоплетения в России. Дело в том, что рязанское кружево, в частности, михайловское (по названию города Михайлова Рязанской губернии) стало единственным цветным кружевом. Основным цветом кружева является красный, его гармонично дополняют желтый, зеленый и синий цвета. Впрочем, классические белые кружева тоже встречаются.
Не только цветом рязанское кружево выделяется среди других. В его узорах почти не присутствуют растительные мотивы, зато встречаются изображения животных и птиц, кроме того, множество геометрических элементов. Нити для кружева более толстые и мягкие, чем для остальных, и это придает изделиям менее утонченный, но более уютный и колоритный вид. В Рязанской губернии были распространены три вида кружева – рязанское, михайловское и скопинское. В михайловском кружеве преобладающий цвет – красный, а нити переплетены очень плотно. Скопинское кружево более рыхлое, обязательно имеет элементы, выполненные синей нитью. А вот непосредственно рязанским называли более традиционные, белые кружева.
Слайд 8Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё
те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам
необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьется из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикрепленный к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице.