Слайд 1 Научное познание
План:
1. Научное знание
и его характеристики.
2. Проблема возникновения науки.
3. Традиции и новаторство в
науке.
4. Этапы развития науки.
Литература:
Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М., 2008. С. 370-422.
Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т.Фролова. - М., 1989. С. 359 -391.
Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. – М., 2004. С. 297-342.
Слайд 2Наука – форма познавательной деятельности человека, направленная на получение объективной
истины
Совокупность сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных
в систему
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Слайд 3Цель науки – получение знания о реальности
Знание: научное и
ненаучное.
Ненаучное знание:
Жизненно-практическое, неспециализированное (общение, взаимопонимание) – обыденное знание.
2. Специализированные виды
практической деятельности (практическая медицина, практическая педагогика, практическая юриспруденция…).
3. Формы теоретической профессиональной деятельности, связанной с обобщением духовных ценностей (искусство, право…).
4. Псевдонаучное знание - системы представлений, основанные на ложных основаниях, но создающий видимость научности и претендующих на истину (астрология, оккультизм, магия…).
Слайд 4Характеристики научного знания
(критерии – отличительные признаки науки):
1. Универсальность (истинность
знания для всего общества при определенных условиях).
2. Фрагментарность науки
(изучение различных фрагментов и параметров реальности, разделение науки на отдельные дисциплины).
3. Общезначимость (однозначность научного языка).
4. Обезличенность (отсутствие проявления индивидуальных особенностей ученого в конечных результатах научного познания).
Слайд 55. Систематичность (наличие определенной структуры идей, принципов, законов, категорий).
6. Незавершенность
(безграничный рост научного знания, отсутствие абсолютной истины).
7. Преемственность (соотношение новых
знаний со старыми по определенным правилам).
8. Проблемность (решение одной проблемы влечет постановку другой).
9.Критичность (постановка под сомнение и пересмотр основополагающих оснований науки). 10.Обоснованность (требования к проверке по определенным правилам).
Слайд 6Критерии научности фактов:
а) повторная (неоднократная) воспроизводимость;
б) наблюдаемость любым
исследователем
(интерсубъективность);
в) неоднократность верификации
(проверяемости);
г) результаты эмпирических исследований должны
быть обработаны специальными (статистическими)
методами.
Слайд 711.Внеморальность (нейтральность научных истин в морально- этическом плане).
12. Ориентация на
практику.
13.Рациональность (получение знания на основе рациональных процедур и законов логики,
формулирование теорий и положений, выходящих за уровни эмпирического уровня).
14.Чувственность (требования эмпирической проверки с использованием восприятия, что является предпосылкой достоверности).
15. Выводимость (возможность получения нового знания как следствие из предшествующего посредством определенных правил).
Слайд 8Проблема возникновения науки:
Древняя Греция (6 – 5 вв. до н.э.).
Первые программы исследования природы.
2. Расцвет средневековой культуры (12-14 вв.). Осознание
роли опытного знания: Р.Бэкон. Э.Гроссетет.
3. Новое время (16-18 вв.). Начало научной революции (Кеплер, Галилей, Ньютон).
17 век: социальный статус науки. 1662 г – Лондонское королевское общество; 1666 г. – Парижская академия наук.
4. Конец 1-ой трети 19 века. Оформление науки в особую профессию (система высшего образования).
Слайд 9Традиции и новаторство в науке.
Теория «нормальной науки» Т.Куна
1962 г. «Структура
научных революций».
Отказ от науки как системы критериев.
«Нормальная наука» - это
сообщество ученых, объединенных жесткой программой («парадигмой»), которая целиком определяет деятельность ученых.
Парадигма – общепринятая теоретическая концепция (система Коперника, механика Ньютона и т.д.).
Слайд 10Это «дисциплинарная матрица», включающая 4 элемента:
1. Символические обобщения (законы Ома,
Ньютона
и т.д.);
2. Концептуальные модели-утверждения (представления о теплоте
как кинетической энергии, о движении атомов в пустоте, о неделимости атома и т. д.);
3. Ценностные установки;
4. Образцы решения конкретных задач.
Слайд 11Т.Кун: Отрицание новаторства в науке
Жесткая программа ученого.
Наука – это игра
по правилам.
Слайд 12Научные революции – этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских
стратегий, основных научных традиций, мировоззренческих и методологических оснований науки
Глобальные научные
революции
связаны со сменой научных картин мира, с изменением типа научной рациональности:
Слайд 13
1.Революция 17 века (становление
классического естествознания).
Классическое естествознание 17 – 18 вв.)
Идеалы и
нормы классической науки:
1.Поиск очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов и построение на их основе теории.
2. Ориентация на абсолютную истину.
3. Объективность и предметность научного знания. Знание как отражение действительности.
4. Механицизм. Ориентация на сведение сложного к простому (механическим законам).
5.Систематичность и внутренняя согласованность знания.
первая половина 19 вв. (переход дисциплинарно-организованной науке. Механическая картина мира
утрачивает статус общенаучной. Специфические картины реальности (биологическия, химическая…). Поиск путей единства в науке.
сер. 20 вв. (становление неклассического естествознания, революционные перемены в:
физике (открытие делимости атома,
становление релятивистской и квантовой
теории);
космологии (концепция нестационарной
Вселенной);
- химии (квантовая химия);
- биологии (становление генетики);
- становление кибернетики и теории систем.
Слайд 16
Идеалы и нормы неклассической
науки:
1. Релятивизм. Относительность истины.
2. Отказ от наглядности.
3. Интегратизм. Предпосылки к
построению целостной
картины мира.
4. Модернизм. Отход от реальности, допущение ее
новых типов (виртуальная реальность).
5. Психологизм. Субъективность познавательных
образов, плюрализм концепций.
6. Прагматизм. Познавательные стереотипы
эффективности, свобода поиска.
Слайд 17
4. Конец 20- начало
21 века
(применение научных знаний, революция в средствах
хранения и
получения знаний, становление
междисциплинарных и проблемно ориентированных
форм исследовательской деятельности,
создание комплексных исследовательских программ).
Создание междисциплинарных форм исследовательской деятельности, сложных системных объектов. Теория самоорганизующихся
систем.
2. Приоритет гуманистических ценностей. Особая роль – знанию запретов на некоторые научные стратегии. Трансформация идеала «нейтрального исследования.
3. Введение научного знания в контекст социальных условий.
Идеалы и нормы постнеклассической науки:
Слайд 19
Типы рациональности:
Классическая:
Субъект – Средства
познания – (объект). Ориентация на объект.
Неклассическая:
Субъект – (средства познания
– объект). Связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности.
Постнеклассическая:
(Субъект – средства познания – объект).
Введение в познание социальных ценностей и целей.