Слайд 2Симфоническая музыка
Симфония – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое
многочастное произведение
Слайд 3Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.
Родился, вероятно, 31 марта 1732
г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя
Австрия).
Слайд 4Симфония № 103
(«С тремоло литавр») Йозеф Гайдна
Йозеф Гайдна (1732-1809)
– великий австрийский композитор, один из пред-ставителей венской классической школы.
Музыкальные
образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства (мирная счастливая жизнь, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда…)
Симфония № 103 ,вступление
Слайд 5Путешествия в Лондон
Результат: двенадцать знаменитых лон-донских симфоний, которые являются вершиной
симфонизма.
Одна из лондонских симфоний – Симфония № 103 («С тремоло
литавр») получила своё название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло ( от итал. Tremolo - дрожащий) литавр, напоми-нающее отдалённые раскаты грома.
Слайд 6Для закрепления
Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его
исполняют?
1-я часть. Как соотносятся между собой темы вступления, главной и
побочной партий?
Финал. Каким предстаёт перед нами композитор?
Слайд 7Вольфганг Амадей Моцарт-
Австрийский композитор,
капельмейстер,
скрипач-виртуоз,
клавесинист,
органист
Слайд 8Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иоган Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт
Слайд 9Симфония № 40
Моцартовские симфонии – настоящие инструментальные драмы.
Симфония №
40 занимает особое место в творчестве композитора. Эта музыка затрагивает
самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души.
Слайд 10Моцарт и
Леонардо да Винчи…
Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с
другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи.
« Этот портрет
изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете. »
Каждое слово как будто о музыке Моцарта!
Слайд 11Три части Симфонии-1,2 и 4-я написаны в сонатной форме
1-я часть
начинается с изложения главной партии, трепетной, нежной, беспокойный.
2-я часть –
светлая, ясная и спокойная лирика.
3-я часть – менуэт (таковы построения сонатно-симфонического цикла).Музыка строгая, энергичная и целеустремлённая.
4-я часть – финал. Как 1-я часть.
Слайд 12Для закрепления
Какая особенность построения отличае главную партию? Что вносит в
содержание музыки противопоставление двух её элементов?
В каком ладу написана главная
партия, а в каком – побочная?
Слайд 13Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов
XX века.
Народный артист РСФСР (1947)
Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и
шести Сталинских премий (1943, 1946
— трижды, 1947, 1952)
Слайд 14Сергей Прокофьев
Музыка С.Прокофьева – крупнейшего композитора ХХ в. – разнообразна
по содержанию.
Стороны прокофьевской музыки – светлая лирика и мудрое
эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры.
Творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем являются новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии.
Музыкальный почерк – использование особенностей танцевальных жанров, игра тембрами и регистрами
Монументальная кантата – «Александр Невский»
Балеты –
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
Симфоническая сказка- «Петя и Волк»
Семь симфонии
Симфония №1 «Классическая»
В ней сохранена сторогость и логика классический формы XVIII в., и в то же время ёе отличает современный музыкальный язык.
(Музыка – «Золушка»)
Слайд 15Для закрепления
Как вы думаете, герой Симфонии живёт в эпоху венских
классиков или он наш современник?
Какие из частей Симфонии построены в
сонатной форме?
Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
Слайд 16Симфония №5 Л.Бетховена
«Так стучится к нам в дверь судьба» так
Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии №5
Сочиняя её, он
говорил: «Я схвачу судьбу за глотку»
… и вышел победителем из этой схватки.
Слайд 17Борьба человека с ударами судьбы
Осознав трагическую для музыканта болезнь,
Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться
к творчеству.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная Симфонии дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыри части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Слайд 18Каждое поколение по-своему трактует смысл симфонии 5
XIX в., - видели
в герое Симфонии №5 человека в самом себе черпаю-щего силы
и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью.
Позже образ Симфонии №5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
В начале ХХ в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского пере-ворота в России, Симфония №5 воспринималось как симфония навис-шего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему. ..
В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» - мотив судьбы олицетворяя собой стойкость и мужество, поддержи-вали дух заключённых, попавших в фашистские застенки.
«Через борьбу- к победе», «от мрака- к свету» , «через тернии – к звёздам» - самые значимые идеи Симфонии.
Слайд 19Для закрепления материала
1 я часть Симфонии. Тема судьбы – это
вызов? Призыв? Предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы
1-й части Симфонии?
2-я часть . Что вносит в развитие действия вариационное развитие двух тем этой части?
Финал . Каков итог развития музыки?
Слайд 20Франц Шуберт
(1797-1828)
Ф.Шуберт – австрийский композитор.
Творчество композитора называют романтичес-кого направления
в музыке.
С Шуберта началась новая эпоха в истории немецской вокальной
миниатюры.
Он создал более 600 песен.
Благодаря Шуберту появился новый тип -
лирико- драматической симфонии
Симфония №8 2 часть главная
Слайд 21Симфония № 8 («Неоконченная»)
Симфонию №8 современники назвали «Неоконченной» потому, что
она имела не четыре части, как симфонии композиторов- классиков ,
а всего две.
1-я часть написана сонатной форме.
-вступление – это эпиграф сочинения;
-главная и побочная;
-появление темы-эпиграфа.
Симфония №8 2 часть побочная
Слайд 22Для закрепления
Как композитор передал в своей музыке «жизнь чувств»?
Какую
роль в разработке играют мотивы вступления?
Какие инструменты озвучивают основные темы
Симфонии №8?
Слайд 23Урок окончен
Спасибо , за внимание!