Слайд 1Нарушения и коррекция письменной речи у детей
Тарасенко Н.Н.
Слайд 2План
Психология письменной речи
Формирование, психологическое содержание и мозговые основы письма
Слайд 3Письмо
. Сложная осознанная форма речи и речевой деятельности
В психологическое
содержание письма входят помимо речи и процессы восприятия разной модальности
— зрительной, акустической и пространственной, входят и двигательные процессы — кинестетической и кинетической природы, зрительные образы-представления буквенных знаков, оперативная память и т.д.
Слайд 4Речь
Устная
Возникает на втором году жизни
формируется непосредственно в процессе
общения со взрослыми людьми
формируется непроизвольно и протекает автоматически
Письменная
Возникает на
пятом году жизни
формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения
Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык
. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач
Слайд 5Психологическое содержание
Устная
прежде всего контекстная, что реализуется, во-первых, в разговорной
речи при наличии общей ситуации, которая и создает контекст, внутри
которого передача и прием информации упрощаются
устная речь имеет ряд эмоционально-выразительных средств, помогающих коммуникации
есть целый ряд неформализуемых средств, которые зависят от мотивационной сферы и прямо или косвенно представляют собой проявление активности — общей и вербально
Произносится
Письменная
Ситуативна. Контекст создается в речи
Эмоции должны быть выражены в словах
мотивы письменной речи также возникают позже, и сами они более абстрактны и интеллектуалистичны, их трудно создать
Мыслится
Слайд 6Письменная речь
осознанный и произвольный процесс;
ее единицей является монолог;
она не контекстна
в отличие от устной речи, сама себя порождает, активизирует, контролирует,
пользуясь методом перебора средств;
не имеет дополнительных средств, которые сделали бы ее более экономичной с той же степенью точности; поэтому она использует стратегию перебора средств (лексических, синтаксических, фонетических), поэтому она избыточна;
для своего развития требует абстракции; она мыслится, а не произносится;
письменная речь — «алгебра речи»;
Слайд 7Психологические предпосылки формирования письменной речи
сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное
владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
формирование (или сохранность) разных
видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений,
сформированность двигательной сферы (праксис руки)
формирование у детей абстрактных способов деятельности,
сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения
Слайд 8Структура письма
Психологический уровень, решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной
речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма
Лингвистический уровень
организации письменной речи — отвечает на вопрос — какими средствами осуществляется письмо; реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты
Психофизиологический уровень в структуре письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые и лежат в основе письменной речи.
Мозговая основа письма. Выполнение такого сложного процесса как письмо возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма.
Слайд 9Психологический уровень включает ряд звеньев:
1) возникновение намерения, мотива к письменной
речи,
2) создание замысла (о чем писать),
3) создание на его основе
общего смысла (что писать) содержания,
4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
Слайд 10Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит
из нескольких звеньев:
Процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового
состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы.
Объем акустического восприятия и слухоречевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.
Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы.
Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.
Написание букв, слов, фраз.
Слайд 11Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:
1)
процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов;
2) объем
восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и возможно совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки;
3) перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) происходят благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга — ТРО (temporalis — parietalis — occipitalis) височно-теменно-затылочной зоной; здесь и происходит актуализация образов-представлений буквенных знаков;
4) перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходят благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.
Слайд 12Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы
не одного, а ряда участков мозга
. Психологический уровень реализуется за
счет работы лобных отделов мозга — передне-, заднеи медио-базальных отделов лобной области коры головного мозга Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов (зона ТРО) Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи. Совместная работа всех этих морфологических образований мозга и составляет мозговую основу процесса письма.
Слайд 13Письмо
является сложным психическим процессом включающим в свою структуру как
вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное,
акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме.
У детей наблюдается другая картина все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций.
Слайд 14У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать
они в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графомоторных
координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.), но и в сфере высших психических функций — в нарушении общего поведения, внимания, несформированности личности и абстрактных форм мышления и др.
Слайд 15Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной
речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно
разделить на две группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы:
1) речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи;
2) гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.
Слайд 16Артикуляционно-акустическая дисграфия
проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам
в устной речи. Иногда называют «графическим косноязычием»
Слайд 17Оптическая дисграфия
связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных
представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Слайд 18Моторная дисграфия
Для нее характерны трудности движения руки во время письма,
нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Слайд 19Дисграфия на почве языкового анализа
Механизмом является нарушение следующих форм языкового
анализа и синтеза:
анализа предложения на слова,
слогового анализа и
фонематического анализа и синтеза.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
Слайд 20Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических,
синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах
на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Слайд 21Дисорфография
это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании
заданий или своего речевого замысла
Для детей с дизорфографией основную трудность
вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.