Разделы презентаций


Нарушения и коррекция письменной речи у детей

Содержание

План Психология письменной речиФормирование, психологическое содержание и мозговые основы письма

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нарушения и коррекция письменной речи у детей
Тарасенко Н.Н.

Нарушения и коррекция письменной речи у детейТарасенко Н.Н.

Слайд 2План
Психология письменной речи
Формирование, психологическое содержание и мозговые основы письма

План Психология письменной речиФормирование, психологическое содержание и мозговые основы письма

Слайд 3Письмо
. Сложная осознанная форма речи и речевой деятельности
В психологическое

содержание письма входят помимо речи и процессы восприятия разной модальности

— зрительной, акустической и пространственной, входят и двигательные процессы — кинестетической и кинетической природы, зрительные образы-представления буквенных знаков, оперативная память и т.д.
Письмо . Сложная осознанная форма речи и речевой деятельностиВ психологическое содержание письма входят помимо речи и процессы

Слайд 4Речь
Устная

Возникает на втором году жизни
формируется непосредственно в процессе

общения со взрослыми людьми
формируется непроизвольно и протекает автоматически
Письменная
Возникает на

пятом году жизни
формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения
Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык
. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач
Речь Устная Возникает на втором году жизниформируется непосредственно в процессе общения со взрослыми людьмиформируется непроизвольно и протекает

Слайд 5Психологическое содержание
Устная
прежде всего контекстная, что реализуется, во-первых, в разговорной

речи при наличии общей ситуации, которая и создает контекст, внутри

которого передача и прием информации упрощаются
устная речь имеет ряд эмоционально-выразительных средств, помогающих коммуникации
есть целый ряд неформализуемых средств, которые зависят от мотивационной сферы и прямо или косвенно представляют собой проявление активности — общей и вербально
Произносится

Письменная

Ситуативна. Контекст создается в речи
Эмоции должны быть выражены в словах
мотивы письменной речи также возникают позже, и сами они более абстрактны и интеллектуалистичны, их трудно создать
Мыслится

Психологическое содержаниеУстная прежде всего контекстная, что реализуется, во-первых, в разговорной речи при наличии общей ситуации, которая и

Слайд 6Письменная речь
осознанный и произвольный процесс;
ее единицей является монолог;
она не контекстна

в отличие от устной речи, сама себя порождает, активизирует, контролирует,

пользуясь методом перебора средств;
не имеет дополнительных средств, которые сделали бы ее более экономичной с той же степенью точности; поэтому она использует стратегию перебора средств (лексических, синтаксических, фонетических), поэтому она избыточна;
для своего развития требует абстракции; она мыслится, а не произносится;
письменная речь — «алгебра речи»;
Письменная речьосознанный и произвольный процесс;ее единицей является монолог;она не контекстна в отличие от устной речи, сама себя

Слайд 7Психологические предпосылки формирования письменной речи
сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное

владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
формирование (или сохранность) разных

видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений,
сформированность двигательной сферы (праксис руки)
формирование у детей абстрактных способов деятельности,
сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения
Психологические предпосылки формирования письменной речисформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.формирование

Слайд 8Структура письма
Психологический уровень, решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной

речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма
Лингвистический уровень

организации письменной речи — отвечает на вопрос — какими средствами осуществляется письмо; реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты
Психофизиологический уровень в структуре письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые и лежат в основе письменной речи.
Мозговая основа письма. Выполнение такого сложного процесса как письмо возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма.


Структура письмаПсихологический уровень, решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует

Слайд 9Психологический уровень включает ряд звеньев:
1) возникновение намерения, мотива к письменной

речи,
 
2) создание замысла (о чем писать),
 
3) создание на его основе

общего смысла (что писать) содержания,
 
4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
Психологический уровень включает ряд звеньев:1) возникновение намерения, мотива к письменной речи, 2) создание замысла (о чем писать), 3) создание

Слайд 10Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит

из нескольких звеньев:
Процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового

состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы.
Объем акустического восприятия и слухоречевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.
Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы.
Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.
Написание букв, слов, фраз.
Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев: Процесс звукоразличения, с помощью

Слайд 11Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:
1)

процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов;

2) объем

восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и возможно совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки;

3) перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) происходят благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга — ТРО (temporalis — parietalis — occipitalis) височно-теменно-затылочной зоной; здесь и происходит актуализация образов-представлений буквенных знаков;

4) перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходят благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.
Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:1) процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и

Слайд 12Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы

не одного, а ряда участков мозга
. Психологический уровень реализуется за

счет работы лобных отделов мозга — передне-, заднеи медио-базальных отделов лобной области коры головного мозга Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов (зона ТРО) Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи. Совместная работа всех этих морфологических образований мозга и составляет мозговую основу процесса письма.
Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга. Психологический

Слайд 13Письмо
является сложным психическим процессом включающим в свою структуру как

вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное,

акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме.
У детей наблюдается другая картина все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций.
Письмо является сложным психическим процессом включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности

Слайд 14У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать

они в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графомоторных

координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.), но и в сфере высших психических функций — в нарушении общего поведения, внимания, несформированности личности и абстрактных форм мышления и др.
У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать они в сфере не только элементарных психических

Слайд 15Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной

речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно

разделить на две группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы:


1) речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи;
 
2) гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.

Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной речи, и оно проявляется в разных формах,

Слайд 16Артикуляционно-акустическая дисграфия
проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам

в устной речи. Иногда называют «графическим косноязычием»

Артикуляционно-акустическая дисграфияпроявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Иногда называют «графическим косноязычием»

Слайд 17Оптическая дисграфия
связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных

представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Оптическая дисграфиясвязана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях

Слайд 18Моторная дисграфия
Для нее характерны трудности движения руки во время письма,

нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Моторная дисграфия Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и

Слайд 19Дисграфия на почве языкового анализа
Механизмом является нарушение следующих форм языкового

анализа и синтеза:
анализа предложения на слова,
слогового анализа и

фонематического анализа и синтеза.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Дисграфия на почве языкового анализаМеханизмом является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложения на слова,

Слайд 20Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических,

синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах

на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматическая дисграфия Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется

Слайд 21Дисорфография
это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании

заданий или своего речевого замысла
Для детей с дизорфографией основную трудность

вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Дисорфографияэто стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замыслаДля детей с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика