Слайд 1Наука и культура России в начале XX в.
Слайд 2Наука и культура России в начале XX вв.
Слайд 3Наука и культура России в начале XX вв.
Слайд 4Наука
Иван Петрович Павлов (1849 - 1936)
В 1897 году И. П.
Павлов опубликовал свой труд "Лекции о работе главных пищеварительных желез",
ставший настольным руководством физиологов всего мира.
За эту работу в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.
Слайд 5Наука
Мечников Илья Ильич (1845–1916)
Биолог и патолог, один из основоположников
сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы. Окончил Харьковский
университет (1864). Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Открыл явление фагоцитоза (1883), создал фагоцитарную теорию иммунитета.
Лауреат Нобелевской премии (1908).
Слайд 6Наука
Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945).
Российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный
деятель.
Основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии,
радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ.
Академик АН СССР, первый президент АН Украины.
Слайд 7 Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович
Менделеев
(1834 – 1907)
К его заслугам относится
создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Слайд 8 У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской
гимназии
К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд
блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели.
Слайд 9Наука
Попов Александр Степанович (1859 - 1906)
Русский физик и электротехник,
изобретатель электрической связи без проводов (радиосвязи, радио), основоположник военной радиосвязи.
Слайд 10В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того
времени) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры,
как Б.Г. Луцкой(в 1910г. работавший в Германии), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.
Русский витязь
Илья Муромец
Слайд 11Наука
Тимирязев Климент Аркадьевич(1843— 1920)
Естествоиспытатель, один из основоположников русской школы физиологов
растений.
Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Окончил Петербургский университет (1865).
Почетный доктор Кембриджского университета.
Слайд 12Реализм в литературе
А.П. Чехов
М. Горький
И.А. Бунин
А.И. Куприн
Слайд 13Литература
Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с
началом XX века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение было впервые
употреблено в 1928 Н. Оцупом, соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века.
Слайд 14От гр. symbolon- знак, символ.
Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение
художественной впечатлительности.
Связь с мировой культурой.
Интерес к отечественной классике.
Интуитивное постижение мира,
ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса.
Особая роль творчества.
Появился в России в 80-90 гг. ХIX в.
Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни.
Символизм
Слайд 15Представители в литературе:
В.Я. Брюсов
К.Д. Бальмонт
А.Белый
Ф.К. Сологуб
И.Ф. Анненский
Слайд 16От гр. аkme – высшая степень чего-либо.
Выделился из символизма. Критикует
туманность языка символистов.
Проповедует точность , ясность поэтического языка, логичность в
замысле, в постройке произведения.
Человек должен найти лад с собой и с миром.
Связь с мировой культурой и русской классикой.
Акмеизм
Слайд 17Н.С.Гумилёв
С.М.Городецкий
А.А.Ахматова
О.Э.Мандельштам
Представители в литературе:
Слайд 18От лат. futurum- будущее.
Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство
будущее мира.
Творчество как продолжение природы.
Отказ от традиций.
Разрушение существующей системы жанров.
Разрабатывается
тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура.
Футуризм
Слайд 19Футуризм
Д. Д. Бурлюк
В. В. Хлебников
В. В. Маяковский
Слайд 20От англ. и фр. Image-образ.
Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.
Поедание
образом смысла.
Против политизации искусства.
Используется свободный стих.
Имажинизм
Слайд 21С .А.Есенин
В.Г. Шершневич
А.Б.Мариенгоф
Представители в литературе
Слайд 22Архитектура
В архитектуре – расцвет стиля модерн (стилевое направление в искусстве
конца XIX - начала XXв. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные
средства, свободную планировку, своеобразный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу)
Слайд 23Архитектура
Улица Куйбышева в Санкт-Петербурге
Слайд 24Архитектура
Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге
Слайд 25Архитектура
Особняк Рябушинских в Москве
Слайд 26Живопись
В живописи, появление наряду с реализмом таких стилей как:
- символизм
(Объединение «Голубая роза»);
- примитивизм (эксперименты в области цвета и
формы);
- абстракционизм ( искусство чистых форм и беспредметность, супрематизм);
- объединение «Мир искусства».
Слайд 27Живопись
К. Петров – Водкин. Купание красного коня.
Слайд 28Живопись
К. Петров – Водкин. Автопортрет.
Слайд 29Живопись
К. Петров – Водкин. Натюрморт с селедкой.
Слайд 30Живопись
М. Шагал. Скрипач
М. Шагал. Над городом
Слайд 31Живопись
К. Малевич. Цветущие яблони.
Слайд 32Живопись
К. Малевич.Супрематизм. абстрактная композиция.
К. Малевич. Черный прямоугольник
Слайд 33Наука и культура России в начале XX вв.
Слайд 34Театр
Формирование новых принципов актерской игры и режиссуры в театре –
системы Станиславского.
Появление киноискусства.
Новое развитие отечественных музыкальных традиций
К. С. Станиславский, В.
И. Немирович-Данченко, С. П. Дягилев.
С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
Слайд 35Театр
Станиславский Константин Сергеевич
1863 - 1938 (Москва)
/наст. фамилия Алексеев/
Русский
актер и режиссер, теоретик сценического искусства.